История философии права
Лит-ра: павел виноградов «история правоведения»
И работа дробышевского иппу
Поиск предельных оснований права.
Когда возникла философия права?
1 - Она возникает тогда когда возникает философия вообще. Но ученые не договорились, когда возникла философия вообще.
Индийская система философии возникнув не сформулировала своего отношения к праву как к регулятору. Китайская философия содержит 2 направления основных – конфуцианство и легизм.
Древняя Греция: пример социальной мутации. Пиратство (м.к. Петров). ФЕномен пиратского корабля, на котором команда, капитан и обстоятельства, с которыми система соц.регулирования не может справляться. Универсальный навык- быть гражданином этого пиратского корабля. Традиционное деление сословное становится не эффективным. В Греции – мутация - одно и то же лицо имеет несколько навыков – земледелец, навык, координатор, организация людей противоборствующая пиратам организация, самоорганизация общества. Здесь возникает абстрактное теоретическое мышление. Человеку приходится осмысливать свою деятельность, планировать ее, он должен развиваться, в том числе его теоретическое мышление. Приоритет слова над делом!
Возникает необходимость выделения причинно-следственных связей (если,то).
Философия скорее всего рождается в Древней Греции как противопоставление мифологическому сознанию, ее отличает стремление определить объективные основания устройства мира, познать причинно-следственные связи и суть вещей.
Древних греков ,создатели полисов и колонизаторов побережья средиземного моря отличало повышенное, запредельное, принципиальное отношение к жизни.
Феномен полиса – организация людей, граждан владеющих универсальными навыками.
Участие в политической жизни ВСЕХ граждан, иначе человек – «идиотус» - идиот.
Логика примерно в это время появляется, т.к. риторикой должен был обладать каждый гражданин, чтобы убеждать слушателей.
Основная проблема для греков – проблема справедливости, для этого они создали систему философию.
В Греции возникает идея правильной организации общества на основе универсальных законов, причем эти законы работают во всей живой и неживой материи, они абстрактны. (естественное право как универсальный закон природы). В Греции возникает публичный театрализованный судебный процесс. Судьба участников судебного процесса зависела от из риторики.
По праву то, что справедливо.
Право рассматривается древними греками как некоторый сплав этики, политики, риторики. При помощи которого можно достичь материальной справедливости, т..е. соответствия факта некоторой системе ценностей. Философствование о праве является способом постижения справедливости. Результат правосудия не зависит от соблюдения процедуры. Суд похож на театр. (Термин «лицо» - маска в театре).
Число законов не велико, закон должен быть понятен каждому гражданину и стабилен потому, что закон должен соответствовать порядку вещей, который неизменен.
Древний Рим:
В сравнение с Древней Грецией философия права упрощается и рассматривается в отрыве от юриспруденции. Считается, что юриспруденция как область профессиональной деятельности возникает именно в Древнем Риме.
Есть три основные версии случившегося:
1- Экономическая: Рим торговое и военное государство, это требовало рациональной организации права. Становилось сложнее управлять обществом, системой, на основе традиционных норм, поэтому появились юристы для упорядочивания.
2- Организация республики – римляне оставляли прежние порядки, но проводили свою культуру и для рационального управления понадобились юристы.
3- Культурно-образовательная: (инженерная) : когда римляне покоряют древнюю Грецию, они перенимают культуру , в том числе систему образования. Так они переняли упрощенную логику Аристотеля.
В Риме возникает понятие юридической (процессуальной) справедливости: справедливо то, что соответствует определенной формуле.
Римляне исходили из представлений о праве как о «системе» конкретных прецедентов для конкретных ситуаций. Право при таком понимании становится системой управления и организации общества на рациональной основе. Возникает идея юридической конструкции.
Возникает идея разделения юриспруденции на теоретическую и практическую. Возникают школы обучения праву.
Право в Риме возникает как некоторая система правил (казусов) конкретных отношений, и система юристов профессионалов с профессиональным правосознанием.
Средневековье:
Право в сознании средневекового человека проявляется как божественный закон.
Выделяется три аспекта понимания права:
Бог
- божественное право
- естественное право
- позитивное право
Естественное право как основа для позитивного права, но оно не совершенно, т.к. есть еще воля Бога о праве.
В основу естественного права клали римское право.
Появились глоссаторы (комментаторы) Римского права.
В Средневековье возникает догматический способ рассуждения профессиональных юристов, связанный с формулированием общих понятий и выведением отношений между ними, их классификаций или систематизаций, при этом средневековые юристы используют аристотелевскую систему мышления, его логику.
Логика нужна для того, чтобы соотносить понятия, строить родовидовые определения.
Логика также служила разрешением противоречий между отдельными правовыми высказываниями. Философия права в средневековье является по сути отделом теологии.
Размежевание правовой составляющей философии права.
Во второй половине 19 века происходит раскол, очевидный для современников, юриспруденции на 2 направления:
1- Спекулятивная юриспруденция (опыт не может быть пределом)
2- Эмпирическая юриспруденция
Ответвления:
- эмпирическим фактом считаем судебное решение или сделку (право это не то, что сказало государство по поводу права, а то, что работает, социальные факты в юридической сфере). - разные системы правовые в государстве одновременно – много конкурирующих правовых система в этом сплаве.