Общественное движение во второй четверти XIX в
П.Я.Чаадаев. В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» Петра Чаадаева. После разгрома декабристов Чаадаев впал в глубокий пессимизм, считая, что всякое революционное движение пагубно для России, которую спасет лишь сближение с католическим Западом.
Он полагал, что корень всего зла в том, что русские восприняли образование не из того источника, откуда его воспринял Запад. В первом «Философическом письме» П.Я.Чаадаев писал, что Россия заимствовала первые семена нравственного просвещения у растленной, презираемой народами Западной Византии, и «в то самое время, когда христианство величественно шествовало по пути, указанному божественным его основателем, и увлекало за собой поколения, мы не двигались с места».
Николай I приказал уволить цензора, пропустившего статью в печать, запретить журнал «Телескоп» и сослать его редактора Н.И. Надеждина. О самой статье император сказал, что «содержание оной — смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного». Чаадаев был подвергнут домашнему аресту с предписанием лучшим московским медикам ежедневно проводить освидетельствование физического состояния Чаадаева как душевнобольного.
Но и в русском просвещенном обществе далеко не все относились с сочувствием к идеям Чаадаева. Именно тогда начали формироваться два идейных течения — западников и славянофилов.
Западники и славянофилы. В конце 30-х гг. XIX в. два главных идеолога славянофильства— А.С.Хомяков и И.В.Киреевский — выступили со своеобразными литературными манифестами («О старом и новом» А. С. Хомяков и «В ответ А. С. Хомякову» И. В. Киреевский). Они послужили началом словесных баталий, разгоревшихся в московских салонах. Со стороны славянофилов в развернувшейся войне выступили братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, А.И. Кошелев.
Противниками славянофилов были западники — историк Г.Н.Грановский, юрист К.Д. Кавелин, литераторы и публицисты В. П. Боткин, М. Н. Катков, А.Д. Галахов. Примыкали к ним Л. И. Гер цен и В. Г. Белинский.
В основе философии славянофилов лежала теория о конфликте России и Запада. И.В.Киреевский писал, что для жизни западного человека характерно стремление создать внешние удобные формы жизни. При этом слабые подавляются более сильными, а это, в свою очередь, ведет к революциям и анархии. Подобного не могло быть в допетровской Руси, где духовная сущность личности определялась стремлением к общему благу. По мнению И.В.Киреевского, человек принадлежал миру, а мир — ему. Эта общность не исключала внутренних смут, для защиты от которых люди создали государственный аппарат. Государство было необходимо и для организации отражения внешних нашествий.
Один из идеологов славянофильства К.С.Аксаков писал, что на Западе государство создавалось в виде завоевания, а на Руси оно явилось результатом мирного призвания правителей. И потому в основе Русского государства лежали мир и согласие. Передав государству власть, народ полностью отказался от политических прав, сохранив духовную свободу, т.е. свободу высказывать власти собственное мнение, что отразилось в деятельности земских соборов.
В случае сохранения подобного положения Московская Русь продолжала бы приближаться к своему конечному идеалу — «обществу христианскому». Петр I повел Россию по европейскому направлению, решив дать ей западное просвещение, для которого здесь не было почвы. Новшества, внедренные Петром, восприняли лишь высшие сословия. Народ сохранил верность своим началам и не принял «отвлеченного знания», далекого от реальной жизни. Петровские реформы разорвали связь государства с землей. И теперь государство стало вмешиваться во внутреннюю жизнь народа, доведя его до положения рабов. Для того чтобы вернуть нормальное положение вещей, говорили славянофилы, высшему сословию надлежит восстановить духовную связь с народом.
В отличие от славянофилов западники считали, что именно Петр I вдохнул душу в умирающее тело России и лишь его деяния положили начало русской истории. Даже деспотизм, пришедший в русскую жизнь с Петром I, западники считали лишь побочным результатом.
Заслуга Петра I — движение во всемирную историю. Реформы его — начало исторического развития России, которое было задержано, но не остановлено в правление Николая I. От Петра I идет начало движения за освобождение личности и за создание государства и общества, обеспечивающих эту свободу. В результате петровских реформ общество было разделено на высшее сословие, приобщавшееся к формам европейского бытия, и народ, на который правительство смотрело как на стадо. Даже в XIX в. Столетии, считали западники, народ не способен принять активного участия в историческом процессе.
И для западников, и для славянофилов было характерно стремление к отмене крепостного права путем реформ. Однако в России к тому времени появлялись общественные движения, готовые вести страну по революционному пути.
Первые русские социалисты. Выдающийся литературный критик В. Г. Белинский стал одним из первых в России пропагандистов учениясоциалистов. Белинскийпризывал к народной революции, желая сам принять в ней участие. В 1846 г. вышла книга Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Письмо Белинского к Гоголю по поводу этого произведения разошлось по России с многочисленными вставками, отражающими самые радикальные взгляды. В письме говорилось, что Россия
представляет собой «ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми», где «нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».
Наиболее активно занимались распространением этого письма члены кружка М. В. Буташевича-Петрашевского в Петербурге. На собраниях кружка обсуждались доклады, в которых раскрывались теории французских социалистов. У некоторых членов кружка возникла идея организации вооруженного восстания. Н.А. Спешнев составил «Проект обязательной подписки для членов Тайного общества», главным пунктом которого было участие в восстании. 15 1849 г. большая часть членов кружка была арестована и заключена в Петропавловскую крепость. Суд приговорил 21 человека к расстрелу, замененному каторгой.
Наиболее последовательный проводник социалистических идей, Л. И. Герцен (1812—1870) в своих философских взглядах прошел пуп, от идеалиста до материалиста. В 1847 г. Герцен уехал за границу. 'Запад привлек его своими, как казалось ему, демократическими традициями. Однако там его ждало разочарование. Революционные события 1848 г. породили у Герцена скептическое отношение к западному обществу и ею перспективам. Идеалом для него стала русская сельская община, которую он считал зачатком социалистическою переустройства всего общества.
В августе 1852 г. Герцем переехал в Лондон, где основал Вольную русскую типографию. Здесь стали печататься альманах «Полярная Звезда» (I855-1869) и газета «Колокол» (1857— 1867) первые бесцензурные издания, переправлявшиеся из-за границы в Россию.