Правовой режим земель обороны и безопасности

Землями, используемыми в этих целях, признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Воору­женных Сил Российской Федерации, войск Пограничной службы Рос­сийской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образова­ниях, и права на которые возникли у участников земельных отноше­ний по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, феде­ральными законами.

Понятие и составПонятие земель обороны и безопасности земель обороныдано в ст. 93 ЗК РФ. В целях обеспечения и безопасностиобороны могут предоставляться земельные

участки:

для строительства, подготовки и поддержания в необходимой го­товности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, во­инских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, прове­дение учений и иных мероприятий);

разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специ­альной, космической техники и боеприпасов (испытательных полиго­нов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

создания запасов материальных ценностей в государственном

и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

Правовой режимПравовой режим данных земель, помимо ЗК

земель обороныРФ, определяется нормами специального за-

и безопасностиконодательства об обороне и безопасности.

Так, согласно Федеральному закону от

31 мая 1996 г. «Об обороне» под обороной понимается система поли­тических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Рос­сийской Федерации, целостности и неприкосновенности ее террито­рии. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воин­ским формированиям и органам, находятся в федеральной собствен­ности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся




в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воин­ских формирований и органов только в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

Основу правового режима земель, установленных настоящей статьей, помимо требований по их использованию и охране, составля­ет положение ст. 27 ЗК РФ, согласно которой практически все земли обороны и безопасности либо изъяты из оборота, либо ограничены в обороте, в зависимости от статуса объектов, расположенных на этих землях.

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, зем­лепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Использование этих земель осуществляется применительно к по­рядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользо­вание земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных зна­ков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Го­сударственную границу Российской Федерации и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, не­обходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной грани­цы Российской Федерации, порядок их использования, включая осо­бенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, опреде­ляются законодательством Российской Федерации.

Правовой режим земель Государственной границы Российской Фе­дерации подчиняется в том числе законодательству РФ о Государствен­ной границе, и прежде всего Закону РФ от 1 апреля 1993 г. «О Госу­дарственной границе Российской Федерации». Данным Законом уста­навливается, что в интересах надлежащего содержания Государственной границы органам пограничной службы и пограничным войскам Феде­ральной пограничной службы Российской Федерации (далее — органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от­водится в бессрочное (постоянное) пользование земельная полоса, про­ходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше, а при необходимости — по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водоема, в соответствии с установленными Пра­вительством Российской Федерации нормами.

Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактив­ных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых адми­нистративно-территориальных образованиях земельные участки пре­доставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В закрытом административно-территориальном образовании уста­навливается особый режим использования земель по решению Прави­тельства Российской Федерации.

Использование земель закрытых административно-территориаль­ных образований осуществляется на основании законодательства об этих образованиях, и прежде всего на основании Закона РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образо­вании»1.

В соответствии с указанным Законом земли закрытого админист­ративно-территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земель­ным законодательством Российской Федерации.

Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территори­альные образования, находятся в федеральной собственности и пере­даются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам.

Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного закрытого административно-территориального образования принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации и органами местного самоуправления закрытого адми­нистративно-территориального образования. Управление этими земля­ми осуществляется Правительством Российской Федерации. Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитар­но-защитные зоны, к землям федеральной собственности на террито­рии конкретного закрытого административно-территориального образо­вания принимаются Правительством Российской Федерации по согла­сованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления закрытого админист­ративно-территориального образования. Управление этими землями осуществляется Правительством Российской Федерации.

Земли закрытого административно-территориального образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного обра­зования.

В закрытом административно-территориальном образовании в со­ответствии с законодательством Российской Федерации по согласова­нию с органами местного самоуправления может устанавливаться осо­бый режим использования земель.

Как указывается в Земельном кодексе РФ, исполнительные орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления, пре­дусмотренные ст. 29 ЗК РФ, должны принимать необходимые меры

1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №33. Ст. 1915.

по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребно­стей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяй­ственного производства, жилищного и дачного строительства за пре­делами закрытого административно-территориального образования. !

Органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации в пределах приграничной территории имеют в том числе право находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от владельцев, пользователей земельных участков в пограничной зоне выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через дру­гие препятствия.

Материально-техническое обеспечение защиты Государственной границы осуществляется из государственных земельных, материаль­но-технических и других фондов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями и обязанностями по предоставлению в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации земельных уча­стков для нужд защиты Государственной границы, по осуществлению контроля за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей при­родной среды.

Порядок использования земель для обеспечения Пограничной службы Российской Федерации определен Федеральным законом от 4 мая 2000 г. «О Пограничной службе Российской Федерации»1. В со­ответствии с данным Федеральным законом земли для размещения и постоянной деятельности органов управления Пограничной службы, соединений, воинских частей и подразделений, организаций и образо­вательных учреждений профессионального образования Пограничной службы на безвозмездной основе предоставляются им в постоянное или во временное пользование соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномо­чий. Земли и другие природные ресурсы, предоставленные Погранич­ной службе, используются Пограничной службой в соответствии с фе­деральным законодательством

Исполнительные органы государственной власти, предусмотрен­ные ст. 29 ЗК РФ, в порядке, установленном Правительством Россий­ской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и граж­данам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного ис­пользования.

В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществ­ляться в порядке, установленном ЗК РФ. Так, в целях обеспечения без­опасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социаль­но-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды

при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и орга­нов на земельных участках иного целевого назначения могут устанавли­ваться запретные зоны.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред.
С.А.Боголюбова. М.: Проспект, 2001.

2. Волков Г. А., Голиченков А. К., Козырь О. М. Комментарий к Земельному
кодексу Российской Федерации. М.: БЕК, 2002.




1 СЗ РФ. 2000. № 19. Ст. 2021.

Глзвз 14

Наши рекомендации