Международно-правовое регулирование обязательств из причинения вреда
Материальная унификация.
Есть ряд международных договоров, унифицировавших вопросы материальной ответственности в случае причинения вреда, затрагивающих интересы нескольких государств. В них сочетаются механизмы МЧП и МПП. К наиболее важным относятся:
- Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. с Протоколом 1992 г.,
- Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г.
Обе конвенции определяют предел ответственности, но не позволяют ограничение ответственности, если ущерб явился результатом действия или бездействия собственника судна, совершенных умышленно или по грубой неосторожности или был причинен в результате преднамеренного действия или бездействия эксплуатанта воздушного судна либо его служащих и агентов, совершенных с целью причинения ущерба, при условии, что служащие или агенты действовали при исполнении служебных обязанностей и в пределах своих полномочий
Конвенции исходят из более строгих оснований ответственности, чем ответственность по принципу вины. Перечень оснований для освобождения от обязанности возместить ущерб ограничивается обстоятельствами, подпадающими под понятие непреодолимой силы, причем ответственность эксплуатанта воздушного судна наступает и при наличии непреодолимой силы в виде стихийного бедствия, исключительного по своему характеру. По Конвенции 1969 г. собственник морского судна не отвечает за ущерб от загрязнения если докажет, что ущерб явился результатом военных или тому подобных действий или стихийного явления, исключительного по своему характеру, неизбежного или непреодолимого, или виновного поведения 3-тьих лиц, либо неправомерного действия властей. По Конвенции 1952 г. любое лицо, которое должно нести ответственность, освобождается от нее, если ущерб был причинен вследствие вооруженного конфликта или гражданских волнений либо если такое лицо было лишено возможности использовать воздушное судно в силу акта государственной власти. Вместе с тем, Конвенции освобождают собственника морского судна и эксплуатанта воздушного судна от ответственности за ущерб, причиненный виновным поведением потерпевшего.
Каждая конвенция определяет меры обеспечительного характера для покрытия ущерба, включая страхование ответственности, предоставление банковских гарантий и прочее, и обязанности по их осуществлению как собственниками судов, так и государствами-участниками Конвенций.
Есть также группа конвенций, регулирующих вопросы гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб. Это:
- Парижская конвенция об ответственности перед 3-ьей стороной в области ядерной энергии 1960 г.
- Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г.
- Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г.
- Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г.
- Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971 г.
Венская конвенция 1963 г. и Брюссельская конвенция 1962 г. освобождают оператора ядерной установки (ядерного судна) от ответственности за ущерб, если он причинен ядерным инцидентом, возникшим непосредственно в результате вооруженного конфликта, военных действий, гражданской войны, восстания. Иначе решается вопрос о такой разновидности непреодолимой силы как тяжелое стихийное бедствие исключительного характера. Парижская 1960 г. и Венская 1963 г. исходят из права государств-участников определить отношение к нему в своем законодательстве. Брюссельская конвенция 1962 г. не называет тяжелое стихийное бедствие исключительного характера в качестве основания освобождения от ответственности.
Для определения юрисдикции судна в отношении исков, связанных с возмещением ядерного ущерба, в Венской и Парижской конвенциях применяется критерий места, где произошел ядерный инцидент, а субсидиарно – критерий государства, ответственного за ядерную установку (Венская ответственность), или государства местонахождения ядерной установки (Парижская конвенция). По Конвенциям вопросы о характере, форме и размерах возмещения решаются по закону компетентного суда.
Правила и процедуры относительно ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами регулируются Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. Закрепляя межгосударственные обязательства, Конвенция вместе с тем предусматривает, что никакое ее положение не препятствует государству либо физическому или юридическому лицу, которое оно может представлять, возбудить иск в судах либо предъявить соответствующее требование в органы государства, которое осуществляет либо организует запуск космического объекта или с территории либо установок которого осуществляется запуск объекта.
Коллизионная унификация.
К международным договорам, унифицирующим коллизионные нормы по обязательствам из причинения вреда относятся:
- Гаагская конвенция о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям 1971 г.
- Гаагская конвенция о праве, применимом к ответственности изготовителя 1973 г.
Эти конвенции дифференцируют коллизионные привязки, ограничивают применение закона места совершения правонарушения множеством изъятий, позволяющих придать выбору применимого права большую гибкость. Конвенции содержат сложные системы унифицированных коллизионных норм, позволяющие сочетать правило "место совершения" с другими коллизионными привязками, в значительной мере вытесняющими это правило.
Поскольку с 1999 года Республика Беларусь является участницей Гаагской конвенции о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям 1971 г. (далее Конвенция 1971 г.), остановимся на ее положениях подробнее. Несмотря на довольно широкое название, конвенция применяется именно к коллизионным вопросам гражданской внедоговороной ответственности, возникающей из дорожно-транспортных происшествий (ст. 1)[25]. Она охватывает ущерб, причиненный транспортному средству, физическому лицу (пассажиру или лицу, находившемуся вне транспортного средства), а также грузу или вещам, находившемся вне транспортного средства. Применимое право, определяемое по конвенции, регулирует следующие вопросы:
- основания, пределы и освобождение от ответственности,
- наличие и характер ущерба,
- возможность и условия перехода прав и обязанностей,
- право на заявление претензий,
- ответственность принципала и нанимателя за действия агентов и служащих (ст. 8).
Основной коллизионный принцип закреплен в ст. 3 Конвенции 1971 г. – "право страны, где происшествие имело место". В некоторых случаях применяются иные методы отсылки. По ст. 4 если в происшествие вовлечено только одно транспортное средство, которое зарегистрировано в государстве ином, нежели чем государство места инцидента, то применяется право места государства места регистрации. Если транспортное средство не было зарегистрировано или было зарегистрировано в нескольких государствах, то во внимание применяется право государства обычного места нахождения транспортного средства (ст. 6 Конвенции 1971 г.).
Конвенция, являющаяся источником коллизионного регулирования, учитывает проблему "императивные нормы в МЧП". В качестве таковых в ст. 7 указаны правила дорожного движения по месту происшествия. Они должны быть учтены при применении другого права. В ст. 10 учитывается также возможность оговорки о публичном порядке.