Международный опыт реформирования электроэнегетики

За прошедшее десятилетие система регулирования электроэнергетикой претерпела

существенные изменения во многих развитых и некоторых развивающихся странах.

Экономические и технологические особенности электроэнергетики стимулировали

эволюцию как системы регулирования, так и структуры собственности и структуры отрасли.

Так как магистральные и распределительные сети являются естественными монополиями,

то и вся электроэнергетическая отрасль рассматривалась как естественная монополия,

что предполагало выбор регулируемой монополии как наиболее эффективной модели

сектора. Так как монополии часто приводят к тому, что компания - монополист

пыталась устанавливать цены, превышающие предельный издержки на производство

электроэнергии, правительства принимали две основные модели электроэнергетики:

либо государственная интегрированная монополия, либо регулируемые

частные компании.

Многие страны (Ирландия, Франция, Греция и Италия) консолидировали и национализировали электроэнергетику в государственные монополии, предполагая, что государственные

компании будут действовать в общественных интересах, а не максимизировать прибыль,

как частные компании. В Германии существовали региональные государственные

монополии, как один из вариантов первой модели. Вторую модель

организации сектора

выбрали США и Япония, где частные компании регулировались на основе издержек и

норм доходности на вложенный капитал. Следует отметить, в большинстве

стран,

независимо от того, были ли они централизованными или региональными,

государственными или частными, компании всегда оставались вертикально-интегрированными.

Подход и темпы проведения либерализации электроэнергетики в значительной

мере отличались в различных странах, проводивших реформы. В основном, реформирование

сектора было направлено на функциональное разделение производства и магистральных

сетей, введение конкуренции в производстве и расширение доступа к сетям.

На более продвинутых стадиях реформы включали формирование рынка электроэнергии

и обеспечение свободного выбора поставщика электроэнергии. На финальных

стадиях реформирования происходил переход от регулирования тарифов для

магистральных и распределительных компаний на основе издержек и нормы

доходности на капитал к установлению максимальных тарифов на передачу.

Кроме степени либерализации, страны также отличались по степени участия

частного капитала в секторе. Решение о приватизации не всегда однозначно

соответствовало степени либерализации. Некоторые из наиболее либерализованных

стран (Норвегия) не проводили приватизацию, тогда как для других стран это

являлось основным направлением реформ (Англия и Уэльс). В некоторых

странах

(США и Япония), электроэнергетика исторически находилась в частной собственности.

В тех странах, которые включали приватизацию в планы реформирования отрасли,

последовательность приватизации и либерализации также варьировалась. В Англии и

Уэльсе, приватизация предшествовала либерализации, тогда как в

Скандинавских странах

либерализация предшествовала частичной приватизации. Однако в целом, существует

тенденция к приватизации производства и сбыта электроэнергии, как через активные

программы приватизации сектора, так и через доступ на рынок новых частных

генерирующих компаний.

Международный опыт реформирования электроэнегетики - student2.ru

Прототипы моделей организации сектора в течение переходного.

Международный опыт реформирования электроэнегетики - student2.ru

Составными элементами каждого из базовых прототипов являются:

Международный опыт реформирования электроэнегетики - student2.ru

Анализ преимуществ и недостатков альтернативных моделей:

Наши рекомендации