Законодательное регулирование деятельности

Пенсионного фонда Российской Федерации

Деятельность любой организации регулируется комплексом необходимых законодательных документов, которые в свою очередь отражают, координируют и контролируют каждый вид отрасли .

Нормативно-правовую базу Управления Пенсионного фонда в г. Добрянке Пермского края можно представить следующим образом - рисунок 3.

 
  Законодательное регулирование деятельности - student2.ru

Рис. 3. Структура НПА УПФР

Наиболее значимым правовым актом для любой организации в первую очередь является Конституция РФ, в соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, также в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантия социальной защиты. Так, ст. 39 Конституции РФ обязательное социальное страхование «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, также поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» [1].

Также деятельность Пенсионного фонда регулируются следующими видами кодексов:

Для регулирования трудовых правоотношений и взаимоотношений в Управлении ПФР между работниками, органами государственной власти применяется Трудовой кодекс, который, в свою очередь, регламентирует права и обязанности участников трудовых отношений и условий применения труда. Рассмотрим подробнее структуру этого законодательного акта.

Трудовой кодекс РФ [4]–обладает четкой структурой, в нем последовательно предусмотрены по главам основные институты Общей и Особенной частей трудового права. По содержанию в нем прямо или в переработанном виде отражены положения принятых ранее законов и подзаконных нормативных актов, содержащих «трудоправовые» нормы. Большое значение имеет подробная и четкая регламентация общеустановленных прав и обязанностей участников трудовых отношений и условий применения труда, следовательно, повышение уровня охраны трудовых прав и гарантий работников. В Трудовом кодексе закреплены цели и задачи, предмет регулирования трудового законодательства, то есть, перечислены те отношения, которые подлежат регулированию нормами трудового права. Также здесь дается состав трудового законодательства и выстраивается иерархия этих нормативных актов. Положения Трудового кодекса регламентируют социальное партнерство в сфере труда, систему взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений. Также в обязанности работодателя прописано «осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами» [4].

Немаловажное значение для Управления ПФР имеет следующий законодательный акт, который регламентирует процедуру списания по платёжным документам по отчислению в Пенсионный фонд РФ.

Гражданский кодекс РФ [2] – обладает четкой структурой, имеющей в первой части три раздела: 1. Общие положения; 2. Право собственности и другие вещные права; 3. Общая часть обязательного права. Гражданское законодательствоосновывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Во второй части Гражданского кодекса определена очерёдность списания денежных средств со счёта «в третью очередь производится списание по платёжным документам по отчислению в Пенсионный фонд РФ …» [2].

Следующий вид кодекса защищает граждан, юридических и физических лиц, регламентирует ответственность Пенсионного фонда в случае неисполнений зачислений пенсий.

Кодекс об административных правонарушениях [5] – является одним из основополагающих документов РФ, который стоит на страже защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды. Кодекс устанавливает порядок осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности и собственности. Нормы Кодекса обеспечивают защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц общества и государства от административных правонарушений. Общая часть содержит определение административного правонарушения, перечень видов административных взысканий, общие правила их наложения. Прописано ответственности о неисполнении зачислений пенсий. Особенная часть излагает составы конкретных административных правонарушений. Кодекс об административных правонарушениях определяет систему органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность, а также регламентирует производство по делам административных правонарушений [5].

Следующий законодательный акт, устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Нормы Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования » от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. 25.12.2009) - регулируют цели, предмет и организацию индивидуального (персонифицированного) учёта. Также закон регламентирует права и обязанности страхователя, застрахованного лица и самих органов Пенсионного фонда РФ. В случае возникновения спорных или конфликтных вопросов представлен порядок их разрешения. Также в законе представлена инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта [7].

Что касается отношений в системе обязательного социального страхования, то регулируется Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16.06.1999 г. №165-ФЗ (ред. 24.07.2009), то он регламентирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. К видам обязательного социального страхования относят:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Все эти виды страхования обеспечивает и выплачивает Пенсионный фонд РФ [8].

Основной закон, который регулирует деятельность Пенсионного фонда, в частности, Управления ПФР - Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. 27.12.2009) – Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Данный закон перечисляет участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, т. е. субъекты, а именно, страховщик, страхователи, застрахованные лица, их права и обязанности. Также для работы отдела персонифицированного учёта указаны необходимые разделы и правила заполнения Пенсионных книжек [9].

Что касается видов трудовых пенсий, выплачиваемые Пенсионным фондом, то они устанавливаются и выплачиваются согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 27.12.2009)-регулирует и устанавливает следующие аспекты, связанные с трудовыми пенсиями:лица, имеющие право на трудовую пенсию; право на выбор пенсии; виды трудовых пенсий; условия назначения трудовых пенсий; страховой стаж; размеры трудовых пенсий, а также назначение, перерасчёт, выплата и доставка трудовой пенсии [12] .

Федеральный закон «О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 года» от 30.11.2009 № 307-ФЗ – устанавливает основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда, общий объем расходов бюджета Фонда. Также закон регламентирует особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности Фонда. Этот закон даёт возможность работникам Пенсионного фонда самим посмотреть доходы, расходы и их сумму. Также представлен Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ [10].

Немаловажное значениедля Управления ПФРимеют подзаконные акты. Ведь большинство актов регламентируют документы, издаваемые Пенсионным фондом РФ. Указ Президента Российской Федерации «О ведении государственной регистрации актов, издаваемых пенсионным фондом РФ, федеральным фондом обязательного медицинского страхования и фондом социального страхования» от 20.03.2001 № 318 (ред. от 18.01.2010) - положениями которого указывают на то, что государственной регистрации Министерством юстиции подлежат имеющие нормативный характер акты, издаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации, затрагивающие права и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций или носящие межведомственный характер. После их регистрации подлежат официальному опубликованию [17].

Для отдела персонифицированного учёта создана Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, которое было установлено в Постановление Правительства РФ «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учёта для целей государственного пенсионного страхования» от 15.03.1997 г. № 318 - предлагаемую инструкцию утвердить во всех Отделениях и Управлениях Пенсионного фонда РФ [18].

Следующий законодательный акт, касается взаимоотношений Пенсионного фонда с должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, в случае возникновения конфликтных ситуаций.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об установлении мер по недопущению возникновению конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлечённых в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц пенсионного фонда Российской Федерации и членов общественного Совета по инвестированию средств пенсионных накоплений» от 02.03.2006 г. № 113 - настоящее Положение устанавливает меры по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования (далее - должностные лица федеральных органов исполнительной власти), должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд) и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений (далее - Общественный совет), который может возникнуть при осуществлении ими деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений [20].

Это положение говорит нам о том, что Меры по недопущению возникновения конфликта интересов направлены на исключение возможности получения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, Пенсионного фонда и членами Общественного совета лично или через юридического либо фактического представителя материальной и (или) личной выгоды вследствие наличия у указанных лиц, или членов их семей, или лиц, находящихся с ними в отношениях близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов (далее - близкие родственники)), прав, предоставляющих такую возможность в результате использования ими служебных полномочий в части инвестирования средств пенсионных накоплений, а также информации об инвестировании средств пенсионных накоплений, ставшей им известной или имеющейся в их распоряжении в связи с осуществлением деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств [20].

Следующий нормативный акт, ввёл в действие Положение о Пенсионном фонде РФ, несмотря на то, что его последняя редакция от 05.08.2000 г., он регламентирует деятельность и статус Пенсионного фонда РФ.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» от 27.12.1991г. № 2122-1 (ред. от 05.08.2000) - постановляет утвердить и ввести в действие прилагаемое Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), где установлено его организационная структура, формирование бюджетных средств. Также установило, что «Работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти», также «ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием» [22].

Для отдела персонифицированного учёта утверждаются основные формы документов применяемые в деятельности этого отдела, с прилагаемой инструкции по их заполнению.

Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования и инструкция по их заполнению» от 31.07.2007г. №192п (ред. от 23.07.2009) – где утверждаются следующие виды документов:

«Анкета застрахованного лица (АДВ-1)";

"Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (АДИ-1)";

"Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (АДИ-7)";

"Заявление об обмене страхового свидетельства (АДВ-2)";

"Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства (АДВ-3)";

"Листок исправлений (АДВ-9)";

"Запрос об уточнении сведений (АДИ-2)";

"Сведения о смерти застрахованного лица (АДВ-8)";

"Опись документов, передаваемых работодателем в ПФР (АДВ-6)";

"Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-1)";

"Сопроводительная ведомость (АДИ-5)";

"Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица (СЗВ-1)";

"Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица (СЗВ-3)";

"Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (СЗВ-4-1)";

"Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица, списочная форма (СЗВ-4-2)";

"Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К)";

"Сведения об иных периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в страховой стаж (СЗВ-СП)";

"Сводная ведомость форм документов СЗВ-3, передаваемых работодателем в ПФР (АДВ-10)";

"Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11)";

"Запрос органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о предоставлении выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СЗВ-2а)";

"Запрос застрахованного лица о предоставлении выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СЗВ-2б)";

"Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СЗИ-5)";

"Сопроводительная ведомость для органов, осуществляющих пенсионное обеспечение (СЗИ-3)";

"Акт о включении сведений в лицевые счета застрахованных лиц (ВЛС-1)", также представлена их форма и правила заполнения. Для работников отдела индивидуального (персонифицированного) учёта это Постановление с образцами основных документов своего рода «настольная книга», к которой они обращаются каждый день [23].

Таким образом, действующее российское законодательство затронуло и отрегулировала все аспекты, связанные с деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации. Также не оставила без внимания отдел индивидуального (персонифицированного) учёта, где были прописаны основные документы, с которыми они работают, формы, была утверждена Инструкция о порядке ведения персонифицированного учёта. Почти во всех законодательных актах перечислялись участники правоотношений по пенсионному страхованию, их права и обязанности. Прописаны основные виды обязательного пенсионного страхования, что даёт нам основание понять, что каждый аспект деятельности Пенсионного фонда РФ чётко регламентируется, и регулируются законодательными и подзаконными актами.

Но, несмотря на это для современного российского пенсионного законодательства характерны несогласованность и противоречие правовых норм, а также невозможность их однозначного толкования, что приводит к нарушению прав пенсионеров и возникновению конфликтов между законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти.

Пенсионный фонд Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс. Имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также фирменные бланки и штампы.

К основным обязанностям, которого относятся: организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о всех категориях застрахованных лиц, организацию работы по учёту средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, организацию работы по реализации прав застрахованных лиц, связанных с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений и т. д.

Руководство Управлением осуществляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности приказом управляющего Отделением. Все отделы и специалисты в Управлении подчиняются непосредственно начальнику Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края.

Главным звеном, обеспечивающим работу по документационному обеспечению и управлению в УПФР является специалист-эксперт (по кадрам и делопроизводству) и при анализе его должностных обязанностей, были выявлены такие, которые необходимо осуществлять начальникам отделов, так как они касаются непосредственно управлением персоналом и работой с ними: осуществление контроля за состоянием трудовой дисциплины и соблюдением работниками « Правил внутреннего трудового распорядка»; изучение движения и причины текучести кадров, участие в разработке мероприятий по их устранению. Данные преобразования в работе специалиста-эксперта (по кадрам и делопроизводству) будут положительно влиять на работу как самого сотрудника, так и сотрудников всего Управления ПФР, что повлияет на эффективную и рациональную работу.

Наши рекомендации