Проблема обеспечения внутреннего и внешнего равновесия в общественном секторе
Решение проблемы обеспечения внешнего и внутреннего равновесия в общественном секторе связано, прежде всего, с бюджетным равновесием.
Финансовая политика по временному лагу отличается от других видов экономической политики. Она имеет более длинный лаг, чем денежная политика, поскольку для принятия решения о налогах и государственных расходах требуется значительная поддержка парламента, а на процедуру согласования уходит много времени. Вопросы денежной политики входят в компетенцию исполнительной власти и требуют меньше времени для принятия. Однако финансовая политика имеет больший эффект, чем денежная, по непосредственному воздействию на совокупный спрос следует учитывать также, что различные вопросы финансовой политики требуют неодинакового времени для решения. Так, расходы из бюджета на научные исследования, на сооружение инфраструктуры (строительство дорог, дамб, туннелей) намного превышают средний временной лаг других расходов государства (например, расходов на государственные закупки товаров и услуг).
Успех финансовой политики зависит от точности информации и своевременности ее применения, запаздывание в ее реализации может оказать отрицательное воздействие на экономическое положение страны. Чтобы избавить политиков от трудных решений и дать им возможность вести честную игру с избирателями - налогоплательщиками, в некоторых странах в законодательном порядке устанавливается максимально возможный бюджетный дефицит (ожидаемый дефицит) на предстоящий бюджетный год.
Недостаток финансовой политики состоит в том, что она действует в режиме запаздывания и избирательно ориентирована на конкретные социальные слои и отдельных людей. Нередко ставка на сбалансированность государственного бюджета становится самоцелью, полностью игнорируется инструментальная функция финансовой политики и связь бюджетного равновесия с макроэкономическим равновесием. Поэтому искусство финансовой политики заключается в умении найти компромисс между внешними и внутренними аспектами бюджетного равновесия, умение сочетать стимулирующую и сдерживающую направленность финансовой политики.
Эффективность финансовой политики повышается в результате сочетания стимулирующей финансовой политики со сдерживающей, в результате использования ее так называемых «встроенных стабилизаторов». Они действуют автоматически, как только возникает в них необходимость, без участия государства.
Роль стабилизаторов состоит в том, чтобы сглаживать последствия экономических циклов и содействовать стабильности экономического положения. Так, одним из строенных стабилизаторов является подоходный налог, ставки которого неодинаковы в различные периоды экономического цикла. В период спада доходы уменьшаются, происходит перемещение людей в низкие доходные группы и их обложение производится по низким налоговым ставкам. В период подъема доходы населения растут и встроенные стабилизаторы действуют в противоположном направлении, способствуют росту налогов и сокращению государственных расходов на социальные цели.
Автоматический антициклический характер действия свойственен и таким встроенным стабилизаторам, как пособия по безработице и социальные выплаты. С ростом занятости в период подъема объем фонда социальных выплат увеличивается и это позволяет зарезервировать часть этих средств для социальных выплат в период кризиса, когда резко возрастает число безработных и обостряется проблема бедности, что позволяет сглаживать последствия экономических спадов.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР
Понимание природы провалов рынка, общественных благ и перераспределительных процессов позволяет уяснить роль государства в рыночной экономике и оценивать фактическое положение дел в общественном секторе с точки зрения принципов экономической теории. Однако ответ на вопрос, как должен функционировать общественный сектор, обычно не во всем совпадает с ответом на вопрос, как он функционирует на практике.
Очевидно, что этот сектор – не просто механизм, способный трансформировать ресурсы в общественные блага в соответствии с запросами потребителей. Он представляет собой, прежде всего, особую сферу деятельности людей, у каждого из которых имеются собственные интересы и предпочтения. Стратегия развития общественного сектора формируется на основе политических решений, а они, очевидно, могут в большей или меньшей степени соответствовать принципам экономической эффективности и справедливости.
Изучение политической жизни общества составляет, разумеется, предмет политологии, а не экономической науки. Однако экономика общественного сектора не может оставить в стороне влияние политических процессов на перераспределение и аллокацию ресурсов этого сектора. Первостепенный интерес для нее представляет, в частности, понимание причин, в силу которых решения, касающиеся общественного сектора, бывают неоптимальными, а также возможностей корректировки таких решений.
Эта проблема имеет две стороны. Необходимо проанализировать, во-первых, возможность достижения в общественном секторе относительно устойчивого баланса разнонаправленных интересов, подобного тому, который обеспечивается в состоянии равновесия на конкурентном рынке. Во-вторых, важно понять, почему такая возможность не полностью реализуется, даже если существует.