Если да, то кто и с использованием каких конкретно организационно-правовых средств может восстановить нарушенную законность?
Задача 8.
Законодательное собрание области приняло постановление, в соответствии с которым на территории области запрещалась продажа алкогольной продукции крепостью свыше 18%, если она привезена из других регионов страны, без специальной марки безопасности, выдаваемой поставщику или продавцу алкогольной продукции на платной основе. Стоимость марки, включающая плату за хранение и маркировку на складах, затраты на изготовление, плату за проведение лабораторных анализов на соответствие ГОСТу, утверждалась администрацией области.
Поскольку все эти манипуляции с привозной алкогольной продукцией значительно подняли ее стоимость, против данного постановления выступили граждане и продавцы алкогольной продукции при поддержке профсоюзов. Прокурор области опротестовал постановление, считая его противоречащим Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Депутаты не согласились с протестом, тогда прокурор обратился в областной суд с иском к Законодательному собранию субъекта РФ и выиграл дело.
На какие конкретно нормы Конституции РФ и Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ссылался прокурор, считая их нарушенными? Кто и как именно должен был исполнить это решение суда по действующему законодательству, чтобы это дискриминационное постановление Законодательного собрания области прекратило свое действие на ее территории?
Задача 9.
По искам областного прокурора области Т. на незаконные акты губернатора области Р. только в первой половине 1998 г. суды — общей юрисдикции и арбитражный — признали недействительными более 10 нормативных актов губернатора. Потом последовали уголовные дела, арест двух заместителей губернатора.
В интервью местной газете областной прокурор подчеркнул, «что личного конфликта с губернатором у него не существует, что идет нормальный процесс, когда одна ветвь власти поправляет другую, поскольку та грубо попирает закон. А то, что господин Р. реагирует неадекватно, так это его проблема. В этих реальных условиях по-иному вести себя не могу. Я другой ни курянам, ни государству не нужен».
«Деятельность губернатора стала опасной для области» — эти слова прокурора газета «Хорошие новости» вынесла в заголовок. Другие слова губернатора прокурор посчитал личным оскорблением, предъявив иск на 5 млн. руб. гражданину Р.
В ответ на это губернатор внес на заседание областной Думы пакет документов, инициирующий отрешение прокурора от занимаемой должности.
Губернатор, по мнению прокурора, неадекватно реагировал на действия прокуратуры.
Оставляя в стороне социально-психологический и характерологический аспекты, сделайте правовой анализ ситуации и дайте четкие юридически обоснованные ответы на вопросы.
Верно ли с правовой точки зрения действует в данном случае прокурор?
Соответствовали ли применяемые им формы противоборства с губернатором средствам прокурорского реагирования, предусмотренным законодательством о прокуратуре?
Задача 10.
Глава районной администрации издал распоряжение, которым поручил заместителю главы администрации и райвоенкому контролировать деятельность районного прокурора по привлечению к ответственности лиц, нарушающих порядок учета военнообязанных.
Как должен поступить прокурор, получив такое задание?
Задача 11.
По результатам обобщения дисциплинарной практики директоров школ различных районов города прокуратурой были выявлены многочисленные факты наложения на учителей и других школьных работников не предусмотренных законодательством дисциплинарных взысканий, таких как замечание с предупреждением, строгое предупреждение, предупреждение об увольнении и другие, включая штрафы.
Какую форму реагирования может и должен избрать в данном случае городской прокурор, чтобы пресечь незаконную дисциплинарную практику?
Задача 12.
Распоряжением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. № 435-р был объявлен выговор заместителю Министра финансов РФ «за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в предоставлении средствам массовой информации сведений о высвобождении численности государственных служащих и работников бюджетной сферы, не согласованных в установленном порядке».
Охарактеризуйте законность данного распоряжения.
Задача 13.
14 апреля 1998 г. в Екатеринбурге подразделениями ОМОНа была разогнана студенческая манифестация, что вызвало большой общественный резонанс в средствах массовой информации.
16 апреля 1998 г. Государственная Дума РФ принимает постановление со следующим содержанием:
«1. Принять заявление Государственной Думы...
2. Образовать Комиссию Государственной Думы по изучению обстоятельств применения насилия в отношении мирной студенческой манифестации в г. Екатеринбурге в составе депутатов...
3. Избрать председателем комиссии депутата...
4. Поручить комиссии проинформировать Государственную Думу о результатах своей работы не позднее 24 апреля 1998 г.
5. Направить настоящее Постановление и указанное заявление для опубликования в «Российской газете», а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Генеральную прокуратуру РФ».
В первом пункте заявления Государственной Думы «О применении насилия в отношении мирной студенческой манифестации в городе Екатеринбурге» содержалось вполне определенное предложение Генеральной прокуратуре РФ «немедленно возбудить уголовное дело по факту применения насилия в отношении студентов в городе Екатеринбурге».
Соответствует ли это предложение Генеральной прокуратуры РФ Конституции РФ и другому действующему законодательству?
Обязана ли «Российская газета» немедленно опубликовать это заявление Государственной Думы РФ?
Как бы вы на месте Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора РФ в рамках их должностного правового статуса отреагировали на это Постановление и заявление Государственной Думы РФ в соответствии с Конституцией РФ и другим действующим законодательством?
Задача 14.
В обращении Государственной Думы РФ к Президенту РФ, к Правительству РФ от 16 апреля 1998 г. указывалось, что ряд правительственных постановлений противоречит требованиям Федерального закона «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования». Таким образом, в обращении констатировалось, что «Правительство РФ вышло за пределы полномочий, предоставленных ему статьей 115 (часть1) Конституции РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» и указанными федеральными законами».
В резолютивной части обращения говорилось:
«Считая такое положение недопустимым, Государственная Дума предлагает Правительству РФ:
1) в течение месяца отменить постановления Правительства от 18 января 1992 г. № 33 и от 24 июня 1996 г. № 741 как принятые с нарушением его установленной Конституцией РФ компетенции;
2) в течение месяца принять правовые акты, предусмотренные п. 3 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
3) Государственная Дума просит Президента РФ использовать согласительные процедуры для разрешения спора о компетенции Правительства РФ».
Дайте юридический анализ этой резолюции Государственной Думы РФ, обосновав, в частности, ответы на следующие вопросы:
1) наделена ли Государственная Дума РФ по действующему законодательству контрольными и надзорными полномочиями в отношении Правительства РФ, может ли она предлагать Правительству РФ совершение конкретных действий в определенные сроки?
2) надзор за законностью в стране по действующему законодательству осуществляет прокуратура. Могла ли Государственная Дума РФ в этой связи обратиться к Генеральному прокурору РФ с предложением использовать средства прокурорского реагирования?
3) кто по действующей Конституции РФ разрешает споры о компетенции? Можно ли их разрешать через согласительные процедуры? Есть ли здесь вообще спор о компетенции?