Тема 2. феодальная (политическая) раздробленность

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа по отечественной истории – основной вид самостоятельной работы студентов заочной формы обучения.

Выполнение контрольной работы способствует более глубокому изучению и усвоению важнейших проблем по истории России с древнейших времен до настоящего времени, формированию исследовательских навыков студентов.

Контрольная работа включает три блока заданий, связанных общей темой:

1 блок – теоретическое изложение материала;

2 блок – выполнение практических заданий;

3 блок – работа с понятиями и терминами.

Выполнение 1-го и 2-го блоков заданий требует изучения учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и т.п. К каждой теме прилагаются списки рекомендуемой литературы, но она может быть подобрана студентом самостоятельно.

На вопросы 1-го блока заданий следует отвечать лаконично, четко и аргументировано.

Для объяснения понятий, обозначенных в 3-ем блоке заданий, рекомендуется использовать словари, энциклопедии и справочники.

Правила оформления контрольной работы:

1) номер работы определяется по последней цифре личного учебного шифра студента;

2) объем работы – не менее 25 рукописных страниц ученической тетради или не менее 15 страниц текста формата А-4, набранного на компьютере, причем 2/3 объема отводится на выполнение 1-го блока заданий; в тексте не допускаются перечеркивания, вставки и сокращения слов, кроме общепринятых;

3) страницы в тексте обязательно нумеруются; для замечаний рецензента и собственных поправок оставляются поля (в компьютерном варианте: справа – 3 см, слева – 1,5 см, снизу и сверху – по 2 см);

4) на первой странице после титульного листа указываются номер контрольной работы, тема, все задания и страницы против каждого из них;

5) на последней странице размещается список использованной литературы, дата отправления работы и личная подпись исполнителя;

6) таблицы и схемы чертятся аккуратно, желательно карандашом;

7) приводя цитаты, цифровые данные, малоизвестные факты необходимо указать их источник. Для этого внизу страницы под чертой размещаются сноски с обозначением фамилии и инициалов автора, названия источника, места и года его издания, использованных страниц. Если на одной и той же странице приведено несколько цитат, то сноски нумеруются 1, 2, 3…

Контрольная работа предоставляется на кафедру для проверки и рецензирования за две недели до начала экзаменационной сессии. Студенты, не получившие зачет по контрольной работе, к экзамену по отечественной истории не допускаются.

Если работа получила оценку «зачтено», но рецензент сделал замечания по отдельным вопросам и практическим заданиям, студент должен их учесть в процессе подготовки к экзамену.

Если контрольная работа не зачтена, студент обязан написать новую, с учетом всех замечаний и рекомендаций рецензента, и, приложив первый вариант, передать работу на повторную проверку.

По согласованию с преподавателем первое задание контрольной работы можно сдать устно в период установочной сессии, однако, при этом необходимо представить краткие конспекты источников по избранной теме, объемом не менее 15 страниц ученической тетради.

ТЕМА 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (VII – ХI ВВ.) ЗАДАНИЕ 1.

Используя рекомендованную учебную и научную литературу, раскройте следующие проблемы:

1.1. Основные точки зрения по вопросу происхождения славян и их исторической прародины.

1.2. Сущность «норманнской» и «антинорманнской» теорий образования

древнерусского государства.

1.3. Причины и последствия принятия христианства на Руси.

ЗАДАНИЕ 2.

2.1. Заполните таблицу « Социальная структура Киевской Руси в Х – ХI вв.»:

Социальные группы Права Обязанности

2.2. В виде таблицы определите основные направления внешней политики Киевской Руси в Х – ХI вв..

Князь, годы княжения Основные события в области внешней политики

2.3. Составьте схему системы управления Киевской Руси в ХI веке.

ЗАДАНИЕ 3.

Объясните понятия:

Белая Русь, боярин, варяги, вервь, волость, вотчина, глаголица, дружина, индикты, кириллица, ключник, князь, корм и кормление, летопись, митрополит, наместник, окольничий, погост, полюдье, посад, путь «из варяг в греки», «Русская Правда», тиун, Черная Русь.

ЛИТЕРАТУРА

Арцибашева, Т.Н. Славяне – русы – варяги – кто они? // Вопросы истории. – 2004. – № 1.

Алексеев, С.В. От предания к летописи: эволюция исторического создания древних славян // Вопросы истории. – 2006. – № 1.

Богданов, А.П. Княгиня Ольга // Вопросы истории. – 2005. – № 2.

Горский, А.А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине Х века // Вопросы истории. – 1999. – № 8.

Грот, Л.П. Гносеологические корни норманизма // Вопросы истории. – 2008. – № 8.

Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989.

Гумилев, Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. – М., 2003.

Даркевич, В. Христианство в Древней Руси // Наука и жизнь. – 1998. – № 11.

Климов, Е.В. Причины гибели великого князя Святослава I Игоревича // Вопросы истории. – 2008. – № 11.

Короленков, А.В. Князь Святослав и некоторые аспекты его политики // Отечественная история. – 2003. – № 4.

Котляр, Н. Золотая гривна Мономаха // Родина. – 2008. – № 1.

Кучкин, В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX – XIII вв. // Отечественная история. – 2003. – № 3.

Лукошников, В.В. Русские дружины на берегах Табаристана. Походы русских дружин на Черное и Каспийское моря в первой половине X века // Военно-исторический журнал. – 2004. – № 3.

Мавродин, В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. – М., 1971.

Новосельцев, А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. – 1991. – № 2.

Поляков, А.Н. Образование древнерусской цивилизации // Вопросы истории. – 2005. – № 3.

Поляков, А.Н.Древнерусская цивилизация: вехи развития // Вопросы истории. – 2008. – № 9.

Рафальский, О. Наибольшая легенда славянской истории // Родина. – 2004. – № 1.

Рыбаков, Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. – М., 1987.

Свердлов, И.Б. Начальная история России: исследовательские традиции и новации // Вестник РАН. – 2003. – № 1.

Седов, В.В. Русский каганат IХ века // Отечественная история. – 1998. – № 4.

Смык, В. Княгиня Ольга // Новая книга России. – 2005. – № 7.

Стефанович, П.С. Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя на Руси в X – XII веках // Отечественная история. – 2004. – № 1.

Сухарев, Ю.В. Киевская Русь и печенеги // Московский журнал. – 2006. – № 4.

Факторы самобытности русской истории // Россия и мир. В 2-х т. – М., 1994.

Фомин, В.В. Открытый разговор о варяжской Руси // Отечественная история. – 2004. – № 1.

Щавелев, С.П. Славянская дань Хазарии: новые материалы и интерпретации // Вопросы истории. – 2002. – № 10.

ТЕМА 2. ФЕОДАЛЬНАЯ (ПОЛИТИЧЕСКАЯ) РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

КИЕВСКОЙ РУСИ (XII – XIII вв.)

ЗАДАНИЕ 1. Используя рекомендованную научную и учебную литературу, раскройте следующие проблемы:

1.1. Докажите закономерность перехода Киевской Руси к феодальной раздробленности.

1.2. Специфика экономического и культурного развития русских земель в период феодальной раздробленности.

1.3. Дискуссии о влиянии ордынского ига на развитие Руси.

ЗАДАНИЕ 2.

2.1. Составьте хронологическую таблицу: « Этапы распада Киевской Руси».

2.2. Составьте схему управления Новгородской феодальной республикой в XII – XIII вв.

2.3. Составьте таблицу « Борьба русского народа против экспансии с Запада и Востока в XIII веке».

ЗАДАНИЕ 3. Объясните понятия: баскак, батыев погром, боярство, вече, великий князь, вотчина, данник, иго, каган, кормление, междоусобица, меченосцы, монархия, нойон, пятина, темник, удельная Русь, улус, число, ярлык.

ЛИТЕРАТУРА

Белозеров, И.В. Русские митрополиты и ханы Золотой Орды: система отношений // Вестник МГУ. Серия история. – 2003. – № 3.

Наши рекомендации