Нормативный правовой акт – важнейший источник права РФ
Традиционно изучение источников права начинается с наиболее распространенного источника права - нормативно-правового акта.
НПА - содержит в себе нормы (правила поведения), установленные или признанные государством. Неотвратимость их функционирования гарантирована государственным принуждением.
Понятие «акт» в теории права употребляется в двояком смысле: акт как действие и акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, документ. В этом (втором) смысле обозначается НПА как источник права. Следует отличать НПА от актов, нормы которых не носят нормативный характер и рассчитаны лишь на однократное действие. Их принято называть актами применения права или правоприменительными актами.
НПА следует отличать от нормативных актов (инструкции, которые определяют правила обращения с электротехникой, с конструкторскими наборами и т. д.), которые не являются правовыми, ибо содержат технические, а не правовые нормы.
НПА является не только письменным документом, принятым с соблюдением установленных процедур компетентным государственным органом для установления, изменения или прекращения нормы права, содержащей правило общего характера, распространяющееся на определенный круг лиц в пределах пространства и времени. Нормативно-правовой акт - это документ, зафиксированный в соответствующих носителях, принятый с соблюдением установленных процедур компетентным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или прекращающий нормы права, содержащие правила общего характера, адресованные во времени и пространстве определенному кругу лиц.
Все НПА находятся между собой в системной связи, обладают определенной юридической силой. Юридическая сила НПА зависит не только от места и положения органа, но и от компетенции, которой он наделен государством. По определенным основаниям НПА классифицируются на соответствующие виды.
По содержанию акта, по органу и процедуре принятия могут быть выделены:
1) закон;
2) подзаконный нормативно-правовой акт.
НПА имеет свою структуру (преамбулу, разделы, части и т. д.).
Правовые нормы в различных НПА излагаются разными способами - от полного соответствия правовых норм статьям до изложения нормы права в разных статьях и даже в разных НПА. Так, в уголовном праве уголовно-правовая норма соответствует статье Уголовного кодекса, а в гражданско-правовых - не всегда.
НПА классифицируются по отраслевому принципу или по их принадлежности к конкретным отраслям права:
конституционные;
административные;
уголовные;
финансовые.
Другим основанием деления НПА служат субъекты, их издавшие:
акты органов государства;
акты органов местного самоуправления;
санкционированные государством акты общественных организаций;
акты непосредственной демократии (например, референдум).
Эту классификационную группу актов можно дифференцировать на более конкретные, узкие группы. К таковым можно отнести акты парламента, областной Думы (законодательного собрания области), правительства, администрации области, министерства, управления, муниципального органа и т. д.
Центральным основанием классификации НПА является юридическая сила. Она помогает определить место, значение, функциональную силу, верховенство, уровень подчиненности акта. Иерархическая субординация акта зависит от конституционного положения и компетенции органа, его издавшего.
Структура системы законодательных актов любого государства признает деление ее на два больших блока - на законы и подзаконные НПА. В последнем отражается принцип верховенства закона, а также собственное его содержание.
Систематизация НПА становится необходимостью, т.к. в таком множестве разнообразных актов фактически невозможно ориентироваться в повседневной правовой жизни, тем более при реализации права. Особое значение упорядочение НПА имеет для эффективности правоприменительной деятельности.
Систематизация НПА - приведение на основе соблюдения соответствующих правил и использования определенных способов нормативных правовых актов в научно обоснованную стандартизированную систему.
Систематизация классифицируется на виды: инкорпорации, консолидации, кодификации. Отдельные авторы называют и такой ее вид, как учет.
Инкорпорация - такой вид сложившейся систематизации, при которой НПА объединяются в специальный сборник, в котором каждый из них сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Инкорпорация осуществляется на основе определенных принципов: хронологического, тематического и других. Она подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести Собрание законодательства, а к неофициальной приписывают сборники нормативных актов (материалов) по отраслям права, издаваемых в учебных, просветительских и иных целях подобного характера. Материалы неофициальной инкорпорации не могут служить правовыми источниками, предопределяющими результаты правоприменительной деятельности, т.е. на них не ссылаются, а лишь используют в познавательных целях. Это самый простой вид систематизации.
Консолидация - вид систематизации, в которой НПА объединяются, сохраняя неизменным свое содержание, но при этом каждый из них теряет свое самостоятельное юридическое значение. Сказанное означает, что акты, входящие в консолидированный сборник, самостоятельно применяться не будут. В основе данной систематизации находится т.н. видовой принцип, т.е. систематизация осуществляется по видам деятельности. Примером здесь могут служить консолидированные сборники по линии медицины, обороны, образования, защиты окружающей среды и т.д. Консолидация является пограничным видом систематизации. Она сочетает в себе черты инкорпорации и кодификации. Используется тогда, когда недопустимо ограничиться инкорпорацией, а осуществить кодификацию по разным причинам еще не представляется возможным.
Кодификация - вид систематизации, при которой НПА, регулирующие родственные отношения, объединяются в единый, логически целостный, самостоятельный НПА. Входящие в кодекс или в иную форму кодификации родственные нормативные акты могут подвергнуться заметным изменениям. В процессе кодификации осуществляется устранение устаревшего материала, противоречий в самих нормах и между отдельными нормативными актами, вводятся необходимые новые правила поведения, обеспечивая их согласованность, непротиворечивость по отношению ко всей остальной части содержания проекта нового единого акта. Примером такого подхода могут служить сложные и долгие процессы принятия Уголовного, Уголовно-процессуального, Земельного и других кодексов Российской Федерации.
Кодификации присущи следующие черты:
а) ею имеют право заниматься специальные компетентные органы;
б) результатом кодификационного процесса становится новый нормативный акт;
в) кодификационный акт занимает доминирующее положение по отношению ко всему массиву нормативных актов, действующих в данной сфере общественных отношений (гражданско-правовые, административно-правовые, трудовые и др.).
Наиболее распространенными формами кодификации являются:
1) основы законодательства (содержат наиболее важные, общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов);
2) кодексы (систематизированные комплексные законодательные акты определенной отрасли права);
3) уставы (нормативные акты, регулирующие деятельность отраслевых министерств и приравненных к ним учреждений, например, уставы вооруженных сил, гражданского и речного флотов и т. д.);
4) положения (кодифицированные нормативные акты, определяющие правовой статус и порядок деятельности определенной группы субъектов права, закрепляющие полномочия соответствующих органов, их структуру, компетенцию и т. д.; примером могут служить положения о министерствах, ведомствах и т. п.);
5) правила в некоторой степени сходны с положениями и уставами; ими определяется порядок какой-либо деятельности (в качестве примера можно назвать правила торговли, правила дорожного движения, правила о порядке применения оружия и др.).
Знание источников и систематизации права для государственного и муниципального служащего имеет важное теоретическое и практическое значение:
- во-первых, он узнает значение и место НПА в деятельности государства, воспринимает его как приоритетный по отношению к остальным источникам права.
- во-вторых, знание обычного права, его истоков помогает ему более грамотно ориентироваться в принципах и условиях, влияющих на эффективность функционирования норм права.
Отдельные НПА, вытекающие из обычаев, но механизм реализации которых не соответствует предписаниям обычного права, будут обречены на неэффективное применение. Объясняется это тем, что формы соблюдения, исполнения и осуществления их населением нарушат синхронность взаимосвязи с применением в силу недостаточного совпадения промежуточных и конечной целей норм обычного права, механизма его реализации с конечной и промежуточными целями НПА и процессом (процедурами) его применения. В силу этого обстоятельства взаимосвязи между формой применения и остальными формами реализации права приобретают характер противоречий. Ответственность за негативные последствия, которые могут наступить в местах лишения свободы для виновного лица (смерть, увечья и т.п.), заставляет на Северном Кавказе прибегать к решению вопроса по канонам обычаев; то же самое можно сказать о правоприменительном процессе по факту убийства, изнасилования, кражи, оскорбления и т.д.
- в-третьих, знания об источниках (формах) права облегчают участие государственного служащего в правотворческом процессе, помогают ему в организации качественной профилактики правонарушений, верно влиять на формирование правосознания населения, его правовой культуры.
- в-четвертых, знание источников права позволяет своевременно опережать возможные деформационные проявления в профессиональном правосознании государственных и муниципальных служащих, особенно в местах, где обычаи и обычное право сохраняют среди части населения свои социально-культурные корни и общественно значимое влияние.
- в-пятых, знание источников права в различных странах облегчает сотрудничество работников государства в организации и проведении в различных странах совместных операций против международной преступности, ее ударного отряда - терроризма, в осуществлении совместных миротворческих задач и т. д.