Технологические условия
Технологические условия являются удобной отправной точкой, поскольку она неоднократно была в центре внимания и может послужить платформой для других тем, которым посвящено не так много систематических исследований.
Вспомним, что структуры и внутренние процессы организаций, работающих в неопределенной и динамичной технологической окружающей среде, отличаются от тех, что имеют организации, работающие в более определенной и неизменной технологической среде (Perrow; Lawrence and Lorsch; et al.). В данный момент нам не нужно рассматривать взаимосвязи и искать доказательства, а важно понять, что организации зависят от этих аспектов окружающей среды. Действительно, в исследованных Лоуренсом и Лоршем коммерческих фирмах, с целью удержать организацию на плаву, создавались специальные отделы (исследования и развития). В других организациях для этих целей служили отделы промышленного строительства и менеджерские информационные системы.
Оставив в стороне эмпирические полученные выводы о том, что в работе организации важнее всего технология, результаты исследования Лоуренса и Лорша содержат подтекст, особенно значимый для нашего понимания взаимодействий организация-окружающая среда. Прежде всего, технология и другие характеристики окружающей среды лежат за рамками организаций. Организация существует не в вакууме. В любой сфере деятельности технологические разработки имеют возможность попасть в организации, которые в них нуждаются. Новые идеи распространяются и становятся частью окружающей среды, как только перестают быть собственностью какого-нибудь частного лица или организации. Распространение знаний является нормой для науки, и естественно, что научные разработки становятся общественным достоянием. Если же разработки запатентованы, но являются важными, другие организации пытаются купить их, скопировать или пойти еще дальше в собственных разработках. В любом случае, для своего процветания организация не должна отставать от других в сфере технологии.
За пределами электроники и технических наук обнаружены более мягкие формы технологической окружающей среды. В сфере управления и администрации новые идеи входят через исследование, случайные находки или практику. В организациях, ориентированных на обслуживание, например в школах, социальных учреждениях и больницах, можно видеть те же типы технологических сдвигов.
Организации не реагируют на технологическое изменение простым его поглощением. Вместо этого работает политический процесс, направленный на защиту изменения или на сохранение стабильности. В организациях любого типа существуют свои собственные внутренние "радикальные" или "реакционные" отклики на технологические и другие характеристики окружающей среды. Поскольку темпы изменений различны для разных организаций, то и механизмы отклика на внешнюю среду также отличаются. Но для всех организаций учет технологии остается одним из важных соображений.
Правовые условия
Другим параметром окружающей среды, который также имеет решающее значение для организаций, являются правовые условия. Они составляют часть окружения организаций. И в этой области существуют крайности: некоторые организации пытаются работать вне закона и реагируют на правовую систему тем, что стараются любой ценой обойти закон и остаться в подполье. Есть и другие организации, например местные добровольные, у которых в принципе нет никаких отношений с законами и постановлениями любого уровня - от местного до государственного.
Но подавляющее большинство организаций должно жить по федеральным, региональным и местным законам и постановлениям, которые составляют главную часть окружающей среды. По крайней мере, условия работы значительной части организаций во многом определяются правовыми нормами: от конкретных запретов определенного рода поведения до регулирования, требующего периодических отчетов о прибыли и персонале. Значение права наглядно подтверждает наличие штата юристов и других экспертов, которые являются неотъемлемой частью многих организаций и которые набраны специально для того, чтобы заниматься толкованием и защитой позиций своей организации. Заметная тенденция назначать юристов на должности исполнительных директоров также является показателем значения правовых условий для организации (Priest and Rothman, 1985).
Когда принят важный новый закон или изменилось толкование закона, организациям, которых это касается, приходится многое изменять. Это продемонстрировал анализ законов о гражданских правах (Edelman, 1990), так как почти для всех организаций важны такие достаточно обыденные вопросы, как налоги и регулирование занятости. Более серьезными являются случаи крупных изменений, которые оказывают воздействие на организации в общественном и коммерческом секторах. Так, например, решение Верховного суда США о десегрегации школ имело огромные последствия для организаций, связанных со школьным образованием. [19] Забота об окружающей среде выразилась в законах и нормах, касающихся загрязнения, и это повлияло на многие промышленные организации. Ясно, что юридические условия создаются действиями законодательных органов, судебной системы и исполнительной властью на всех уровнях.
Организации не являются добродетельными получателями и послушными исполнителями законодательства и постановлений. Организации во всех областях пытаются выбрать подходящую правовую стратегию, нацеленную на соответствующую поддержку государства. Организации принимают также активное участие в разработке законов и постановлений путем лоббирования (Champagne, Neefand Nagel, 1981).
Политические усповия
Законы трудно принять без определенных усилий. Политические условия, которые приводят к принятию новых законов, также оказывают свое влияние на организации. Сильные политические движения за сокращение или увеличение расходов на оборону и космические исследования ведут к кризису организаций в этой области или предоставляют им новые возможности. Полицейские ведомства постоянно балансируют между признанием их как защитников "закона и порядка" и обвинениями в "полицейской грубости". Школьные системы коренным образом поменяли учебные программы перед лицом угроз со стороны социальных групп, озабоченных сексуальным образованием и "левизной" учебников. Некоторые организации напрямую зависят от политического процесса, поскольку их система управления может смениться коренным образом после выборов. Такая возможность существует для всех правительственных учреждений после каждых выборов, поскольку их высшее руководство меняется по усмотрению новой администрации.
Организации частного сектора подвержены этому влиянию в меньшей степени, чем общественные, но и они должны настроиться на политический климат. Организациям приходится оплачивать процесс лоббирования, поскольку в законодательной и административной системе США принято лоббирование законов, обеспечивающих налоговые льготы или выгодные международные торговые соглашения. Лоббирование может быть весьма удачным. Налоговые ставки для корпораций ниже в тех штатах, где крупные корпорации контролируют большую часть активов. И это неслучайно (Jacobs, 1987,1988).
Когда закон принят к исполнению, политическое давление все еще сказывается на осуществлении постановлений. Анализ ранней истории Управления по технике безопасности и охране труда (OSHA) в Соединенных Штатах документирует сильное политическое давление на эту организацию (McCaffrey, 1982). И до сих пор это управление находится под сильным политическим нажимом.
Хорошо известный факт нелегальной поддержки корпорациями отечественных и иностранных политических партий и отдельных лиц еще раз подтверждает значение политического фактора для организаций. С другой стороны, институциональная реклама [20] рассчитана на создание поддержки общества путем представления рекламируемой организации в качестве "добропорядочного гражданина".
При исследовании оснований (рождений) и закрытий (смертей) газет в Аргентине и Ирландии обнаружили связь политической нестабильности с основанием газет (Carroll and Delacroix, 1982; Delacroix and Carroll, 1983). В то же время газеты, основанные в стабильное время, пережили газеты, основанные в период нестабильности. Дальнейшее изучение политических условий и организаций, несомненно, продемонстрирует много таких примеров.
На местном уровне политика играет такую же роль, как и на государственном или мировом уровнях. Округ в Техасе решил отменить снижение налоговой ставки Apple Computers за то, что эта компания давала медицинские пособия незаконным сожителям своих работников (Verhovek, 1993). Местные политики округа повлияли на Apple и на правительственные организации округа.
До сих пор мы рисовали политическую окружающую среду в довольно мягких тонах. Но трудно придерживаться мягких тонов, когда происходит нечто вроде политической революции. Политическая революция является формой "экологического потрясения" (Меуег, 1982). Тут вполне уместен пример коллапса политической системы бывшей Восточной Германии. Под влиянием этого потрясения оказались даже культурные организации, такие как симфонические оркестры (Allmendinger and Hackman, 1996). Интересно, что расцвет социализма в Восточной Германии оказал меньшее влияние на оркестры, чем его коллапс.
Экономические условия
Состояние экономики, в которой работает организация, является наиболее очевидным условием окружающей среды, которое почему-то недооценивает большинство социологов. Для большинства руководителей бизнеса эта переменная имеет решающее значение. Опыт показывает, что экономические условия важны и в университетах, и на государственной службе, когда готовятся, защищаются и выделяются бюджеты. Для рождения организации само наличие денежных ресурсов уже является решающим условием окружающей среды (Pennings, 1982). Изменение экономических условий существенно влияет на любую организацию. Структура рынка в США долгое время была весьма стабильной, даже несмотря на крупные колебания в виде больших и малых спадов, дегрессий, инфляционных периодов и т. д. (Burt, 1988).Экономические изменения действуют не одинаково на разные части организации. В период экономического бедствия организация, вероятно, сократит или откажется от тех программ, которые, на ее взгляд, наименее важны для общих целей организации, разумеется, за исключением тех случаев, когда внешний политический нажим препятствует таким "рациональным" решениям (Freeman, 1979). Экономический достаток позволяет государственным учреждениям участвовать в большом диапазоне программ. Например, исследование управлений занятости на уровне штата показало, что в более благополучных штатах управления занятости назначают пособие по безработице большему числу безработных, чем управления в штатах победнее (Klatzky, 1970b). А те, кто платит больше, и получает из федерального бюджета несравненно большую долю, чем их менее обеспеченные коллеги в других штатах. Богатые управления становятся еще богаче, а бедные - еще беднее. Конечно, политические изменения могут стать причиной изменения экономических условий для этих государственных организаций. Часто бывает невозможно отделить политические факторы от экономических.
Фактически, изменение экономических условий является блестящим индикатором приоритетов организаций. Изменение организационных программ в соответствии с экономическими условиями, в которых оказались организации, для большинства из них находится в противоречии с их основными целями. Поскольку в нашем анализе мы вообще не предполагаем рациональности в действиях организации, то суверенностью можем предположить, что организация не может точно гарантировать, какой вклад в целое внесет каждая из ее частей. Например, исследования и разработки можно считать роскошью, когда организация переживает тяжелые времена. Но, концентрируясь на производстве и распределении, сложившихся ранее, организация часто упускает разработку нового продукта, который мог бы принести большую прибыль в долгосрочной перспективе. Периоды экономических трудностей заставляют организации оценить свои приоритеты и приводить в порядок те области, которые считаются крайне необходимыми. Как и в случае процесса коммуникации, критериями, по которым происходит оценивание, являются ключевые переменные, и мы не утверждаем, что процесс решения будет рациональным.
Экономические условия, в которых существуют организации, улучшаются или ухудшаются организациями, ответственными за ситуацию. В любой ситуации конкуренция является важным фактором. Экономическую конкуренцию легче всего наблюдать среди коммерческих организаций, где успех определяется конкурентным рынком. Хотя конкуренция бывает "грязной", она все еще составляет заметную часть системы ценностей экономики частного предпринимательства. Экономическая конкуренция между организациями принимает множество форм. По результатам анализа характера корпоративной филантропии среди ряда коммерческих фирм пришли к выводу, что корпоративная филантропия была своего рода кооптивным отношением [21] , родственным рекламе (Burt, 1983). Основанием для такого вывода было то, что доля чистой прибыли, которую организация давала на благотворительность, зависела от того, насколько ее фирмы были заинтересованы в потребителях, способных преодолеть свою нерешительность в приобретении их продукта. Значит, цепь супермаркетов предпринимает широко освещаемые благотворительные акции, чтобы, являясь в образе "доброго гражданина", обеспечить дальнейшую приверженность покупателей местного рынка.
Менее очевидной, чем конкуренция между коммерческими фирмами, но столь же реальной является экономическая конкуренция среди и внутри некоммерческих организаций. Опыт показывает, что в государственных управлениях на нескольких уровнях конкуренция становится особен но жесткой в бюджетный сезон (Wildavsky, 1964). Все государственные учреждения соперничают за получение той доли налоговых поступлений, которая составляет окончательный "банк". Организации, которые опираются на пожертвования своих членов, например церкви, также подвержены влиянию общих экономических условий, поскольку доход жертвователей может быть больше или меньше. Насколько различается жесткость экономической конкуренции среди организаций в разных частях общества - интересный научный вопрос. По-видимому, она почти одинакова, независимо от того, на что делает упор та или иная организация.