Английская буржуазная революция XVII века, ставшая

Первой революцией европейского масштаба, нанесла сокру-

Шительный удар по феодализму, открыла возможности для

Роста капиталистических отношений и способствовала даль-

Нейшему развитию политико-правовой мысли.

Идеи Макиавелли имели значительное влияние на по-

Следующие, более поздние социально-политические теории.

Так, в основе учения выдающегося английского мыслителя То-

Маса Гоббса (1588–1679 гг.) лежит тезис Макиавелли о том, что у

Человека нет природного свойства организации в государство.

В своей работе «О гражданине» он пишет: «Прав не Аристотель,

А Макиавелли, провозгласивший в своем «Государе», что человек не

Является по природе способным к общественной жизни».

По мнению Гоббса, человек в силу присущего ему при-

Родного эгоизма находится в постоянной войне всех против

Всех, которая мешает ему объединяться в гражданское обще-

Ство; но, с другой стороны, страх смерти, инстинкт самосо-

Хранения ______________и наличие «естественного разума» склоняют людей

К миру и предписывают им вступать в согласие друг с другом с

Целью обеспечения безопасности.

Гарантией безопасности выступает общая власть, кото-

Рая объединяет множество людей и является реальной силой

Для их защиты.

Власть имеет земное, а не небесное происхождение. Она

Возникла в результате общественного договора. Другой путь

Приобретения власти основан на завоевании. Гоббс называет

Его естественным, но предпочтение отдает политическому го-

Сударству, установленному самими людьми.

Во взглядах на государство, согласно Гоббсу, необходимо

учитывать три основных момента:

Государство есть единое лицо. Власть государства едина

И неразделима, она сводит волю граждан в «единую волю».

Люди, создавшие государство путем взаимного догово-

Ра, не только санкционируют все его действия, но и призна-

Ют себя ответственными за эти действия.

История конфликтологии

Верховная власть может использовать силу и средства

Подданных так, как считает это необходимым для их мира и

Защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо от-

Ветственности перед подданными и не обязана отчиты-

Ваться перед ними за свои действия.

Так же, как и все политические мыслители прошлого,

Гоббс создает свою типологию форм государства и различает

Монархию, демократию и аристократию. К первой он отно-

Сит государства, где власть принадлежит одному человеку; ко

Второй – где власть принадлежит собранию и любой из граж-

Дан имеет право голоса; к третьей – где власть принадлежит

Собранию, но право голоса имеют не все граждане, а лишь из-

Бранная часть из них. Что касается остальных форм государ-

Ства, предлагаемых до него, то он не считает их самостоятель-

Ными: тирания – та же монархия, олигархия ничем не отли-

Чается от аристократии.

Концепция Т. Гоббса о государстве как об «обществен-

Ном договоре» получила дальнейшее развитие в произведени-

Ях английского философа XVII в. Джона Локка (1632–1704 гг.).

Он был первым писателем, систематизировавшим базовые

Идеи конституционной демократии.

Д. Локк известен, прежде всего, своими политическими

Трудами. В «Письме о терпимости» он утверждал, что госу-

Дарство не должно вмешиваться в свободу вероисповедания,

Причем принципы терпимости он распространял и на нехри-

Стиан: «...ни язычник, ни мусульманин, ни иудей не должны ли-

Шаться гражданских прав Содружества из-за своей религии».

Правда, он считал, что такая терпимость не должна рас-

Пространяться на католиков, т.к. те были в долгу за свое гос-

Подство перед зарубежными монархами.

Еще большее значение имеет труд Д. Локка «Два трак-

Тата о государственном правлении», где он представил ос-

Новные идеи либеральной конституционной демократии.

Влияние этой книги на политическую мысль англоязычного

Мира очень глубоко.

Локк был убежден, что каждый человек обладает есте-

Ственными правами, которые включают в себя не только

Конфликтология

Жизнь, но и личную свободу и право иметь частную собст-

Венность. Главная цель правительства – защищать людей и

Их собственность.

Отвергая представления о божественной природе коро-

Левской власти, он утверждал, что правительство получает

Власть только с согласия управляемых.

Локк придавал особое значение идее социального дого-

Вора, которая им была частично позаимствована из трудов Т.

Гоббса. Но если Гоббс использовал свою идею социального до-

Говора с целью оправдать абсолютизм, Д. Локк считал, что

Социальный договор может быть отменен: «У людей остается

Высшая власть сместить или поменять законодателей, если они

Обнаружат, что эти законодатели действуют, не оправдывая ока-

Занного им доверия...».

Защита Д. Локком права на революцию сильно повлияла

На Томаса Джефферсона и других американских революцио-

Неров.

Локк отстаивал принцип разделения властей, но считал,

Что законодательство должно быть выше исполнительной

Власти и власти судебной, которую он относил к ветви ис-

Полнительной власти.

Хотя Локк верил в принцип правления большинства, он,

Тем не менее, считал, что правительство не обладает неогра-

Наши рекомендации