Принятие нормативных актов
Демократическая власть оказывает воздействие на деятельность и поведение людей прежде всего с помощью права, которое представляет собой совокупность общеобязательных правил и норм. В них выражается воля государства по закреплению определенного порядка общественных отношений. Если нормы права безукоризненно соблюдаются, то государство признается правовым.
Основным источником права служит закон, т.е. акт высших органов государственной власти. Он обладает наибольшей, юридической силой по отношению к другим нормативным актам. Правовое государство зиждется на диктатуре закона.
Законы и другие нормативные акты разрабатываются и принимаются в соответствии с установленной процедурой. В законотворческой деятельности участвуют все ветви власти, федеральные и региональные органы государственного управления. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ.
Правительство РФ составляет план законопроектных работ. При этом учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных государственных организаций. Вносимые предложения проходят экспертную оценку в Министерстве юстиции Российской Федерации с привлечением в необходимых случаях соответствующих институтов, организаций.
Предложения должны содержать:
• обоснование необходимости принятия закона;
• концепцию законопроекта, включающую в себя его общую характеристику и основные положения;
• этапы подготовки законопроекта и перечень соисполнителей — разработчиков;
• срок представления законопроекта в Правительство РФ;
• ориентировочный срок внесения законопроекта в Государственную Думу.
Правительство РФ координирует законопроектную деятельность с палатами Федерального Собрания, с органами исполнительной власти субъектов РФ (по вопросам совместного ведения). Органы исполнительной власти субъектов РФ получают планы законопроектных работ Правительства РФ для практического использования и участия в подготовке документов.
Проекты законов и законодательных предложений направляются в Государственную Думу ответственными за их подготовку и представление в парламенте органами власти и подразделениями с приложением ряда документов:
• обоснование необходимости принятия;
• оценка их согласованности с другими нормами;
• ожидаемые социально-экономические и иные последствия применения;
• финансово-экономическое обоснование.
При использовании права законодательной инициативы Президентом РФ проекты законов представляются Правительством РФ, Советом Безопасности, Главным государственно-правовым управлением Президента РФ.
Законопроекты о введении, или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Проекты по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и субъектов РФ в предварительном порядке направляются органам исполнительной власти субъектов РФ.
Руководители центральных органов федеральной исполнительной власти, подразделений Администрации Президента РФ несут персональную ответственность за качество и соблюдение . сроков подготовки проектов, достоверность и своевременность представления необходимой информации.
Соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации, подразделениями Администрации Президента РФ в Государственно-правовое управление Президента РФ представляются предложения о заключениях и поправках Президента РФ по проектам, внесенным на рассмотрение Федерального Собрания не по инициативе Президента РФ. Предложения о возвращении законов на повторное рассмотрение, а также о поправках к ним представляются Государственно-правовым управлением Президента РФ с учетом позиции соответствующих органов исполнительной власти Российской Федерации.
Для снятия замечаний по проектам и Президентом РФ и парламентом применяются соответствующие процедуры. Создаются согласительные комиссии по преодолению возникших разногласий. Для работы в комиссии приглашаются представители Правительства РФ.
Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения им закона (вето) палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий.
Вето Совета Федерации преодолевается Государственной Думой при повторном голосовании не менее чем 2/3 голосов общего числа депутатов.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы. После этого он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ.
При рассмотрении в Парламенте проектов, законодательных инициатив, указов назначаются официальные представители Президента РФ. Ими могут быть Председатель Правительства РФ, его заместители, министры, руководители других органов исполнительной власти, советники Президента РФ.
Полномочными представителями Правительства РФ в парламенте являются статс-секретари, ими назначаются руководители соответствующих министерств и ведомств. Они отвечают за прохождение законопроектов, за взаимодействие с палатами, получение законодателями информации от министерств и ведомств.
Принятый парламентом закон направляется Президенту РФ. Если Президент его отклоняет, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. В случае одобрения в ранее принятой редакции закона большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Процедура принятия закона приводится на рис. 2.3.
Законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня |их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.
Основным документом, определяющим текущую финансово-экономическую политику, является Закон о федеральном бюджете. Его принятию придается социально-политическое значение, а разработка осуществляется по особой процедуре.
Правительство РФ готовит проект федерального бюджета на очередной год и выносит его на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания. Одновременно представляются необходимые материалы и расчеты, предусмотренные Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами. Если требуется внесение изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, связанные с политикой в сфере доходов и расходов, то Правительство вносит проекты соответствующих федеральных законов.
Рис. 2.3. Процедура принятия закона
Центральный банк России представляет в Государственную Думу основные направления государственной денежно-кредитной политики.
Государственная Дума направляет проект закона о федеральном бюджете Президенту РФ, Совету Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
Совет Госдумы утверждает профильные комитеты, ответственные за рассмотрение разделов и подразделов бюджета.
Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях (табл. 2.3). Принятый Госдумой закон передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию из представителей Госдумы, Совета Федерации и Правительства. От каждой стороны участвуют не более 20 человек. Решение комиссия принимает раздельным голосованием. Если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании комиссии представителей данной стороны, решение считается принятым. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается непринятым.
Таблица 2.3.Схема принятия федерального бюджета
Порядок чтения | Рассматриваемые вопросы | Сроки чтения, дней | Результаты и последствия рассмотрения | |
Принятие | Отклонение | |||
Концепция и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. Основные направления бюджетной и налоговой политики. Основные принципы взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Программа внешних заимствований и предоставления кредитов Россией. Основные характеристики федерального бюджета. • доходы по группам, подгруппам, статьям • распределение доходов от федеральных налогов и сборов; между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; • размеры несбалансированности бюджета и источники покрытия дефицита; • общий объем расходов | Утверждаются основные характеристики бюджета | 1. Передача в согласительную комиссию 2. Возвращение Правительству РФ на доработку 3. Постановка вопроса о доверии Правительству РФ | ||
Утверждение расходов по разделам функциональной классификации, размера Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределения его средств по субъектам РФ | Передача в согласительную комиссию | х | ||
Расходы бюджета по подразделам функциональной классификации, уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам; перечень защищенных статей | Принятие для следующего чтения | х | ||
Поправки к закону. Поквартальное распределение доходов, расходов, дефицита бюджета | Передача в Совет Федерации | х |
Президент РФ наделен полномочиями издавать указы и распоряжения. По вопросам, носящим нормативный характер, издаются указы, по вопросам оперативного характера — распоряжения, не являющиеся нормативными актами.
Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, законов и указов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их реализацию. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.
Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ не должны противоречить законам, в случае противоречия действуют положения законов. Указы Президента РФ либо развивают те или иные положения законов, либо формулируют нормы отношений, которые не урегулированы законом.
Акты Президента РФ и Правительства РФ непосредственно используются в управлении страной. Это повышает ответственность Администрации Президента РФ и аппарата Правительства РФ за выработку процедуры решений и ее неукоснительное соблюдение. Не допускается постороннее влияние на принятие решений.
Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти принимают в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами, нормативные ведомственные акты, также являющиеся источниками гражданских прав и обязанностей. Подготовка и принятие нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств регламентируется правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ.
Ведомственные акты издаются во исполнение решений высших органов государственной власти по их поручению или по инициативе самих органов федеральной исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в виде приказов, постановлений, инструкций, положений, разъяснений, указаний. Эти акты регулируют отношения центральных органов власти с предприятиями, организациями, учреждениями и другие вопросы.
Для подготовки проектов ведомственных нормативных актов, разрабатываемых совместно несколькими центральными органами, а также наиболее важных и сложных проектов создаются рабочие группы.
Минюст России осуществляет государственную регистрацию нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, носящих межведомственный характер или затрагивающих права и законные интересы граждан. Государственная регистрация производится в срок до 15 дней с даты получения ведомственного нормативного акта.
На Минюст России возложена функция, связанная с контролем за соответствие ведомственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ. Применение министерствами и ведомствами нормативных актов, не прошедших правовую экспертизу, а также актов, в государственной регистрации которых было отказано, рассматривается как грубое нарушение дисциплины в системе государственной службы, влекущее применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти мер дисциплинарной ответственности в соответствии с Указом Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы».
Официальным опубликованием федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после их опубликования, если при принятии акта не установлен другой срок введения в действие. Акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если не установлен при принятии акта другой срок введения его в действие. В табл. 2.4 приводятся сроки опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.
Ведомственные нормативные акты, подлежащие опубликованию, после регистрации передаются в органы официальной печати. Официальное опубликование ведомственных нормативных актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации.
Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня официального опубликования в газете «Российские вести», если в самом акте не указан более поздний срок. Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования .в «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг вступают в силу со дня их официального опубликования в «Вестнике Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг».
Акты, не прошедшие регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий и не могут служить основанием для регулирования соответствующих отношений, применения каких-либо санкций к организациям, должностным лицам, гражданам за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Ненормативный акт госоргана, а в определенных случаях также нормативный акт, не соответствующий закону или другим правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, могут быть признаны судом недействительными.
Нормативные правовые акты субъекта РФ, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на его территории органами государственной власти, госучреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Таблица 2.4.Сроки опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов
Акты | Сроки опубликования | Сроки вступления в силу | Орган официального опубликования |
Федеральные конституционные законы, федеральные законы | В течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ | По истечении десяти дней после дня официального опубликования, если иное не установлено законом | «Российская газета», «Собрание законодательства РФ» |
Акты Президента РФ | В течение 10 дней после подписания | По истечении семи дней после дня официального опубликования, если при принятии акта не установлен другой срок введения его в действие | «Российская газета», «Российские вести», «Собрание законодательства РФ» |
Акты Правительства РФ | Не позднее 15 дней со дня принятия | Со дня подписания, если при принятии акта не установлен другой срок введения его в действие | «Российская газета», «Российские вести», «Собрание законодательства РФ» |
Ведомственные нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан или носящие межведомственный характер | Не позднее десяти дней после государственной регистрации в Минюсте РФ | В течение 10 дней со дня официального опубликования, если в самом акте не указан более поздний срок | «Российские вести», «Бюллетень нормативных актов» |
Ведомственные акты, не подлежащие опубликованию | — | Со дня присвоения им номера регистрации, если в самом акте не указан более поздний срок | — |
Нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан | Не определены | Со дня официального опубликования, за исключением случаев, установленных советом директоров | «Вестник Банка России» |
Акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг | Не определены | Со дня их официального опубликования | «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» |
Правовые акты законодательного органа, высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа, должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, подлежат опротестованию прокурором. Президент РФ вправе обращаться в законодательный орган субъекта РФ с представлением о приведении конституции (устава) субъекта РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.
Нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта РФ и их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке, если они нарушают права и свободы человека и гражданина, общественных объединений, местного самоуправления.
Президент РФ вправе приостановить действия актов высшего должностного лица субъекта РФ, органа исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса судом.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) госорганов или должностных лиц этих органов, в том числе издание несоответствующего закону акта госоргана, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.
Вопросы для повторения
1. В чем состоят особенности российского федерализма?
2. Охарактеризуйте систему органов государственной власти.
3. Назовите предметы ведения Российской Федерации.
4. Рассмотрите статус субъектов РФ и предметы их ведения.
5. Назовите федеральные органы законодательной и исполнительной власти и их функции.
6. Как регулируется порядок образования органов государственной власти субъектов РФ?
7. Каковы функции и структура органов администрации края, области?
8. Охарактеризуйте задачи улучшения взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.
9. Каковы значение и принципы судебной власти?
10. Перечислите органы судейского сообщества.
11. Каков порядок назначения судей?
12. В чем состоит роль судов в разрешении экономических споров?
13. Каков порядок разработки федерального закона ?
14. Дайте характеристику ведомственным нормативным актам.