Международный опыт реформирования электроэнегетики
За прошедшее десятилетие система регулирования электроэнергетикой претерпела
существенные изменения во многих развитых и некоторых развивающихся странах.
Экономические и технологические особенности электроэнергетики стимулировали
эволюцию как системы регулирования, так и структуры собственности и структуры отрасли.
Так как магистральные и распределительные сети являются естественными монополиями,
то и вся электроэнергетическая отрасль рассматривалась как естественная монополия,
что предполагало выбор регулируемой монополии как наиболее эффективной модели
сектора. Так как монополии часто приводят к тому, что компания - монополист
пыталась устанавливать цены, превышающие предельный издержки на производство
электроэнергии, правительства принимали две основные модели электроэнергетики:
либо государственная интегрированная монополия, либо регулируемые
частные компании.
Многие страны (Ирландия, Франция, Греция и Италия) консолидировали и национализировали электроэнергетику в государственные монополии, предполагая, что государственные
компании будут действовать в общественных интересах, а не максимизировать прибыль,
как частные компании. В Германии существовали региональные государственные
монополии, как один из вариантов первой модели. Вторую модель
организации сектора
выбрали США и Япония, где частные компании регулировались на основе издержек и
норм доходности на вложенный капитал. Следует отметить, в большинстве
стран,
независимо от того, были ли они централизованными или региональными,
государственными или частными, компании всегда оставались вертикально-интегрированными.
Подход и темпы проведения либерализации электроэнергетики в значительной
мере отличались в различных странах, проводивших реформы. В основном, реформирование
сектора было направлено на функциональное разделение производства и магистральных
сетей, введение конкуренции в производстве и расширение доступа к сетям.
На более продвинутых стадиях реформы включали формирование рынка электроэнергии
и обеспечение свободного выбора поставщика электроэнергии. На финальных
стадиях реформирования происходил переход от регулирования тарифов для
магистральных и распределительных компаний на основе издержек и нормы
доходности на капитал к установлению максимальных тарифов на передачу.
Кроме степени либерализации, страны также отличались по степени участия
частного капитала в секторе. Решение о приватизации не всегда однозначно
соответствовало степени либерализации. Некоторые из наиболее либерализованных
стран (Норвегия) не проводили приватизацию, тогда как для других стран это
являлось основным направлением реформ (Англия и Уэльс). В некоторых
странах
(США и Япония), электроэнергетика исторически находилась в частной собственности.
В тех странах, которые включали приватизацию в планы реформирования отрасли,
последовательность приватизации и либерализации также варьировалась. В Англии и
Уэльсе, приватизация предшествовала либерализации, тогда как в
Скандинавских странах
либерализация предшествовала частичной приватизации. Однако в целом, существует
тенденция к приватизации производства и сбыта электроэнергии, как через активные
программы приватизации сектора, так и через доступ на рынок новых частных
генерирующих компаний.
Прототипы моделей организации сектора в течение переходного.
Составными элементами каждого из базовых прототипов являются:
Анализ преимуществ и недостатков альтернативных моделей: