Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
Местное самоуправление – способ реализации принципа разделения властей по вертикали, в отличие от разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную по горизонтали. Децентрализация власти, ее распределение среди множества местных органов управления призваны сделать ее более ответственной и дать населению возможность контролировать ту власть, с которой ему чаще всего приходится взаимодействовать.
В сегодняшнем белорусском законодательстве термин «местная власть» отсутствует. Специфику белорусской модели общественного развития характеризует вертикальная система исполнительной власти и президентская вертикаль, представленная исполкомами и местными администрациями, которые не входят в систему местного самоуправления, а представляют собой самостоятельную систему местного управления.
Основные принципы системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь изложены в пятом V разделе Конституции, в законах «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь» (от 20 февраля 1991 г. и «О статусе депутатов местных Советов» (от 27 марта 1992 г.), в Избирательным кодексе и других законодательных и подзаконных нормативных актах.
После разработки и принятия специального законодательства по налогообложению, бюджетной системе, по проведению референдумов и другим вопросам Закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь быстро устарел. Тем не менее, само его принятие в свое время оказалось наиболее прогрессивным шагом в сторону демократизации общества и децентрализации управления. В соответствии со ст. 1 данного закона, местное самоуправление – это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Формами осуществления местного самоуправления в Беларуси являются:
- местные Советы депутатов;
- органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные);
- местные референдумы;
- собрания (сходы) граждан;
- иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.
Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц. Ст. 12 закона «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь», в Беларуси устанавливает три территориальных уровня местных Советов:
- первичный, к которому относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения) Советы;
- базовый, включающий городские (городов областного подчинения) и районные Советы;
- областной, представленный областными Советами. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.
Помимо местного самоуправления в Беларуси существует местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления в Республике Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
Идеологическую нагрузку несут многие управленческие мероприятия на местном уровне:
1. Совещания по наиболее важным проблемам жизни местных территорий, позволяющие управленческим кадрам узнать мнения граждан, проанализировать и оценить ситуацию, для подготовки и принятия более взвешенных управленческих решений.
2. По всей стране созданы информационно-пропагандистские и консультативные группы, которые регулярно проводят единые дни информирования. В ходе таких мероприятий руководители общаются с гражданами, вникают в их проблемы. Повсеместно развернута деятельность групп докладчиков, которые занимаются информированием людей, формированием общественного мнения и идеологическим воздействием на местных руководителей. Проводится работа общества «Знание», возобновившего свою деятельность на всех уровнях государственного управления.
3. В отдельных регионах организованы прямые телефонные линии местных исполкомов, что существенно сокращает количество обращений граждан во властные инстанции.
4. Проводятся выездные заседания исполкомов на предприятиях и в хозяйствах. Организованы пресс-центрыиз депутатов, руководителей предприятий, отделов и служб райисполкомов, представителей средств массовой информации, которые обеспечивают связь местных управленцев со СМИ.
5. Возрождаются различные формы морального и материального поощрения тружеников города и села: доски почета, переходящие знамена, вымпелы, грамоты, благодарственные письма, именные стипендии, письма-благодарности родителям за хорошее воспитание детей.
6. Организуются соревнования между коллективами и гражданами на всех уровнях хозяйственно-экономической и социально-воспитательной деятельности.
Идеологическое обеспечение местного управления и самоуправления, а также реформирования немыслимо без осуществления демократии на основе многообразия политических институтов и мнений.
Вопрос 39