Относительная и абсолютная истина
В теории познания есть разные концепции истины. Главная из них называется классической теорией истины, она была сформулирована еще Аристотелем. Согласно этой теории, истина есть соответствие знания действительности. (Например: утверждение о том, что Москва южнее Санкт-Петербурга, будет истинным, поскольку это действительно так. А если мы скажем, что Москва расположена южнее Киева, то это будет не истина, а ложь.)
Как уже говорилось, при познании сложных явлений человек не может сразу получить окончательную истину. В его знании истинные элементы переплетены с заблуждениями. Это обозначается понятием "относительная истина", которая представляет собой ограниченно верное знание о чем-либо. А "абсолютная истина" - это такое знание, которое точно отражает реальность.
Таким образом, развитие человеческого познания есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно отражающими изучаемую реальность. Совершенно полное и точное знание - абсолютная истина - выступает, поэтому целью человеческого познания. В познании сложных объектов (Вселенной, микромира, жизни, сознания) человек вряд ли когда-либо получит исчерпывающее знание. Поэтому абсолютная истина - это бесконечно удаленная цель, к которой стремится человеческое познание в своем историческом развитии.
Движение к истине как цели познания можно также понять как движение к объективному знанию. В знании можно выделить две стороны. Одна из них зависит от человека, от особенностей его органов восприятия, мышления, языка, используемых им средств наблюдения и эксперимента. Другая сторона зависит от объективной реальности, от самих объектов, которые познает человек. В поисках истины человек от субъективного взгляда на реальность переходит к объективным представлениям о ней.
Итак, у истины могут быть разные уровни. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития науки, общества, техники. Но в стремлении к истине люди открывают все новые свойства мира, устраняют заблуждения и получают все более достоверное знание.
Критерии истины.
Существуют различные способы и методы, которыми проверяется истинность знания. Они называются критериями истины. Главными такими критериями являются экспериментальная проверка знания и возможность его применения на практике.
Экспериментальная проверка знания характерна прежде всего для науки. Научное познание отличается от других форм познания (повседневного, философского и т. п.) тем, что наука тщательно проверяет результаты познания путем наблюдения и проведения эксперимента. Эксперимент - это целесообразно сконструированная ситуация, в которой предположительное знание (гипотеза) подтверждается или опровергается опытом. В экспериментах часто используют точные методы измерения и сложные приборы, чтобы максимально точно проверять знание.
Оценка истинности знания может осуществляться также с помощью практики. (Например: на основе определенного знания люди могут создать некоторое техническое устройство, провести определенные экономические реформы или разработать метод лечения людей. Если это техническое устройство будет успешно функционировать, реформы дадут ожидаемые результаты, а больные исцелятся, то это будет важным показателем истинности знания.)
Следует указать еще на один важный критерий истинности знания - его логическую непротиворечивость.
- Полученное знание не должно быть путаным и внутренне противоречивым.
- Оно должно логически согласовываться с хорошо проверенными и достоверными теориями.
(Например: если кто-то выдвинет теорию наследственности, которая принципиально не совместима с современной генетикой, то можно предположить, что она вряд ли окажется истинной.)
Необходимо отметить, что современная теория познания считает, что нет универсальных и однозначных критериев истины. Эксперимент не может быть полностью точным, практика изменяется и развивается, а логическая непротиворечивость связана с отношениями внутри знания, а не с соотношением знания и реальности. Поэтому даже то знание, которое выдерживает проверку по указанным критериям, не может считаться абсолютно истинным и установленным раз и навсегда.
Вопрос №2
Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
Социальная структура.
Социальная структура общества является частью социальной системы, соединяя в себе два компонента:
1. Социальные связи обусловливают совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время. Установление этих связей определяется социальными условиями, проявляется в характере и содержании действий людей, составляющих данную социальную общность.
Основными элементами социальных связей являются:
o Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют в определенной среде, испытывают воздействие этой среды и оказывают влияние друг на друга. Способы взаимодействия могут быть различными. Социологи обычно выделяют непосредственную социальную связь между людьми, находящимися в данное время в данном месте, т.е. воспринимающими друг друга непосредственно своими органами чувств. Чаще всего это сотрудничество. Другой способ - опосредованная связь, т.е. связь между людьми, разделенными либо географическими, либо временными рамками. Взаимодействие людей приводит к установлению социальных отношений.
o Социальные отношения - это относительно устойчивые самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. В каждой сфере общества существуют экономические отношения, т.е. отношения между людьми, возникающие по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В политической сфере - отношения между людьми по поводу завоевания, удержания и использования власти. В духовной сфере - отношения между людьми по поводу производства, распределения и обмена духовных благ. В социальной сфере - отношения между людьми по поводу организации их совместной жизнедеятельности в системах "человек-человек", "человек-объекты культурно-бытового значения". Динамика социальных отношений определяет тип и темп социальных изменений, в результате которых складываются новые социальные отношения и взаимодействия.
2. Социальный состав - это набор элементов, составляющих социальную структуру. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), а также объединения этих индивидов на основе статусных признаков в группы и общности.
Социальная стратификация - это разделение общества на различные социальные слои, отличающиеся по своему общественному статусу.
Автором теории социальной стратификации является социолог Л.А. Сорокин. В современной социологии приняты четыре измерения стратификационной структуры общества:
1. По степени дохода и богатства.
2. По степени власти и могущества.
3. По уровню образования.
4. По престижу профессии.
Элементами стратификационной структуры являются такие социальные слои, как "элита", "высший класс", "средний класс", "низший класс", "маргинал".
Элита - это люди, занимающие командные, ключевые позиции, принимающие важные решения и оказывающие влияние (признаваемое обществом) в различных сферах общественной жизни. По мнению социолога П.Бурдье, в зависимости от сферы деятельности и средств влияния следует различать экономическую, политическую, культурную и социальную элиту. В социологии существуют две концепции элит.
Две концепции элит:
1. Воспроизводство элит, согласно которой элиту в обществе составляют одни и те же люди - меняется лишь принцип легитимации их власти и управления.
2. Циркуляции элит, согласно которой в процессе развития общества происходит постоянная замена элиты.
Для западного общества более характерна вторая концепция, для российского - первая.
Высший класс составляет небольшой процент населения (10%). На Западе это крупные собственники, имеющие высокий доход, высокий уровень образования, мощные средства воздействия на власть и общество. Этот слой стремится к закреплению своего положения, увеличению и сохранению своей собственности.
К среднему классу относится 60-80% населения западного общества. Признаки принадлежности к среднему классу: мелкая и средняя собственность, высокий уровень образования, доход, размер которого колеблется в пределах среднего уровня по стране, профессиональная деятельность, которая имеет достаточно высокий престиж в обществе. На Западе средний класс - это средние и мелкие предприниматели, государственные служащие, управленческие работники, интеллигенция всех видов, рабочие высокой квалификации, фермеры.
Низший класс составляет менее 30% населения западного общества. Признаки принадлежности к низшему классу: отсутствие собственности, низкий уровень образования или его отсутствие, малоквалифицированный труд, доход, определяющий положение члена общества как находящегося на грани или ниже уровня бедности. На Западе к низшему классу относятся группы, не имеющие постоянного заработка, безработные и так называемые деклассированные элементы. Социальное положение этого класса неустойчиво.