Государственно-общественные отношения
Реакция властных структур на социальные протесты, как мы уже указывали выше, двояка – подавление политического протеста и попытка разрешения протеста социального. Государство исходит из того, что не должно регулировать все на свете, но должно обеспечивать такой минимум, как сохранение конституционного строя и общественного порядка. Отсюда линия на т.н. борьбу с экстремизмом.
Если в 1990-х годах основной угрозой конституционному строю и общественному порядку считался терроризм[59] и государство предусматривало широкий спектр борьбы с ним вплоть до использование Вооруженных Сил в борьбе с ним., то в начале нулевых годов в законодательную практику было введено понятие экстремизм[60], определение которого было включено более 10 составов противоправной деятельности.
Столь по мнению многих экспертов избыточно обширная трактовка нового вида правонарушения создает соблазн и дает возможность любые оппозиционные действия трактовать как проявления экстремизма. По данным Верховного Суда и МВД РФ, количество преступлений «против основ конституционного строя и безопасности государства» в последнее время сильно возросло. Если в 2004 году было зарегистрировано 130 таких преступлений, то к 2011 году их количество возросло до 656. В докладе Генпрокурора РФ Юрия Чайки Совету Федерации РФ отмечалось,чтов 2013 году выявлено уже 70 тыс. экстремистских преступлений[61]. В 2008 году за «призывы к осуществлению экстремистской деятельности» (ст. 280 УК РФ) были осуждены пять человек, а в 2010-м — уже 23. А по факту «возбуждения ненависти либо вражды, либо унижения человеческого достоинства» (ст. 282 УК РФ) в 2009 году были осуждены 65 человек, а в 2010-м—уже 161[62]. Возросшие цифры можно трактовать и как рост угроз конституционному строю и как расширительное толкование этих угроз.
Так, многочисленными поправками в упомянутый закон к экстремизму приравняли «публичную клевету в отношении лица, занимающего государственную должность» (т.е. – критику любого чиновника); позволили правоохранительным органам вести прослушивание телефонных разговоров всех, кого они только подозревают; ввели избирательные ограничения для лиц, ранее осужденных за «преступления экстремистской направленности». В 2011 г. в Государственной Думе обсуждался вопрос о введении в качестве причины отказа регистрации НКО «противоречие уставных целей основам нравственности» и «угрозу самобытности культурному наследию Российской Федерации»[63]. Наконец, весной 2014 в Думу был внесен законопроект о включении в Уголовный кодекс новых составов экстремистских преступлений, таких как «приобретение знаний и практических умений», которые можно использовать во время массовых беспорядков и об ужесточении наказаний по другим составам.
Общественная палата РФ с тревогой отмечала, что правоприменительная практика относит к экстремизму критические публикации в СМИ, частные высказывания граждан, в том числе в интернете, по поводу конкретных недостатков в жизни и работе властей. Оценочный характер определений, считают члены палаты, приводит к тому, что их применение входит в противоречие со ст. 29 Конституции РФ.
В октябре 2008 г. впервые была применена судебная практика в отношении членства в оппозиционных организациях – в данном случае в запрещенной еще в 2007 г. НБП, признанной Пресненским судом Москвы экстремистской организацией, за членство в которой Андрей Никитин осужден к году лишения свободы.
Летом 2011 мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение «О проведении психолого-лингвистических исследований», согласно которому любые публичные выступления, тексты, статьи в СМИ, аудио- и видеоматериалы могут быть проверены на наличие в них признаков экстремизма.
Другим фронтом атаки властных структур на НКО стали вопросы финансирования. Широко распространенная практика использования зарубежных грантов в их деятельности уже в 2005 году была названа Президентом Путиным недопустимой[64], уже в конце года законодательство обязало НКО усилить финансовую отчётность и расширило список основании для отказа в их регистрации. Эти поправки привели к закрытию в России правозащитных организаций Human Rights Watch, Amnesty International, «Врачи без границ» и других: из 250 тыс. НКО за два года не смогли перерегистрироваться 70 тыс. В 2012 году были приняты поправки, обязывавшие НКО, использующие зарубежные финансовые источники проходить специальную регистрацию в качестве «иностранных агентов». Несмотря на уверения депутатов и чиновников, что понятие «иностранный агент» широко используется за рубежом и это обычный юридический термин, многие восприняли это требование как дискриминационное – в обыденном сознании граждан понятие «иностранный агент» является синонимом шпиона[65]. Реализация этой нормы привела уменьшению числа зарегистрированных НКО с 694 тыс. в январе 2012 г. до 676 тыс. к июлю 2013 г.
Жесткая критика подобных мер привела в дальнейшем к некоторой либерализации: в 2007 г. упростили отчётность религиозных организаций, ТСЖ, садовых, огороднических и дачных НКО.
В апреле 2010 г. по инициативе президента Медведева в законодательство об НКО пополнилось институцией «социально ориентированных НКО», которые должны были получать экономическую поддержку. Формой такой поддержки стали гранты из федерального бюджета, которые стали выделяться для НКО по распоряжению Президента с 2006 года. Грантораспорядителями первоначально выступали Администрация Президента и Общественная палата, С июля 2007 грантооператорами стали 6 специально отобранных НКО, перечень которых ежегодно менялся. Так, в 2012 г. грантораспределителями были Институт общественного проектирования, фонд «Знание», НКО «В поддержку гражданского общества, Лига здоровья нации, Национальный благотворительный фонд и фонд «Государственный Клуб; в 2013 в список грантораспределителей введены Институт проблем гражданского общества, Российский союз молодежи, фонду ИСЭПИ (110 и 67), движение Эллы Памфиловой «Гражданское достоинство».
Менялись и масштабы государственного финансирования: с 250 млн. руб. в 2006 г. до 2,68 млрд. руб. выделенных на 2014 год
Конечно, большая часть грантов доставалась проправительственным организациям[66] – Фонду исследования проблем демократии, Российскому фонду свободных выборов, но в 2013 г. были удовлетворены заявки Московской Хельсинкской группы, организации «За права человека», ассоциаций «Голос» (7 млн.), «Агора» (2,4 млн.) и «За права человека» (3,9 млн.), центра «Мемориал» (5 млн.).
Более активно выстраиваются партнерские отношения государственных и муниципальных органов с общественными объединениями на местах. Накоплен богатый опыт совместных действия по решению социальных проблем, успешного сотрудничества с торгово-промышленными палатами, ассоциациями экономического сотрудничества, конфессиональными структурами и национально-культурными ассоциациями. Во многих регионах налажена система грантовой поддержки общественных инициатив[67]. Практически во всех субъектах РФ созданы Общественные палаты.
Попытки создания некоего совещательного органа для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти предпринимались уже давно. Так, в 1993 г. указом Президента РФ была создана Общественная палата при Конституционном совещании (действовала до октября 1993 г.).
В 1994 г. создана Общественная палата при Президенте РФ; но в декабре этого же года, когда палата намеревалась обсудить вопросы войны в Чечне, ее заседания были прекращены.
В 1996 г. указом Президента РФ создана Общественная палата из числа представителей партий, не прошедших в Государственную Думу – как противовес левой Думы.
Наконец, 4 апреля 2005 г был принят Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» (далее ОП). Закон не определяет статус этого органа, но устанавливает, что она обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.
Механизмы ее формирования претерпели ряд трансформаций. Так, изначально первую треть палаты (42 члена) назначал президент России; вторая треть избиралась этими членами из представителей общероссийских общественных объединений; наконец, третья треть формировалась из представителей межрегиональных и региональных общественных объединений, избранных в каждом из федеральном округов. Срок членов Общественной палаты первоначально составлял 2 года, в мае 2011 г. увеличен до 3 лет.
В июле 2013 г. состав Палаты увеличен со 126 до 166 человек: теперь 40 делегируются (назначаются) президентом, половину составляют представители региональных палат, еще 43 избираются Интернет-голосованием. Новый состав ОП должен быть сформирован до 1 июля 2014 г.
Среди основных функций ОП:
· привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;
· выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение;
· проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов, законов и нормативных правовых актов органов исполнительной власти и местного самоуправления;
· осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
· выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
· оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации.
· привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций.
Для решения этих задач ОП создает комиссии по основным направлениям деятельности; в составе палаты четвертого созыва (2012-2015 гг.) таких комиссий было 17.
Среди гражданского общества есть диаметрально противоположные взгляды на Общественную палату. Одни считают ее полезным инструментом для решения проблем общества, воздействия на государство и участвуют в ее деятельности. Другие полагают, что влияние на принятие государственных решений она не может оказать в принципе, практических результатов от ее работы нет, а сама она является лишь имитацией взаимодействия государства и общества.
В этой связи следует остановиться на таком явлении в сфере общественно-государственных отношений как GONGO - псевдообщественных организаций, зависимых от государства институтов гражданского общества. Их появление стало итогом исторически сложившейся в последние столетия патерналистской зависимости общества от государства. Так было и в XIX в., и при советской власти, к сожалению, так во многом остается и в настоящее время. Примером может служить механизм формирования Общественной палаты, что объясняется, прежде всего, непониманием самой идеи общественного договора. Напомним мысль, высказанную еще Томасом Гоббсом, что договор общественный не потому, что это договор общества с государством, а потому это договор различных сегментов общества о том, каким оно хочет видеть государство.
Важным представляется нам тезис Бориса Дубина о созданной в современной России новой технологии господства власти над социумом – технологии разобщения[68]. В отличие от тоталитарных технологий подавления и мобилизации используется, по его определению, парализация воли, кратковременное оглушение, рауш-наркоз. От советских технологий заимствовано формирование релятивной привилегированности - чувства определенного благополучия в сравнении с обездоленностью других, которая в разной степени доминирует в сознании подавляющего большинства общественных страт
Одной из позитивных новаций общественной жизни России стало добровольческое, или как чаще стали его называть волонтерское движение
Волонтёрство уходит своими корнями еще в начало XX века, когда в Европе после окончания Первой мировой войны появились люди, готовые оказать помощь пострадавшим в войне, и были созданы первые волонтерские организации.
В России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителя и врачи которые много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.
Под влиянием повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» возникло массовое патриотическое тимуровское движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях, в особенности оказание помощи семьям военнослужащих. В современной России в 2009 года было инициировано новое Всероссийское детско-юношеское и молодежное тимуровское (добровольческое) движение по направлению «Тимуровцы информационного общества», призванное способствовать развитию волонтерского движения в помощь социально-незащищенным группам граждан в информационном обществе.
По целевой ориентированности волонтёрствонаправлено:
· на взаимопомощь, когда люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или общества;
· на благотворительность, когда объектом помощи является участник группы, в которую не входит сам волонтер;
· на участие в местном самоуправлении, когда член какого-либо сообщества на добровольной основе включается в деятельность по управлению им (например, в деятельность территориальных органов самоуправления).
Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:
· социальная защита;
· экология;
· благоустройство;
· профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни;
· правозащитная деятельность;
· сохранение исторического и культурного наследия;
· содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
· содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.
На сегодняшний день уровень развития волонтерской деятельности в России по сравнению со странами Европы остается крайне низким. По результатам социологических опросов в России многие люди готовы принять участие в волонтерской деятельности, но из-за недостатка информации о том, как это можно сделать, не участвуют. В этом основная причина слабой распространенности волонтерской деятельности.
Объем пособия не позволяет остановиться на других видах общественной самодеятельности граждан по месту работы, учебы и жительства, специфических отличиях общественных фондов и общественных учреждений, творческих союзов и научных ассоциаций граждан, дать характеристику многообразия экологическое движение. Эти аспекты будут изучены в ходе самостоятельного ознакомления студентов с рекомендуемой литературой и обсуждения на семинарских занятиях
Перечисление проблем становления гражданского общества и трудностей эффективного взаимодействия с государством можно было и дальше. Пока же мы можем лишь констатировать ситуацию крайне недостаточной доли участия гражданских структур[69] в общественной жизни. Для сравнения, в Голландии вклад общественных объединений в валовой внутренний продукт составляет 12 %: это социальные услуги, трудовой вклад волонтеров, участие в создании новых рабочих мест и т. д. В России это еще задачи будущего.
Контрольные вопросы и задания:
1. Для чего органы власти выдают гранты общественным объединениям
2. Чем занимается Общественная палата?
3. Что такое волонтёрство?
4. Почему, с вашей токи зрения, добровольческое движение слабо развито в России
5. Вспомните, в каких общественных объединениях и инициативах вы участвуете
6. Можно ли отнести социальные сети к институтам гражданского общества?
Резюме
1. Гражданское общество — это система свободных частных отношений граждан и вырастающих из них общественных институтов, добровольно созданных гражданами для реализации на самодеятельной основе разнообразных интересов, способностей и потребностей.
2. Отличительной чертой гражданского общества является негосударственный, в основном неполитический и некоммерческий, добровольный и самодеятельный характер создания и функционирования.
3. Экономической основой гражданского общества является частная собственность и вырастающая из нее экономическая свобода человека как необходимое условие его реальной свободы во всех сферах жизни.
4. Нормативной базой гражданского общества следует считать как правовые акты государства, регулирующие деятельность добровольных ассоциаций граждан, так и нормы самих этих институтов.
5. Социальной базой гражданского общества является свободный человек, получающий достойную оплату за свой труд.