Территориальная организация власти и населения
Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства.
В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные. Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов. Например, все государства мира с многочисленным и многонациональным составом населения, а также большими территориями являются федерациями.
Нередко федеративное государство практически является унитарным. В основе такого несоответствия чаще всего лежит политический фактор. Посредством присвоения себе ряда важнейших полномочий федеральными органами государственной власти, и в первую очередь экономических, фактически федерация превращается в унитарное государство.
Унитарные государства:
- одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;
- одна конституция, финансовая, налоговая и законодательная системы, единые вооруженные силы;
- наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.
Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.
В зависимости от вида контроля различают централизованные или децентрализованные унитарные государства. В некоторых унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одним или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство, получившее название "регионалистское" (Италия, Китай, Испания, Никарагуа), характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений.
(По Ильину)
Принято выделять такие формы территориального устройства гос власти (принципы территориального устройства):
1. простые формы (только 1 форма – унитарные)
2. сложные формы - сложены из частей (федерация, теперь конфедерация – не считается!!!)
è так делить нельзя!!! Тк из более глубоких научных исследований можног увидеть:
1. простые (высшие органы государства делят территорию на округа, переделывают границы)==сейчас не встречается
- есть гос власть и суверенные МСУ (центральная власть устанавливает надсмотрщиков в МСУ – Франция! – перфекты следили за МСУ) – это помесь со сложными формами. ==это простые формы унитаризма, но к унитарным нельзя отнести!
èсамо деление на простые и сложные формы не устарело!!
2. сложные - идеальная модель
- федерация – полноценная сложная форма.
Критерии для типологии федераций:
1) договорные (классическая федерация – США, Швейцарии), конституционные (автономные, не чистый вид федерации)
2) разграничение субъектов
- территориальные
- национальные (противостоит государственному началу)
- смешанные (Индия)
Ex: Чехословакия, СССР – развалились, тк пытались соединить противоположное «национальная федерация» - просто историческая характеристика, и то в лучшем случае.
НО!!! Нации не висят в воздухе, а все равно расположены на определенной территории.
3) симметричные / ассиметричные ( в зависимости от взаимоотношений субъектов федерации) ==ранжирование субъектов – РФ: республики и обласи имеют неравные условия.
Теория Ильина: Федерация – классическое образование сложных государств, но не единственное!!
Многие унитарные гос-ва должны быть сложными, может быть даже конфедерациями, конфедерации неоправданно исключили из числа сложных форм.
Ex: Империя – как форма сложного государства
- насильственное возникновение государства,
- неравные субъекты федерации (попавшие в неравном порядке, заведомо неравный статус провинций)
==нередко из объявленных федераций на самом деле оказываются империями, некоторые территории выделяются в особый правовой режим.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ Ильина: Российская Империя.
Другое мнения: Россия – ассиметричная федерация.
Суверенитет
Ж. Боден считал, что основным признаком государства является суверенитет, который он определял как безусловную, ничем не ограниченную и ничем не обусловленную власть.
Суверенитет – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков гос., его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.
2 аспекта: внутри страны и на международной арене.
1. Верховенство. Власть определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности.
* Территориальное верховенство – гос. осуществляет высшую, верховную власть (юрисдикцию) в отношении всех лиц и их объединений, находящихся на его тер. Гос. обладает полновластием, полнотой публичной власти в пределах своей тер., ис-ключающей деятельность в этих пределах любой иной публичной власти. В его руках концентрируется вся принудительная власть и все средства властного принуждения.
* Гос. может предписывать обязательные для находящихся в его пределах органов, организаций и лиц правила поведения, т.е. создавать пр. и обеспечивать его исполнение. Лишь воля гос., выраженная управомоченным на то органом (органами) государственной власти, становится правом.
=> Гос. Власть не ограниченна НИ внешними пр.предписаниями, НИ национальным правом, поскольку она действует на основе ею же установленного права. Над ней нет высшей власти, предписывающей ей нормы поведения. (НО не означает произвол)
2. Единство выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.
а) совокупная компетенция органов государственной власти охватывает все правомочия, необходимые для осуществления функций государства
б) различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие друг друга правила поведения.
3. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.
* Внутренняя обеспечивается тем, что международное пр. не регулирует внутригосударственные общественные отношения. Гос. могут брать международные обязательства, подлежащие исполнению в их внутреннем правопорядке, но такие обязат.-ва не могут затрагивать основного существа их компетенции во внутренних делах
* Внешняя - это сфера международно-правового регулирования. Государство свободно, самостоятельно и независимо от других государств осуществляет свои внешние функции и определяет свою внешнюю политику в рамках установленного с его согласия международно-правового регулирования его взаимоотношений с другими государствами и иными субъектами современного международного права. Нормы МнП направлены на обеспечение независимости всех государств в международном общении.
Независимость и верховенство государственной власти выражаются:
* в универсальности – решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране
* в прерогативе – возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)
* в наличии специальных средстввоздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.
(!) В современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.
Понятие гос. суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета – пр. наций на самоопределение (ст.5 КРФ). Гос.суверенитет может придти в столкновение с народным. Противоречия должны решаться по преимуществу мирными средствами, в рамках права. Но истории известны и другие решения: "Если же данная форма правительства становится гибельной..., то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство" (Декларация независимости США).
Четвернин: гос. суверенитет в цивилизации правового типа можно интерпретировать как господство права или суверенитет национальной правовой системы. Это означает верховенство конституции государства в любой системе источников права. Внутренний суверенитет — это подчинение всех фактически властных социальных институтов требованиям конституции; внешний — неподчиненность конституционных институтов государства конституциям других государств и недействительность для этого государства положений международного права, если они противоречат его конституции. Подчинение международному праву — не ограничение суверенитета, а необходимое условие суверенитета всех государств.
Проблема суверенитета в федеративных государствах. Могут ли составляющие части федерации являться самостоятельными суверенными государствами, если над ними стоит федеральная государственная власть? Теорию Бореля: «Суверенитет существенный элемент государства; в виду того, что суверенным является федеративное государство, частные государства, из которых состоит (единое) государство, с юридической точки зрения, не являются государствами;… с точки зрения публичного права, они не имеют верховный характер, необходимый для государства»
Налоги
Налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены — государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии — промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики.
Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями.Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть:
· разного вида отчисления,
· подати, дани,
· пошлины и сборы, как денежные так и натуральные (зерном, вином и т.п.)