Вопрос 1. Аграрная реформа 1861 г. Ее механизм и особенности проведения в белорусских губерниях
Изучение проблемы, посвященной отмене крепостного права, включает в себя такие смысловые блоки, как: анализ предпосылок и причин, заставивших царское правительство провести реформу; выяснение вопросов о ее подготовке и содержании; усвоение особенностей ее проведения в белорусских губерниях; определение значения и уроков аграрной реформы как для Российской империи, так и для Беларуси.
Определяя причины реформы, важно понять, что они разделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся: обострение к середине XIX в. кризиса феодально-крепостнической системы; рост товарно-денежных отношений; ускорение процесса обезземеливания и дифференциации крестьянства; техническое отставание промышленности; нарастание социальной напряженности, стихийных выступлений крестьян. Попытки правительства изменить ситуацию в экономике страны, предпринятые в 30–50-е гг. ХIX в., существенных результатов не дали. К внешним причинам относится поражение России в Крымской войне (1853–1856 гг.) Целесообразно подумать, какие из причин оказались решающими для принятия Александром II решения в пользу отмены крепостного права.
Рассмотрите процесс подготовки реформы. Расскажите о работе созданного в январе 1857 г. «Секретного комитета по крестьянскому делу», который в январе 1858 г. был преобразован в Главный комитет по устройству сельского населения. Объясните, почему подготовку к отмене крепостного права начали с белорусских и литовских губерний.
Необходимо уяснить, что непосредственная подготовка к аграрной реформе началась после рескрипта (ответ монарха) Александра II на имя Виленского генерал-губернатора Назимова. В Беларуси и Литве были созданы губернские комитеты, которые должны были разработать свои проекты. До конца 1858 г. такие комитеты образовались в большинстве губерний России. На основе их предложений Редакционные комиссии (созданы в марте 1859 г.) разработали самобытный российский вариант нового аграрного строя, который заключался в сосуществовании двух типов хозяйств – крупного помещичьего и мелкого крестьянского. Следует разобраться в различных точках зрения помещиков на проведение реформы (консервативно-реакционное «большинство» и либеральное «меньшинство»).
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, «Общее положение» и «Местные положения». Важно понять правовые аспекты этих документов. Так, «Манифест» провозглашал личную свободу крестьян, правила о выкупе земли и т. д. «Местные положения» устанавливали порядок наделения крестьян землей и выполнения ими повинностей в пользу помещика до заключения выкупной сделки.
В белорусских губерниях реформа проводилась на основе «Общего положения» и двух «Местных положений». Объясните, чем вызывались различия в условиях освобождения крестьян в западных и восточных губерниях.
Подчеркните, что механизм реформы включал в себя три основных элемента: наделение землей, повинности и выкуп. Надел давался в расчете на ревизскую душу (мужского пола). В Могилевской и Витебской губерниях, где преобладало общинное землепользование, вводились нормы наделов. Высший душевой надел составлял до 5,5 десятин земли, низший - в три раза меньше. В западных губерниях, где существовало подворное землепользование, сохранялись те наделы, которыми крестьяне пользовались до 1861 г.
Повинности. До заключения выкупной сделки на девять лет вводилось временнообязанное состояние крестьян. На востоке Беларуси устанавливалась барщина в 40 мужских и 30 женских дней в год или годовой оброк в размере 8 руб. На западе Беларуси барщина составляла не более 23 дней в год, оброк до 3 руб. с десятины. Объясните значение уставных грамот и отношение к ним крестьян.
Выкуп. Получить в собственность свой земельный надел крестьяне могли только путем заключения выкупной сделки. С этого момента временнообязанное состояние прекращалось, и они зачислялись в разряд крестьян-владельцев.
Одной из важнейших проблем реформы 1861 г. являлось определение выкупной суммы, которая определялась путем капитализации переведенного на деньги оброка с десятины из расчета 6 % годовых. Крестьянин за земельный надел должен был заплатить такую сумму, которую помещик мог положить в банк под 6% годовых и получать доход, равный годовому оброку. Необходимо выяснить, откуда у крестьян появлялись деньги на внесение выкупных платежей, какую роль в этом сыграло государство, платили крестьяне выкуп лично или нет, и к каким последствиям это привело. Стоит подумать над вопросом о том, являлся ли такой вариант освобождения крестьян справедливым, и пояснить свою точку зрения.
Обратите внимание на то, что реализация реформы в России растянулась более чем на два десятилетия. В Беларуси, в связи с восстанием К.Калиновского, крестьяне центральных и западных губерний с 1 мая 1863 г. были переведены на выкуп и становились собственниками своих наделов. В восточных губерниях надельная земля переходила в собственность крестьян с 1 января 1864 г. Необходимо разобраться в том, какие изменения, кроме названного, были внесены в ход реформы в белорусских губерниях под влиянием восстания 1863-1864 гг.
До 1861 г. крестьянами управлял непосредственно помещик. Важно выяснить, какие органы власти были образованы после отмены крепостного права для управления сельскими обществами.
Законы 1861 г. касались помещичьих крестьян. Следует рассказать, когда и на каких условиях от феодальной зависимости освобождались другие категории сельского населения (государственные крестьяне, чиншевики, однодворцы и т. д.)
Завершая изучение данного вопроса, важно выделить как отрицательные, так и положительные стороны реформы 1861 г. К пережиткам феодализма можно отнести сохранявшиеся помещичье землевладение, сервитуты, чересполосицу, сословное неравноправие крестьянства. Непосильными для крестьян были выкупные платежи. Вместе с тем, реформа 1861 г. стоит в одном ряду с буржуазными революциями в Западной Европе, уничтожившими феодальный строй. Она значительно ускорила переход к капитализму и содействовала превращению Российского государства из феодальной в буржуазную монархию.
Целесообразно подумать, какие уроки могут извлечь наши современники, изучив российский опыт аграрных преобразований 1860-х гг. (влияние исторической личности на ход реформы, опыт и сроки подготовки документов, дифференцированный подход по регионам страны и по социальным категориям населения и т.д.)