Английская буржуазная революция XVII века, ставшая
Первой революцией европейского масштаба, нанесла сокру-
Шительный удар по феодализму, открыла возможности для
Роста капиталистических отношений и способствовала даль-
Нейшему развитию политико-правовой мысли.
Идеи Макиавелли имели значительное влияние на по-
Следующие, более поздние социально-политические теории.
Так, в основе учения выдающегося английского мыслителя То-
Маса Гоббса (1588–1679 гг.) лежит тезис Макиавелли о том, что у
Человека нет природного свойства организации в государство.
В своей работе «О гражданине» он пишет: «Прав не Аристотель,
А Макиавелли, провозгласивший в своем «Государе», что человек не
Является по природе способным к общественной жизни».
По мнению Гоббса, человек в силу присущего ему при-
Родного эгоизма находится в постоянной войне всех против
Всех, которая мешает ему объединяться в гражданское обще-
Ство; но, с другой стороны, страх смерти, инстинкт самосо-
Хранения ______________и наличие «естественного разума» склоняют людей
К миру и предписывают им вступать в согласие друг с другом с
Целью обеспечения безопасности.
Гарантией безопасности выступает общая власть, кото-
Рая объединяет множество людей и является реальной силой
Для их защиты.
Власть имеет земное, а не небесное происхождение. Она
Возникла в результате общественного договора. Другой путь
Приобретения власти основан на завоевании. Гоббс называет
Его естественным, но предпочтение отдает политическому го-
Сударству, установленному самими людьми.
Во взглядах на государство, согласно Гоббсу, необходимо
учитывать три основных момента:
Государство есть единое лицо. Власть государства едина
И неразделима, она сводит волю граждан в «единую волю».
Люди, создавшие государство путем взаимного догово-
Ра, не только санкционируют все его действия, но и призна-
Ют себя ответственными за эти действия.
История конфликтологии
Верховная власть может использовать силу и средства
Подданных так, как считает это необходимым для их мира и
Защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо от-
Ветственности перед подданными и не обязана отчиты-
Ваться перед ними за свои действия.
Так же, как и все политические мыслители прошлого,
Гоббс создает свою типологию форм государства и различает
Монархию, демократию и аристократию. К первой он отно-
Сит государства, где власть принадлежит одному человеку; ко
Второй – где власть принадлежит собранию и любой из граж-
Дан имеет право голоса; к третьей – где власть принадлежит
Собранию, но право голоса имеют не все граждане, а лишь из-
Бранная часть из них. Что касается остальных форм государ-
Ства, предлагаемых до него, то он не считает их самостоятель-
Ными: тирания – та же монархия, олигархия ничем не отли-
Чается от аристократии.
Концепция Т. Гоббса о государстве как об «обществен-
Ном договоре» получила дальнейшее развитие в произведени-
Ях английского философа XVII в. Джона Локка (1632–1704 гг.).
Он был первым писателем, систематизировавшим базовые
Идеи конституционной демократии.
Д. Локк известен, прежде всего, своими политическими
Трудами. В «Письме о терпимости» он утверждал, что госу-
Дарство не должно вмешиваться в свободу вероисповедания,
Причем принципы терпимости он распространял и на нехри-
Стиан: «...ни язычник, ни мусульманин, ни иудей не должны ли-
Шаться гражданских прав Содружества из-за своей религии».
Правда, он считал, что такая терпимость не должна рас-
Пространяться на католиков, т.к. те были в долгу за свое гос-
Подство перед зарубежными монархами.
Еще большее значение имеет труд Д. Локка «Два трак-
Тата о государственном правлении», где он представил ос-
Новные идеи либеральной конституционной демократии.
Влияние этой книги на политическую мысль англоязычного
Мира очень глубоко.
Локк был убежден, что каждый человек обладает есте-
Ственными правами, которые включают в себя не только
Конфликтология
Жизнь, но и личную свободу и право иметь частную собст-
Венность. Главная цель правительства – защищать людей и
Их собственность.
Отвергая представления о божественной природе коро-
Левской власти, он утверждал, что правительство получает
Власть только с согласия управляемых.
Локк придавал особое значение идее социального дого-
Вора, которая им была частично позаимствована из трудов Т.
Гоббса. Но если Гоббс использовал свою идею социального до-
Говора с целью оправдать абсолютизм, Д. Локк считал, что
Социальный договор может быть отменен: «У людей остается
Высшая власть сместить или поменять законодателей, если они
Обнаружат, что эти законодатели действуют, не оправдывая ока-
Занного им доверия...».
Защита Д. Локком права на революцию сильно повлияла
На Томаса Джефферсона и других американских революцио-
Неров.
Локк отстаивал принцип разделения властей, но считал,
Что законодательство должно быть выше исполнительной
Власти и власти судебной, которую он относил к ветви ис-
Полнительной власти.
Хотя Локк верил в принцип правления большинства, он,
Тем не менее, считал, что правительство не обладает неогра-