История бирж и биржевой торговли
Современная биржа – это и объединение коммерческих посредников, организующих и проводящих крупные торговые операции и место проведения торгов, предшествующих заключению товарных сделок. крупный рынок разнообразных товаров, реализуемых посредством оптовой торговли.
В отличие от оптовых ярмарок, выставок-продаж, где торговля носит временный, эпизодический характер, товарная биржа представляет собой устойчивую стационарную форму проведения торговых операций с фиксированным местом, днями и часами работы.
Товарная биржа ориентирована на определенный товар или группу товаров - массовые, стандартные, не уникальные товары - зерно, нефть, металлы, сахар. Но предлагаемый к продаже товар не находится на бирже в физическом смысле и даже в образцах, как в магазине или на базе. Товар продается и покупается на основе данных о нем и гарантий соответствия этим данным, т.е. биржа не торгует товаром, а соединяет спрос и предложение, по которым и формируется цена товара.
Возникновение бирж в Европе относится к XVI—XVII векам, периоду развития рыночных отношений и возникновения мануфактур.
Биржевая торговля началась с векселей, а первым биржевиком был голландский купец из города Брюгге Вон де Бурс (Van de Burse), именем которого она и была названа. Другая версия - биржа названа от латинского слова «bursa» - «кожаный кошелек».
Торговля векселями заключалась в следующем. Экспортеры получали за проданный за границу товар вексель (обязательство) от иностранного купца на выплату суммы, в инвалюте страны, куда продавался товар. Затем они продавали эти обязательства в своей стране купцам, покупающим товаров за границей, в странах, в валюте которых был выписан вексель. Но сам иностранный вексель продавался за валюту страны, в которой осуществлялась его продажа. Такая торговля устанавливала курс векселей, выписанных в разных валютах, то есть цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой. Это валютный курс, который и сейчас является атрибутом современных валютных бирж.
С ростом внешней торговли в XV веке в Италии (Венеция, Генуя, Флоренция), в крупных торговых городах стран Западной Европы - Антверпене (1531), Лионе (1545), Гамбурге (1558), Лондоне (1566), Амстердаме (1608), Бремене (1613) появились первоначальные формы товарных и валютных бирж.
Развитие промышленности привело к увеличению объема и номенклатуры биржевой торговли. К представлению рыночного места, организация биржевого торга, фиксация торгов - основных функций добавились - установление стандартов на товар, разработка типовых контрактов, котирование цен, урегулирование споров (арбитраж), информационная деятельность. Торговля наличным товаром не удовлетворяла потребности производства. Массовое производство, колебания цен привели к тому, что в качестве страхового механизма стали играть сделки на срок с реальным товаром (форвардные сделки). Крупнейшие биржи стали центрами международной торговли.
Развитие производства в XIX веке привело к возникновению десятков бирж, на которых стали играть сделки на срок, Германия, США, Англия, Франция, Япония, Россия, Италия. В настоящее время биржи реального товара сохранились в небольшом числе развивающиеся страны — Индия, Индонезия и др. и имеют незначительные обороты, а на крупнейших биржах господствует фьючерсная торговля.
В России первая официальная биржа была открыта в Санкт-Петербурге в 1703 году, на начало XX века насчитывалось 47 бирж, затем они развивались как отдельные товарные биржи по торговым специальностям. Пример - Калашниковская хлебная биржа (1895), фруктовая в Санкт-Петербурге (1907), яичная, масляная и птице торговая в Москве (1907). К 1914 году в России было 115 бирж, самой крупной оставалась Петербургская биржа. Российские биржи были в основном товарными.
Проходили съезды бирж, где избирался Совет съезда бирж, защищавший интересы биржевиков на уровне Министерства финансов и Министерства торговли Российской Империи. Торговый устав съезда включал основные уставные положения его участников. Торговые механизмы российских биржевиков были эффективны и внедрялись на некоторых европейских биржах. В 1917 году биржевые архивы были уничтожены.
В Советской России вновь были созданы различные финансово-кредитные институты. Первая товарная биржа была открыта в Саратове в 1921 года. Постановлением Совета Труда и Обороны в 1922 году на товарные биржи возложили выявление спроса и предложения товаров, упорядочение товарооборота.
Членами бирж были государственные учреждения и предприятия, кооперативные организации, частные предприятия, уплачивающие промысловый налогпоопределенной ставке, но их деятельность ограничивалась. Они находились в двойном подчинении - Комиссии по внутренней торговле при Совете Труда и Обороны и губернским экономическим совещаниям - органы правительственного надзора, которые давали разрешение на создание новых бирж, утверждали их уставы. Биржа должна была превратиться в аппарат государственной плановой торговли. Государство имело на каждой бирже своих представителей, которые контролировали деятельность и покупателей, и продавцов. Административным давлением государство воздействовало на уровень цен или принуждало к участию в биржевых операциях. Установленная отпускная цена и заранее известный потребитель устраняли необходимость биржевого торга, в 1922 г. было принято постановление об обязательной регистрации государственными учреждениями и предприятиями своих внебиржевых сделок на биржах. Оплата труда маклеров (брокеров) осуществлялась, как и оплата труда госслужащих в соответствии с окладом.
Биржевой оборот увеличивался, так как за внебиржевые сделки были установлены более высокие сборы, чем за биржевые, но государственная политика фактически ограничивала воздействие биржевой торговли на оздоровление хозяйственной жизни страны. Т.е. была попытка превратить биржи из оптового Рынка в государственные распределительные учреждения, что делало биржи все более, ненужными. Государство контролировало экономику, распределение сырья и товаров производилось по распоряжениям органов планирования. К началу 30-х годов биржевое дело было раздавлено прессом сталинского государственного социализма. Рыночные структуры были заменены жестким планированием и централизованным распределением товаров.
Две центральные функции биржи - свести продавца и покупателя, производителя и потребителя товара и установить рыночную оптовую цену на реализуемую партию товара были переложены на госорганы.
Плановые органы стали определять, что производить, вместе с органами материально-технического снабжения распределять производимый продукт на основе материальных балансов и планов распределения, прикреплять потребителей к производителям. Органы ценообразования устанавливали оптовые цены на производимые товары.При такой схеме ведения хозяйства биржи стали ненужными, не вписывались в планово-директивную систему.
Но опоясать страну договорами и обойтись без оптовой торговли не удалось. Тогда была выдвинута идея перехода к оптовой торговле средствами производства, создание локального, изолированного полурынка, на котором с помощью оптовых баз бывшего Госснаба можно было бы торговать по государственным или договорным ценам продукцией производственного назначения. Эта попытка не привела к успеху
1985 год - первые экономические реформы.
Первой 19 мая 1990 года была зарегистрирована Московская товарная биржа (МТБ), к концу года созданы еще три биржи: Российская товарно-сырьевая биржа (РТСБ), Республиканская товарная биржа агропромышленного комплекса (Росагробиржа) и Московская биржа строительных материалов «Алиса» (малое частное предприятие).
Одновременно образовались региональные товарные биржи, и к концу 1990 года было зарегистрировано около полутора десятков бирж, а в 1991 году было создано около 180 товарных бирж во всех крупных центрах СССР, в некоторых развитых регионах было образовано несколько бирж, например в Ростовском регионе - пять: три из них организованы в Ростове - на -Дону (с участием Pocтовглавснаба, Госснаба СССР, ростовского облисполкома и областного Центросоюза) и две в области — в Таганроге и Волгодонске. Крупным биржевым центром стала Москва: в ней было 22 товарные биржи.
В «дорыночных» 1990-1991 годах биржи получали преимущества по сравнению с государственным торговым предприятием. На них можно было торговать по свободным ценам, чем воспользовались коммерческие и псевдокоммерческие структуры, выступавшие в роли посредников. Товар, купленный по низким государственным ценам, перепродавался на бирже по рыночной цене.
До конца 1991 года в России функционировало около 500 бирж, в Москве их было около 80. С либерализацией цен биржи лишились ценовых преимуществ, так как сами производители подняли цены до рыночного уровня. Играть на разнице цен стало сложно. Обороты упали, посредники потеряли интерес к товарным биржам.
Им на смену пришли биржи фьючерсные и фондовые.
1993 год - «год ваучера» на российских фондовых биржах, становление и развитие фондовых биржевых структур, но выяснилось, что фондовые биржи не нужны участникам рынка ценных бумаг, поскольку не предлагают им каких-то услуг, ради которых можно идти на затраты по оплате биржевых сборов. В 1994 года ваучер прекратил свое существование, фондовые биржи вошло в затяжной кризиса, выхода из которого не видно. Торги проходят лишь на Московской фондовой бирже (МФБ), получившей право на проведение биржевых торгов акциями РАО «Газпром», а также на нескольких биржах в разных городах России во главе с Московской межбанковской валютной биржей (ММВБ), объединенных в единую систему торговли государственными ценными бумагами.
Фьючерсный рынок в России проходит сложно. После роста объемов торговли, рынок пережил банкротство трех площадок, в 1994 года - банкротство Биржевой палаты Московской Центральной фондовой биржи, в 1996 году разорилась Московская товарная биржа, а за ней и Российская биржа. С 1995 года из-за введения валютного коридора валютные фьючерсы (на них приходился почти весь оборот) постепенно утратили привлекательность, как объект спекулятивной торговли, что снизило активность операторов рынка. Дальнейшее развитие фьючерсного рынка зависит от состояния экономики России.
Валютные биржи - после застоя, в 1995—1997 годах, вступили в полосу роста, чему способствовало возобновление в 1998 году обязательной продажи части валютной выручки и отказ от жесткого регулирования биржевых котировок со стороны Центрального Банка.
Биржевое дело в России после подъема развивается трудно и его задача определить свое места в рыночной экономике.
Устройство бирж
Биржа - это место торга и одновременно организация, учреждение, посредством которого можно
заключить сделку купли-продажи товара по рыночной цене, определяемой соотношением спроса и
предложения. Эти свойства предопределяют структуру биржи, состав ее элементов и связь между ними.
Организационно-правовая форма бирж в основном акционерные общества (акции не подлежат открытой, свободной продаже),но могут быть и товарищества, общества с ограниченной ответственностью, смешанные товарищества и даже частные предприятия.
Руководство биржи может отбирать желающих стать акционерами по своему усмотрению, не допускать в акционерное общество случайных лиц. Доходы формируются за счет поступлений от клиентов, участников оптовой торговли, проводимой биржей.
Членами биржи могут быть не только граждане своей страны, но и иностранные граждане и организации (юридические лица), которым в законодательно разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Но не любой человек или организация могут стать членами биржи, необходимо соответствовать требованиям ее устава и иметь стартовый капитал, чтобы уплатить крупный паевой взнос или купить дорогое брокерское место на бирже. Членом биржи можно стать только по решению биржевого совета.
Управление биржей, структура и функции органов управления строятся, как это принято в акционерных обществах.
Высшим органом управления являетсяобщее собрание членов биржи, проводимое один раз в год. Это законодательный орган биржи, определяющий уставные формы и выносящий решения в биржевой деятельности. В функции собрания входит принятие устава, учредительных документов, внесение в них изменений и дополнений, избрание биржевого совета, создание и закрытие филиалов, рассмотрение и утверждение годовых отчетов. Общее собрание определяет цели и стратегию развития биржи.
Высшим, исполнительным органом биржи являетсябиржевой совет - совет директоров (управляющих). Численность и персональный состав его определяется общим собранием членов (акционеров) биржи. Биржевой совет собирается не менее одного раза в месяц или еженедельно. Это контрольно-распорядительный орган, осуществляющий текущее управление делами биржи, имеет право решать вопросы, не входящие в омпетенцию общего собрания, представляет и охраняет интересы всех членов-участников биржи.
Функции биржевого совета - подготовка материалов к собранию членов биржи, руководство работой исполнительной дирекции, регулирование финансовых дел, установление режима работы, проведение торгов, наблюдение за котировкой цен, организация отбора и регистрации брокеров и т.д. Решения биржевого совета обязательны для всех членов и работников биржи.
Для оперативного руководства административно-хозяйственной и коммерческо-финансовой деятельностью биржи совет назначаетсяправление или исполнительная дирекция.
Структура органов оперативного управления сложная - этоцентральные, внутренние органы биржи ипериферийные, внешние. Первые расположены в здании биржи, это основной рабочий аппарат, организующий и проводящий торги, направляющий и оформляющий сделки. Периферийные органы выполняют вспомогательные функции - предпродажного и послепродажного сервиса, обслуживания клиентов биржи, продавцов и покупателей товара на местах. Они могут находиться в любом уголке страны, где возникает первичный спрос и предложение товара, это местные отделения, филиалы бирж и брокерских контор, работают на центральную биржу, собирают и принимают заказы на биржевое обслуживание их называют брокерами — приемщиками заказов.