Механизмы реализации социальной политики
Основы государственной и муниципальной социальной политики
Социальная сфера воспроизводит и развивает главное богатство муниципального образования - его человеческий потенциал, человеческий капитал. Содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования поглощает значительную долю средств местных бюджетов. В отраслях социальной сферы работает основная часть так называемых бюджетников, т. е. работников, получающих заработную плату из бюджетных средств. Поэтому одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.
Муниципальная социальная политика -это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.
Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами власти субъектов РФ.
Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться:
в широком смыслек социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека.
в более узком смыслесоциальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере.
Социальная политика в РФ исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).
Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 38-39 Конституции РФ).
В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российская система социальной политики базируется на принципах «кто ты есть» (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и «что ты сделал» (система «трудовых пенсий»). Принцип «что ты имеешь» используется частично, например, при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий.
Механизмы реализации социальной политики
При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Государственная и муниципальная социальная политикареализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами. Последовательность этапов выработки и реализации социальной политики:
1. Социальная диагностика, выявление социальных проблем.
2. Разработка системы социальных показателей, норм и нормативов.
3. Разработка системы мероприятий, согласованным по срокам, ресурсам и исполнителям.
4. Определение социальных приоритетов, социальное целеполагание.
5. Оценка социальных, экономических и политических последствий реализации разработанной системы мер.
6. Оценка ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей.
Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов.
Социальный стандарт минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Некоторые примеры минимальных социальных стандартов:
· минимальный уровень оплаты труда;
· минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат;
· нормативная обеспеченность жилой площадью;
· предельная доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;
· образовательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным;
· перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.
Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных представлений об уровне и качестве жизни). Этот - «стандартный» уровень социальных благ, гарантированный каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т. е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.
Социальные стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы- единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей:
· норма обеспеченности населения учреждениями социально-культурной сферы;
· нормы наполняемости школьных классов и групп в детских дошкольных учреждениях;
· нормы суточного потребления воды на одного жителя;
· нормы обеспечения населения отдельными социальными услугами;
· нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг.
Соблюдение минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных расходов. При этом за федеральным уровнем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечивать финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.
Разграничение полномочий между уровнями власти в сфере социальной политики.
Задачи федерального уровня власти:
· установление основ государственной социальной политики;
· правовое регулирование отношений в социальной сфере;
· разработка федеральных программ социального развития страны;
· разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня;
· обеспечение государственных гарантий их реализации.
Задачи субъектов РФ:
· разработать основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории;
· установить региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты;
· заботиться о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ;
· организовывать подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения;
· обеспечить соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.
Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.
Таблица 1 - Компетенция муниципальных образований в сфере социальной политики
Поселения: | Муниципальные районы: |
· организация библиотечного обслуживание населения; · создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселений услугами организаций культуры; · охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения; · обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта; · создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. | · организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенным к компетенции субъектов РФ; · организация предоставления дополнительного образования; · организация предоставления общедоступного дошкольного образования; · организация отдыха детей в каникулярное время; · организация оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; · опека и попечительство; · организация библиотечного обслуживания поселений. |
Принцип разделения компетенций между поселениями и муниципальными районами,состоит в том, что на уровне муниципальных районов вынесены в основном, вопросы образования и здравоохранения, требующие соответствующей инфраструктуры, сложного оборудования и технических средств, информационного обеспечения, подготовленных кадров и значительных расходов на содержание.
Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления, значительно шире.
В частности, многие муниципальные образования содержат:
· комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;
· социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;
· дома инвалидов и престарелых;
· детские дома;
· учреждения временного проживания для лиц без определенного места жительства или попавших в критические жизненные ситуации (беженцы, погорельцы и т. п.);
· центры психолого-педагогической помощи населению;
· центры экстренной психологической помощи по телефону и т. д.
Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров. Социальные услуги всех перечисленных учреждений и виды деятельности органов местного самоуправления, а также выплата заработной платы педагогических работников и другие расходы по финансовому обеспечению образовательного процесса должны рассматриваться как государственные полномочия. Они могут возлагаться на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов федеральными законами и законами субъектов РФ с выделением необходимых для их выполнении материальных и финансовых средств. Такое наделение соответствует принципу субсидиарное и является целесообразным, поскольку органы местного самоуправления лучше знают все условия и факторы предоставления конкретных социальных услуг конкретным людям.
К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления относятся:
· содействие занятости населения и обеспечению благоприятных условий труда на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования;
· содействие обеспечению граждан жильем через создание условий для жилищного строительства и прямое обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
· участие в обеспечении социальной поддержки отдельных групп населения;
· организация муниципальной системы здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
· организация предоставления образовательных услуг, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
· создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании, содержание муниципальных учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
· создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании, содержание муниципальных физкультурно-спортивных сооружений;
· реализация муниципальной молодежной политики;
· реализация услуг малому и среднему бизнесу.
Занятость– это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности.
Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. В поселениях, находящихся в стадии стагнации и упадка, безработица - главная социальная проблема. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места, у этой проблемы есть еще дна аспекта. Это, во-первых, уровень и регулярность выплаты заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и, во-вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.
Сложность муниципального регулирования вопросов занятости населения состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости.
Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости
Основы государственной и муниципальной политики в сфере занятости формируются на федеральном уровне. Приняты Закон РФ «О занятости населении в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ, другие законодательные акты.
Таблица 2 - Функции федеральных и региональных органов государственной власти в сфере занятости
Федеральный уровень | Уровень субъектов РФ |
Разработка и реализация государственной политики в сфере занятости, ее нормативно-правовое обеспечение | Разработка региональной политики занятости на основе государственной политики и с учетом местных условий, ее нормативно-правовое обеспечение |
Разработка и финансирование федеральных программ содействия занятости. Разработка и обеспечение действия экономических механизмов регулирования рынка труда | Разработка и финансирование региональных целевых программ занятости населения, в том числе программ поддержки малого бизнеса |
Формирование и обеспечение функционирования Федеральной службы занятости с ее региональными и местными органами | Организация взаимодействия с территориальными и местными органами Федеральной службы занятости |
Координация и контроль деятельности федеральных министерств и ведомств и органов государственной власти субъектов РФ в сфере занятости | Координация и контроль деятельности управляющих структур региона, муниципальных образований, общественных и других организаций в сфере занятости |
Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости | Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости региона |
Научно-информационное и методическое обеспечение деятельности органов занятости | Информационное обеспечение деятельности органов занятости региона |
Организация обмена опытом работы в сфере занятости, в том числе с зарубежными странами | Обмен опытом работы в сфере занятости между муниципальными образованиями региона, с другими регионами и зарубежными странами |
Муниципальные органы разрабатывают и реализуют во взаимодействии с государственными органами муниципальные программы занятости населения, программы поддержки малого бизнеса, молодежного предпринимательства и т. п., взаимодействуют с биржами труда и частными посредническими фирмами.
Роль органов местного самоуправления в решении вопросов занятости и трудовых отношений может заключаться в следующем:
· разработка и реализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;
· координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, создание (при необходимости) муниципальной службы занятости;
· оказание информационной поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, содержащих предложения работодателей, публикация вакансий, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т. п.);
· создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;
· создание муниципального попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональных учебных заведении, включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования;
· формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;
· формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования;
· создание центра социально-психологической адаптации (психологическая поддержка незанятого населения и безработных, психологический тренинг начинающих предпринимателей и т. п.);
· организация муниципального бизнес-инкубатора для начинающих предпринимателей;
· образование муниципального учебно-методического центра профессиональной переподготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;
· организация и проведение мониторинговых исследований рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу.