Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям
1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 29) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям.
2. Реализация дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) осуществляется по следующим видам: ТВ-технология, сетевая технология и кейс-технология.
3. Субъектами дистанционной образовательной технологии являются обучающиеся, педагогические работники и организации, реализующие учебные программы дополнительного образования.
4. ДОТ реализовываются организациями образования самостоятельно.
5. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
1) ТВ-технология - технологии, базирующиеся на использовании эфирных, кабельных и спутниковых систем телевидения;
2) сетевая технология - технология, включающая обеспечение учебно-методическими материалами, формы интерактивного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также администрирование учебного процесса на основе использования сети Интернет;
3) кейсовая технология - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных, электронных и прочих носителях и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения;
4) Интернет-ресурс организации образования, реализующей дистанционные образовательные технологии - Интернет-ресурс, содержащий административно-академическую информацию для участников образовательного процесса;
5) информационно-образовательный портал - системно-организованная взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов и сервисов Интернет, содержащая административно-академическую учебнометодическую информацию, позволяющая организовать образовательный процесс по ДОТ;
6) контент - информационное наполнение учебных материалов (тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение);
7) мультимедиа - комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео);
8) информационная технология дистанционного обучения - технология создания, передачи и хранения учебных материалов на электронных носителях, инфо-телекоммуникационные технологии организации и сопровождения учебного процесса;
9) информационно-образовательные ресурсы - формализованные идеи и знания образовательного характера, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена межу источниками и потребителями информации;
10) тестирующий комплекс - программное средство, предназначенное для определения степени освоения обучающимися учебного материала на всех уровнях образовательного процесса;
11) Тьютор - лицо, помогающее обучающимся осваивать изучаемую с преподавателем дисциплину.
2. Порядок организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям
6. Для организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям требуется наличие у организации образования:
1) образовательного портала со страницами, содержащими учебнометодическую и организационно-административную информацию для обучающихся;
2) оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть (Интернет, спутниковое телевидение);
3) мультимедийных классов и электронных читальных залов;
4) учебного контента;
5) мультимедиа лабораторий для создания собственного контента (локального и сетевого);
6) тестирующего комплекса;
7) сетевых систем управления обучением (Learning Management System- LMS);
8) системыуправленияучебнымконтентом(Learning Content Management System - LCMS).
7. Для организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям организации образования:
1) создают условия педагогическим работникам, профессорско- преподавательскому составу для разработки и обновления образовательных ресурсов;
2) доставляют учебный материал обучающимся посредством информационных технологий либо на бумажных носителях;
3) организуют и проводят консультации в режиме «on-line»;
4) организуют обратную связь с обучающимися в режиме «off-line»;
5) контролируют учебные достижения обучающихся в режиме «online», «off-line»;
6) идентифицируют личность обучающихся посредством системы аутентификации.
8. ДОТ применяются в отношении обучающихся:
1) по сокращенным образовательным программам на базе технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;
2) для лиц, являющимся лицами с ограниченными физическими возможностями, в том числе детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп на всех уровнях образования;
3) выехавших за пределы государства по программам обмена обучающихся на уровне высшего образования, за исключением стипендиатов «Болашак»;
4) заочной формы обучения, призванные на срочную военную службу на уровне высшего образования;
5) находящихся в длительной заграничной командировке (более
6- х месяцев) на уровне высшего образования.
9. Лица, изъявившие желание обучаться по ДОТ пишут заявление в произвольной форме на имя руководителя организации образования с мотивированным обоснованием о возможности использования ДОТ в обучении с предоставлением подтверждающих документов:
1) для лиц, работающих по специальности, справка с места работы;
2) для детей-инвалидов рекомендация психолого-медико- педагогической консультации.
10. Заявления рассматриваются в течение пяти календарных дней. Приказ руководителя организации образования с указанием применяемых ДОТ обучающихся оформляется в течение двух календарных дней.
11. К приказу прилагаются:
1) заявление обучающихся;
2) индивидуальные учебные планы обучающихся;
3) индивидуальный график организации учебной деятельности каждого обучающегося;
4) рекомендации психолого-медико-педагогической консультации о возможности участия детей-инвалидов в учебном процессе по дистанционным образовательным технологиям.
Организация образования в течение двух календарных дней знакомит обучающихся с планом и графиком учебного процесса применяемых в обучении ДОТ.
12. Для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами организациям образования необходимо иметь электронные учебнометодические комплексы по всем дисциплинам учебного плана, реализуемых с использованием ДОТ.
13. Подготовка электронных учебно-методических комплексов осуществляется разработчиком курса по утвержденным рабочим учебным программам, разработанным в соответствии с типовой учебной программой.
14. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины включает обязательный и дополнительный комплекты.
15. Обязательный комплект состоит из:
1) рабочей учебной программы, включающей содержание дисциплины, календарно-тематический план, список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), модульное разбиение дисциплины, график проведения дистанционных консультаций;
2) электронного конспекта лекций;
3) материалов практических и семинарских занятий;
4) заданий для самостоятельной работы студента и самостоятельной работы студента под руководством преподавателя;
5) материалов по организации рубежного контроля (контрольных работ, тестовых заданий, индивидуальных заданий;
6) материалов по организации итогового контроля (тестовых экзаменационных заданий, вопросов к экзамену, билетов, экзаменационных контрольных работ).
16. Дополнительный комплект включает методические указания по выполнению курсовых работ; компьютерные программы обучающего характера: тренажёры, репетиторы, справочно-методические материалы, мультимедийные варианты исполнения учебных и учебно-методических пособий, помогающие усвоению учебного материала дисциплины.
17. В организации образования внедряющей ДОТ создается информационная система управления, содержащая базу данных обучающихся (приказ о зачислении, перевод, восстановление, сведения о текущей успеваемости обучающихся).
18. В организации образования, реализующей ДОТ, создаются специальные структурные подразделения, осуществляющие организационное, методическое, информационное и техническое сопровождение процесса обучения по ДОТ и имеющие в своем составе следующие службы:
1) администрирования учебного процесса по ДОТ;
2) разработки дидактических средств ДОТ;
3) информационно-технического обеспечения.
19. Служба администрирования учебного процесса по ДОТ планирует и организует учебный процесс по ДОТ, ведет документацию, связанную с ДОТ, планирует повышение квалификации преподавателей и тьюторов, организует сбор всех контрольных материалов обучающихся (контрольных и курсовых работ, эссе, рефератов, письменных экзаменационных работ, и тому подобное) на бумажном носителе и/или электронном виде, передачу этих материалов тьюторам для оценки знаний; обеспечивает внесение сведений о текущей успеваемости, полученной от тьюторов, в информационную базу данных.
20. Служба разработки дидактических средств ДОТ осуществляет разработку, приобретение и освоение электронных учебников, мультимедийных курсов, методических пособий и других методических средств ДОТ, разрабатывает тестирующие системы и другие средства контроля знаний, методику использования информационных ресурсов для ДОТ.
21. Служба информационно-технического обеспечения разрабатывает, осваивает и поддерживает в эксплуатации программные, информационные и технические средства дистанционного обучения.
22. Организация образования, реализующая ДОТ, обеспечивает методическую помощь обучающимся через взаимодействие участников учебного процесса с использованием телекоммуникационных сетей и средств(Интернет-портал, телефон, телевидение).
23. Обучение по ДОТ производится по учебным планам общего среднего образования, а также по всему учебному плану специальностей технического и профессионального, высшего образования специальности.
24. Учебный год состоит из академических периодов и заканчивается в соответствии с академическим календарем.
25. Все виды учебной деятельности осуществляются посредством:
1) педагогического общения педагогического работника или тьютора с обучающимся с использованием телекоммуникационных средств или прямого контакта в организации образования (по инициативе обучающегося);
2) самостоятельной работы обучающегося со средствами обучения (УМК, дополнительная литература).
26. ДОТ основываются на проведении дистанционных учебных занятий в режиме «on-line», «off-line».
27. Учебные занятия в режиме «on-line» предусматривают процесс учебного взаимодействия в режиме реального времени (видеоконференция, посредством обмена сообщениями по сети Интернет, переговоры посредством телефонного аппарата).
28. Учебные занятия в режиме «off-line» предусматривают процесс учебного взаимодействия, при котором общение преподавателя и обучаемого асинхронно (электронная почта, работа обучаемого с учебником по заданию преподавателя с последующей сдачей рубежного и/или итогового контроля).
29. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом, академическим календарем и учебными программами.
30. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации допускается посредством:
1) прямого общения обучающегося и преподавателя в режиме on-lineс использованием телекоммуникационных средств;
2) автоматизированных тестирующих комплексов;
3) проверки письменных индивидуальных заданий (при кейсовой технологии).
31. Организация образования, организовывает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся в информационной системе, защищенной от несанкционированного доступа и фальсификаций путем применения электронных методов ограничения доступа и независимой оценки.
32. Обучающийся допускается к промежуточной аттестации по дисциплине после выполнения и сдачи всех контрольных мероприятий, установленных рабочей учебной программой.
33. Учебные достижения обучающихся по программам высшего образования по всем видам учебных занятий оцениваются по буквенной балльно-рейтинговой системе оценки знаний.
Учебные достижения обучающихся по учебным планам общего среднего образования, технического и профессионального, послесреднего образования оцениваются по предметам.
34. Защита курсовых работ (проектов) при ДОТ осуществляется:
1) публично в организации образования;
2) в режиме on-lineс использованием телекоммуникационных средств;
3) путем отправки в организацию образования обучающимся курсовой работы (проекта) на бумажном носителем и электронном виде и видеозаписи выступления после получения рецензии на курсовую работу (проекта).
35. Профессиональная практика проводится организациями образования исходя из специфики специальности.