Формы и виды права собственности на землю
Длительный исторический период в бывшем СССР и союзных республиках все природные ресурсы – недра, воды, леса, включая землю, – рассматривались как объекты исключительной государственной собственности. Единым собственником земли было государство. Государственная собственность на землю рассматривалась как важнейшее средство развития производительных сил страны и важнейшее условие рационального использования земли. Земля находилась в собственности государства и предоставлялась только на праве пользования. Земельный фонд не имел ни стоимости, ни цены. Титул пользователя был единственным, на основе которого осуществлялось использование земли. Все эти обстоятельства определяли неотчуждаемость природных ресурсов, в том числе земли, их безусловное изъятие из гражданского оборота.
Первая попытка устранения противоречий между производительными силами и производственными отношениями, порождённых исключительной государственной собственностью на землю, была предпринята ещё в советское время с принятием 28 февраля 1990 г. Основ законодательств Союза ССР и союзных республик о земле (далее – Основы), а затем Закона СССР от 6 марта 1990 г. «О собственности в СССР» [Ведомости Съезда народн. депутатов СССР и Верховн. Совета СССР. – 1990. – № 1. – Ст. 164]. Эти важнейшие нормативные правовые акты, сохранив государственную собственность на землю в качестве единственной формы земельной собственности, тем не менее установили множественность субъектов этой собственности. Субъектами государственной собственности на землю были признаны союзные и автономные республики, края, области, автономные образования. Основами был введён новый институт земельного права – право землевладения. С их принятием была по существу ликвидирована монополия исключительной собственности союзного государства на землю и другие природные ресурсы. За Союзом ССР закреплялось только право владения и пользования землёй в установленных законом случаях без права распоряжения ею.
Вместе с тем Основы не содержали понятий права собственности на землю и права государственной собственности на землю. В них отсутствовали установления относительно права частной собственности на землю. С их принятием земля ещё не включалась в гражданский оборот.
Принятая на заключительном этапе социалистического периода развития нашего государства Декларация Верховного Совета Белорусской ССР от 27 июля 1990 г. о государственном суверенитете [СЗ БССР. – 1990. – № 22. – Ст. 432; Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. –1991. – № 31. – Ст. 536] впервые установила право государственной собственности Республики Беларусь на свои природные ресурсы, в том числе и на землю. Исключительные права владения, пользования и распоряжения землёй были закреплены за белорусским народом. В дальнейшем право собственности на землю было закреплено в Законе БССР от 11 декабря 1990 г. «О собственности в Белорусской ССР» [Ведомости Верховн. Совета Белорусской ССР. – 1990. – № 2. – Ст. 13]. Законом было определено, что вся собственность в Белорусской ССР выступает в форме:
1) частной собственности;
2) коллективной собственности;
3) государственной собственности.
В свою очередь, государственная собственность подразделялась на два вида:
– собственность Белорусской ССР (республиканская собственность);
– собственность административно-территориальных образований (коммунальная собственность).
В соответствии со статьёй 41 данного Закона в собственности республики находились земля, её недра, воздушное пространство над территорией республики, внутренние водоёмы, леса и другие природные ресурсы. При этом земля определялась, в соответствии с Законом, в качестве объекта права собственности исключительно Республики Беларусь.
Принятый одновременно Кодекс Белорусской ССР о земле от 11 декабря 1990 г. также установил, что земля является республиканской собственностью. В статье 2 Кодекса о земле закреплялось только право граждан на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определялись актами земельного законодательства. Кодекс ввёл в земельно-правовую практику новый титул – титул землевладения. Вместе с тем в Кодексе отсутствовали положения о праве собственности на землю физических и юридических лиц.
Таким образом, ни Законом БССР от 11 декабря 1990 г. «О собственности в Белорусской ССР», ни Кодексом о земле 1990 г. частная собственность на землю в прямой форме не была установлена.
Коренные преобразования, прежде всего в политической жизни, в постсоветский период трансформировали и правоотношения собственности. С учётом изменившейся социально-политической ситуации в стране, связанной с распадом СССР и падением социалистического строя, Верховный Совет Республики Беларусь 11-го созыва 1 октября 1991 г. принял постановление «О признании права частной собственности на землю на территории Республики Беларусь» [Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. – 1991. – № 30. – Ст. 526]. В соответствии с данным постановлением был разработан и представлен на рассмотрение двенадцатой сессии высшего законодательного органа республики в июне 1993 г. проект Закона «О праве собственности на землю» [Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 23. – Ст. 285], который был принят 16 июня 1993 г. Статья 4 данного Закона устанавливала, что субъектами права частной собственности на землю могли быть только граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на её территории или приравненные к постоянно проживающим. Кроме того, Закон определял порядок сделок с земельными участками, установления нормативной и льготной цены земли, наследования и правопреемственности в отношении земельных участков, залога (ипотеки) земельных участков и передачи их в аренду. При этом Закон чётко установил, что земельные участки, находящиеся в собственности граждан, отчуждаются при условии сохранения целевого назначения этих земель в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь.
В декабре 1997 г. Национальным собранием Республики Беларусь был принят и подписан Президентом Республики Беларусь, по существу, новый вариант Закона «О праве собственности на землю» [Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1997. – № 36. – Ст. 767]. Данный Закон чётко определял формы земельной собственности, устанавливал основания возникновения, изменения и прекращения частной собственности на землю, регулировал порядок осуществления прав и обязанностей собственников земли. С принятием и вступлением с 1 января 1999 г. нового Кодекса Республики Беларусь о земле Закон «О праве собственности на землю» утратил силу.