Кейнсианская концепция

Раздел 2.Макроэкономические условия активизации инвестиционной деятельности.

Тема 2.1. Регулирование инвестиционной деятельности.

Теоретические основы регулирования инвестиционной деятельности.

Инструменты, формы и методы регулирования инвестиционной деятельности.

Теоретические основы регулирования инвестиционной деятельности.

Регулирование инвестиционной деятельности обусловлено совокупностью объективных и субъективных предпосылок развития национальной экономики, целей, определяющих ее долгосрочную перспективу развития, и задач, вытекающих из сложившейся экономической ситуации.

Реализация основных целей экономического развития подчиняет направления развития и характер экономической политики, где эффективная инвестиционная политика играет определяющую роль. Поэтому в рыночном механизме, основанном на реализации объективных экономических законов, существенное значение имеет активное влияние государства по регулированию инвестиционных процессов, подчиняющих и направляющих движение внутренних и внешних денежных потоков.

Теоретическую основу государственного регулирования инвестиционной деятельности в значительной мере определяют научные концепции государственного регулирования инвестиционной деятельности. Эти научные направления отражают разные по своему содержанию подходы к осуществлению государственной инвестиционной политики. Соответственно, они в своем содержании имеют и различные экономические регулятивные инструменты, используемые в зависимости от целей, которые преследует государство в своей инвестиционной политике. К тому же, эффективность инвестиционной политики в определяющей степени будет зависеть от соответствия системы регулятивных мер объективному уровню развития национальной экономики, рыночных институтов, сформировавшемуся уровню рыночных отношений.

Из сформировавшихся теоретических воззрений на регулирование инвестиционной деятельности можно выделить следующие базисные концепции.

Кейнсианская концепция.

Теоретическую основу модели государственного регулирования экономики Дж.М.Кейнса составила его «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшая в 1936 году. Эта, по образному выражению П.Самуэльсона «ужасно написанная книга … гения» явилась поворотным пунктом в экономической науке ХХ в.

Предшествовавшие ее написанию статьи «Трактат о вероятности» (1921), «Трактат о денежной реформе» (1923), «Экономические последствия мистера Черчилля» (1925), «Конец свободного предпринимательства» (1926), «Трактат о деньгах» (1930) свидетельствовали об активном поиске автора ответов на разрешение проблем, которые обрушил с колоссальной силой мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. на национальные экономики.

В отличие от устоявшейся и считавшейся незыблемой классической истиной совершенство и саморегулируемость рыночной экономики, Дж.М.Кейнс утверждает, что система рыночных отношений не является совершенной и саморегулируемой. По его мнению, экономический рост и полную занятость населения может обеспечить только активная экономическая политика государства. Только активное вмешательство государства, на взгляд Дж.М.Кейнса обеспечивает изыскание средств для инвестиций, обеспечивающих снижение нормы процента как инструмента экономического роста и полной занятости населения. Государство должно предусматривать и такие шаги как дополнительные эмиссии для этих целей, а которые приведут к снижению нормы процента, обеспечат стимулирование инвестиций и их рост, что, в свою очередь, значительно увеличит занятость. В то же время, Дж.М.Кейнс отмечает, что увеличение денежной массы не приведет удвоению цен, инфляции, так как повышение цен будет отставать от увеличения денежной массы. Дж.М.Кейнс и в качестве источника борьбы с дефицитом бюджета, формирующегося на основе существенного увеличения государственных инвестиций, видит возрастание занятости и падение нормы процента.

Существенное место в концепции Дж.М.Кейнса занимает стимулируемый государством «эффективный спрос» Он в отличие от своих предшественников утверждает о недопущении с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также то, что потребление вследствие психологически обусловленной склонности человека к сбережению, растет гораздо медленнее доходов. Эта склонность является основой формирования устойчивого соотношения между увеличением доходов, а, соответственно, и сбережений и увеличением инвестиций.

Наращивание инвестиций и на этой основе рост национального дохода и занятости населения обеспечивает целесообразный экономический эффект, получивший в экономической литературе эффект мультипликатора, который означает, что прирост общей суммы инвестиций приводит к росту дохода превосходящего прирост инвестиций.

Следовательно, в соответствии с кейнсианской моделью, краткосрочное воздей­ствие государства приводит к стимулированию роста инвестиций и росту объемов производства. Однако рыночный механизм, отвечая на повысивший­ся уровень доходов и соответствующее повышение спроса на деньги, увеличивает ставку процента, что блокирует инвестиции.

Поэтому, рыночный механизм, отреагировав на государст­венное вмешательство, приводит к гашению первоначального им­пульса. Что свидетельствует о слабой подверженности регулирующему воздействию ставки процента в долгосрочной перспективе. Это является свидетельством того, что реализация политики наращивания денежной массы приводит влечет за собой не только инфляци­онное финансирование, но и формирует бесконечную эластичность спроса на деньги по процентной ставке. Что является основой для ликвидной ловушки в экономике, установленную Д. Робертсоном. Дальнейшее наращивание де­нежной массы не даст эффекта, так как ставка процента не опустится ниже определенного минимума. В этой ситуации инвестиционный рынок не получит импульса от денежного, что приведет к блокиро­ванию инвестиций, спаду производства.

Следовательно, механизм воздействия на инвестиции через ди­намику нормы процента в условиях депрессии, когда процентная ставка не уменьшается, не действует. Политика дешевых денег еще не означает, что банки готовы предоставлять ссуды. Низкий процент обусловливает рост курса ценных бумаг, однако фирмы не могут по­лучать средства от продажи своих ценных бумаг, так как последние в условиях спада ненадежны. Возрастает предпочтение ликвидности, увеличение массы наличных денег повышает платежеспособный по­требительский спрос, что при уменьшающемся товарном предложе­нии ведет к инфляционному росту цен.

Поскольку денежно-кредитная политика оказывается недействи­тельной, кейнсианская модель предполагает использование фискаль­ной политики для стабилизации экономики, в частности увеличение государственных расходов. Эта мера может оказать стимулирующее воздействие на инвестиционный спрос, однако приведет к увеличе­нию дефицита госбюджета. Попытка его финансирования даже на­именее инфляционным способом — за счет займов на кредитном рынке — может усилить рыночное неравновесие.

Во-первых, она приведет к оттоку денежных средств с рынка част­ных инвестиций в государственные обязательства, являющиеся более надежными (crowding-out effect), в результате чего сбережения будут направлены на покрытие дефицита государственного бюджета, а не инвестиционного спроса фирм, определяющего инвестиционный процесс в рыночной экономике. Во-вторых, нехватка денежных средств на рынке ссудного капитала обусловит рост ставок банков­ского кредита, снижение курса ценных бумаг, что также уменьшает инвестиции.

Таким образом, можно сделать вывод, что в долгосрочном периоде кейнсианские рекомендации недостаточно эффективны. Кроме того, рассмотренному механизму присущи и внутренние противоречия. Если экспансионистские меры, включающие кредитную экспансию Центрального банка и функции государства как гаранта частных сде­лок имеют стимулирующее воздействие на инвестиции, другие меро­приятия (прогрессивное налогообложение, увеличение бюджетных расходов на потребление) ведут к снижению мотивов сбережения и инвестирования. Использование кейнсианских рекомендаций воз­можно в условиях:

а) кризисных периодов, требующих усиления вмешательства го­сударства;

б) установления контроля за эмиссией и темпами инфляции;

в) государственной поддержки конкуренции.

До середины 70-х годов кейнсианская теория приобретала все большее число сторонников, как в теории, так и в экономической политике. Расширялись масштабы государственного вмешательства в экономику для повышения темпов экономического роста. Наращивались масштабы социальных программ, программ занятости, увеличению покупательной способности, что делало проводимую политику популярной. Но постепенно нарастали и противоречия в бюджетной, эмиссионной, кредитно-денежной политике, политике займов.

С завершением периода высоких темпов роста к началу 70-х гг. и последовавших друг за другом энергетических кризисов, экономика развитых стран вступила в длительный период стагфляции - с небывалым ростом цен и одновременным спадом производства. Хроническими стали бюджетные дефициты. Очевидной стала неэффективность государственного аппарата и реализация кейнсианских инструментов в экономической политике. В кризисной ситуации оказалась и кейнсианская теория и основанная на ней экономическая политика с системой социальных пособий, разросшимся государственным сектором экономики, перераспределением национального дохода в пользу государственных расходов, прямым регламентированием частного предпринимательства. На смену кейнсиансиву пришла «консервативная контрреволюция» в лице монетаризма.

Монетаризм

Монетаристы, являются последователями неоклассической теории равновесия рыночной экономики. Они считают незыблемым важнейшее концеп­туальное положение о тождественности сбережений и инвестиций. В отличие от кейнсианцев, которые спрос на деньги считают неус­тойчивым и подверженным воздействию спекулятивных мотивов, мо­нетаризм отстаивает стабильность функции спроса на деньги, которая обу­словлена устойчивой склонностью к сбережениям. На этой основе дела­ется вывод, что эффективное функционирование и развитие рыноч­ной системы может быть обеспечено приращением денежной массы, соответствующим потребностям экономи­ки. Это же приращение формирует динамику инвестиций как во­площенную форму сбережений.

Монетаризм предполагает, что политика государства по манипулированию денежным предложением препятствует динамичному, с высокой степенью стабильности, развитию рыночной экономи­ки. Инерционность рыночного механизма влечет за собой трудно прогнозируемые последствия, а постоянное вмешательство государства ис­кажает рыночную конъюнктуру, лишает хозяйствующие субъекты экономических ориентиров. Регулирование инвестиций посредством процентной ставки вызывает нарушение механизма саморегулирования, колебания денежной массы в обращении, росту инфляции. Поэтому стабильность экономики требует обоснованного роста денежной массы в соответствии с требованиями рынка.

Величина и темпы роста денежной массы регулируются методом таргетирования на основе целевых ориентиров роста денежных агрегатов на предстоящий период, ожидаемого повышения производственного потен­циала, роста цен в таргетируемый период, а также учета количественных параметров денежной массы в действиях участ­ников рынка. Структурализм

Стабилизация цен, нивелирование инфляционной составляющей в политике таргетирования ведет к стимулированию конку­ренции, восстановлению механизма рав­новесных цен, ориентации инвесторов на вложения в более при­быльные сферы инвестиционной деятельности. С целью воздействия на инвестиционный процесс государство использует также снижение налогового бремени, сокращение бюджетного дефицита и др.

Вместе с тем использование монетарного правила должно учиты­вать долгосрочные цели. Общее изменение денежной массы за опре­деленный период не должно превышать расчетного долгосрочного темпа.

Структурализм

Особенности восстановления французской экономики и задачи стоящие перед ней в 50 – 70-х годах определили внимание французских экономистов к теории Дж. Кейнса и стремление к внедрению практики государственного регулирования. Но в отличие от кейнсианских финансовых инструментов, ориентированных на решение текущих задач и успешно применявшихся в США, государственная политика по восстановлению экономики, ее модернизации, реконструкции старых и созданию новых отраслей производства, ускорению темпов экономического роста и преодолению отставания от уровня производства других развитых стран, должна быть активной и долгосрочной. Для формирования такой политики существовали и объективные условия и предпосылки в лице значительного национализированного сектора, отсутствии достаточных объемов средств у национального капитала и ряд других.

Подвергнув критической оценке основные положения неоклассицизма и кейнсианства, Ф. Перру и его сторонники создали оригинальную теоретическую концепцию государственного управления экономикой, получившую название «государственного дирижизма». Она легла в основу понятия экономических решений в практике индикативного планирования экономики, осуществлявшегося во Франции в течение нескольких послевоенных десятилетий. Главную задачу государства французские экономисты видели в обеспечении структурной перестройки экономики, роста концепции производства и капитала в целях повышения конкурентоспособности французских товаров на мировом рынке.

По мнению Ф. Перу и его сторонников, механизм свободной конкуренции в сложившихся условиях перестал выполнять роль регулятора рыночного равновесия. Это произошло вследствие структурного преобразования рынка монополиями и другими институтами. Экономические единицы, как доминирующие, так и починенные, активно осуществляют собственные экономические стратегии и связаны между собой ассиметричными отношениями экономической и социальной власти. В отраслях доминируют фирмы производящие более 40 % продукции отрасли, которые и являются автономным центром конъюнктуры. Остальные вынуждены приспосабливаться к ее политике.

В связи с этим важнейшим принципом государственной экономической политики объявлялся принцип избирательности политики государства, который был положен в основу концепции «привилегированных точек применения силы». Новые отрасли тяжелой промышленности, химии, общего машиностроения, нефтепереработки являются моторами, движущими силы прогресса. Они или совершенствуют другие отрасли, или подготавливают массовые нововведения в будущем. Их развитие, направленное на увеличение масштабов и темпов экономической экспансии нации, модификацию структуры национальной экономики, и должно быть целью избирательной политики правительства.

Центры в экономическом пространстве, на котором размещены предприятия лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов производства, обеспечивая наиболее эффективное их использование, концентрации производства и формирование полюсов экономического роста. Поэтому все экономическое пространство предстает как своеобразное силовое поле, с неравномерной напряженностью и наличием центростремительных и центробежных сил, сфокусированных на полюсах роста.

В соответствии с произведенной классификацией отрасли производства по тенденциям развития, разделены на три группы.

Первую группу составляют отрасли, медленно развивающиеся, с устойчивой тенденцией снижения своей доли в структуре экономики страны, и постепенно деградирующие. К ним относятся старые отрасли промышленности большинства экономически развитых стран: угольная, текстильная, судостроительная.

Вторую группу составляют отрасли с высокими темпами развития, но не оказывающие существенного влияния на развитие других отраслей экономики – производство предметов потребления.

Третья группа состоит из отраслей, которые не только быстро растут, но и формируют цепную реакцию возникновения и роста промышленных центров, вызывая общее индустриальное развитие страны, - отрасли машиностроения, химической промышленности, электроэнергетика.

Развитие отраслей третьей группы приводит к формированию полюсов роста. Эти отрасли находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя «комплекс отраслей» и их индуцированный эффект в виде импульсов, возникающих при взаимодействии движущих сил. Этот эффект возникает при изменении направлений связей как внутри районов, так и между ними.

Введение и развитие новых отраслей с новыми видами деятельности, или ликвидация и ограничение старых объектов и процессов, приводит к возникновению горизонтальных изменений.

Изменение способов производства во взаимосвязанных отраслях, новые технологии и т.д.,приводят к вертикальным изменениям.

Теоретические положения о полюсах развития получили развитие во многих странах при разработке стратегий пространственного экономического развития. В регионах хозяйственного освоения наиболее характерными полюсами роста становятся территориально-производственные комплексы, которые позволяют комплексно осваивать природные ресурсы, создавая технологическую цепочку производств вместе с объектами инфраструктуры.

В современной практике пространственного экономического развития идеи полюсов роста реализуются в создании свободных экономических зон, технополисов, технопарков.

Теория предложения.

Дефициты государственных бюджетов, рост инфляции, увеличение безработицы и другие негативные последствия экономической политики, основанной на рекомендациях упрощенной кейнсианской концепции, а также шоки предложения, связанные с нефтяным кризисом 1970-х гг., способствовали радикальному изменению теоретической базы формирования экономической политики в ведущих стран мира. Эти изменения в экономической литературе получили название неоклассической контрреволюции, составными частями которой стали: экономическая теория предложения, современный монетаризм и теория рациональных ожиданий.

Основу теории предложения составили новые подходы американских экономистов: А. Лаффера, М. Фелдстайна, М. Боскина, П. Робертса, М. Эванса, а также исследования Американского института предпринимательства, который сыграл существенную роль в распространении и популяризации основных положений зарождающейся теории.

Примечательно, что теоретическим фундаментом новой теории ее разработчики определяют на идеи неоавстрийской школы (Ф. Хайек), теорию предельной производительности факторов производства (Дж. Кларк и Ф. Уикстид) и современный монетаризм (М. Фридман). А основные положения теории предложения были положены в основу проводимой в этот период экономической политики руководителями США и Великобритании Р.Рейгана и М.Тетчер, поэтому получивших название «рейгономика» и «тетчеризм». Именно она придала хорошую динамику развитию стран-лидеров мировой экономики. Отличительной чертой теории предложения явилась ее направленность на получение ответов на обострившиеся противоречия в хозяйственной практике экономик развитых стран и на их конструктивное разрешение. В качестве такого важнейшего противоречия в сфере производства в национальных масштабах в этот период впервые выступила стагфляция как одновременное прогрессирование двух негативных тенденций в затяжной рецессии, т.е. спаде производства, и последовавшей за ним ростом безработицы, и неконтролируемый рост инфляции. Это стало неожиданным и новым явлением, как для экономической теории, так и для экономической политики.

Господствовавшая в государственном регулировании с периода Великой депрессии и до конца 70-х годов кейнсианская концепция подвергалась критике только в академических кругах. В экономической и социальной политике развитых стран она сохраняла свое определяющее влияние и в процессе разрешения кризисной ситуации 70-х годов. Но уже в начале 80-х, когда оказалась кейсианская концепция оказалась бессильна разрешить сформировавшиеся противоречия и предложить эффективные направления развития общественного воспроизводства на качественно новой технологической основе. Это потребовало не только обеспечить формирование новых теоретических подходов к формированию экономической политики, но и фактическому преобразованию хозяйственных механизмов национальных экономических систем, которые были скованы регулирующими государственными инструментами, существенно ограничивающими рыночные регуляторы. Основное противоречие кейнсианской концепции заключалось в том, что она, ориентируясь на изучении и формировании совокупного спроса, не выходила за пределы краткосрочного периода развития национальной экономики и была нацелена на разрешение текущих противоречий. Это соответствовало ее основному предназначению – формированию направлений выхода национальной экономики из кризисного состояния. Поэтому она изначально не была предназначена и не могла ориентировать экономическое развитие на долгосрочный период.

По этой причине в теории предложения основное внимание и в теоретической и практической плоскости переносится с исследования совокупного спроса и его формирования на изучение основных факторов, определяющих формирование совокупного предложения. Среди этих факторов одной из основных выступает ограниченность невозобновляемых ресурсов как одно из критических препятствий на пути использования новых технологий, обеспечивающих значительный рост производительности труда и быстрое насыщение рынка товарами массового спроса. Сложившаяся система распределения ресурсов, а также условия развития других факторов производства не соответствовали развитию этих технологий в долгосрочной перспективе.

Поэтому логичным является в самой теории предложения глубокий анализ причин деформации рыночных отношений, которые, вследствие усиления государственного механизма регулирования, существенно снижают влияние рыночных механизмов как на эффективность использования факторов общественного производства, так и снижение эффективности общественного производства в целом. В связи с эти анализируются и сформировавшиеся противоречия: существенное снижение динамики общественного производства, рост безработицы, не поддающаяся управлению инфляция и др. В процессе анализа определяются конкретные причины снижения эффективности рыночного механизма, снижения эффективности и замедления динамики общественного производства, обострения противоречий в национальной экономической системе.

Стержнем теории предложения стало разрешение основного противоречия этого периода – взаимосвязи инфляции и экономического роста. В качестве определяющего инструмента экономического роста было определяло не стимулирование его с помощью инфляции (как это вытекает из кейсианской концепции), а с помощью снижения налогов, которое приводит и к снижению инфляции, и к стимулированию экономического развития. Дифференцированное, пропорциональное его предельной производительности, снижение предельных налоговых ставок, приводит к мобилизации неиспользованного потенциала рыночной экономики. Поэтому это снижение относится в определяющей степени к тем налогам, которые дают максимальную предельную отдачу с точки зрения роста накопления капитала и стимулирования занятости. В первую очередь это относится к налогам на доходы от капиталовложений и прогрессивной шкале подоходного налога. Снижение налогов оживляет деловую активность и способствует решению многих проблем современной экономики.

Стержнем теоретического обоснования этого положения стал эффект Лаффера. Профессор университета Южной Каролины А. Лаффер обосновал, что долгосрочное снижение налоговых ставок приведет не к росту бюджетного дефицита, а к его сокращению, что обеспечит стабилизацию инфляционного процесса. Этот вывод он проиллюстрировал в графике который получил название кривой Лаффера (рис. ?).

Кейнсианская концепция - student2.ru

График свидетельствует, что увеличение налогов от 0 ведет к росту объема налоговых поступлений, эту область налоговых ставок можно характеризовать как нормальную; дальнейший рост налоговых ставок приводит к уменьшению налоговых поступлений, и эту область можно характеризовать как запретительной.

По мнению авторов теории предложения, усиление влияния государства на национальную экономику в предшествующий период привел к увеличению налогового бремени в абсолютном и относительном исчислении (отношение к объему национального дохода), что повлекло за собой искажение свободного рыночного механизма. Это обосновывалось следующим образом. На первом этапе значительная часть налогов трансформируется в издержки производства. На втором этапе это увеличение компенсирует потребитель, приобретая товары по более высоким ценам. Тем самым, в отличие от кейсианской концепции, определяющей налоги как антиинфляционный инструмент, теория предложения в увеличении налогов увидели инструмент ускорения инфляции. С ростом государственного вмешательства в экономику и увеличением налогового бремени, инфляция растет, вызывая сокращение совокупного предложения.

Увеличение налоговых поступлений обусловлено и расширением сферы социального обеспечения, в том числе и безработицы. А увеличение безработицы, в свою очередь, зависит как от роста налогового бремени и ослабления стимулов к трудоустройству в результате сокращения реальных доходов населения вследствие роста налогов, так и в результате негативного эффекта пособий по безработице.

Рост государственных расходов на социальные цели приводит к изменению соотношения между потребляемой и сберегаемой частями денежных доходов в пользу потребляемой части. В итоге это приводит к относительному сокращению сбережений в совокупном доходе, что обусловливает сокращение объема инвестиционных ресурсов, определяя замедление экономического роста и на уровень занятости.

Весомым аргументом авторов теории предложения в критике кейнсианства выступает их оценка в проведении антициклической политики посредством стимулирования совокупного спроса, что предполагает формирование дефицита бюджета как источник инфляции. По их мнению, покрытие дефицита государственными ценными бумагами приводит к негативным последствиям на финансовых рынках. Это обусловлено размещением на них государством основной части долговых обязательств с целью не допустить роста инфляции. Тем самым оно превращается в серьезного конкурента фирм в борьбе за инвестиционные ресурсы, существенно сокращая объемы их использования в производственной сфере, и увеличивая в сфере потребления. В свою очередь, сокращение предложения объемов инвестиционных ресурсов и наличие устойчивого спроса на них, приводит к росту их цены, а в конечном итоге к сокращению инвестиционной активности.

Этот эффект исследован американским экономистом Р. Барроу, назвавшим его эффектом вытеснения частного спроса на кредитные ресурсы государственным. Основным инструментом устранения его негативных последствий является сбалансированность бюджета.

По мнению авторов теории предложения, государство оказывает отрицательное влияние на общественное воспроизводство, производительность труда, издержки производства, их чрезмерной правовой регламентацией, которая выражается в структурном государственном регулировании отдельных отраслей и общесоциальном регулировании. В первом случае государство способствует формированию монополий, защищенных законами, со всеми негативными последствиями от их монопольного положения. Во втором случае, защита окружающей среды, качества продукции, охраны труда и безопасности и т.д. влечет за собой существенное увеличение издержек предпринимательской деятельности, а соответственно и рост расходов населения.

На основании проведенных исследований, авторы теории предложения разработали проект реформы государственного регулирования экономики, который стал альтернативным кейнсианской политике стимулирования спроса. Его основу составила система мер, обеспечивающих более полное использование рыночных потенциалов экономики и свободного предпринимательства на основе существенного снижения размеров государственного бюджета, его доли в национальном доходе, сокращения государственных финансовых ресурсов, до уровня, не позволяющего государству без достаточных оснований вмешиваться в экономические процессы. Но центральное место в предложенном проекте занимает система налогообложения. С целью ее реформирования предложено значительно уменьшить предельные налоговые ставки, с их дифференциацией пропорционально предельной производительности, что обеспечит более полную реализацию потенциала рыночной экономики и активизирует предпринимательскую активность.

В теории предложения не разделяются и монетаристские идеи по формированию политики долгосрочного денежного регулирования, так как несовершенство налоговой системы не создает условий по обеспечению свободного функционирования рыночного механизма, а они могут быть созданы только на основе формирования налоговых стимулов, подкрепленных снижением темпа роста денежной массы.

Наши рекомендации