Вопрос 12. Падение сёгуната и реставрация Мэйдзи

В 1866 г. сформировался альянс между Сайго Такамори, лидером клана Сацума, и Кидо Такаёси, лидером клана Тёсю, положивший начало реставрации Мэйдзи. Два этих лидера поддерживали императора. Ранее провинции этих двух кланов враждовали друг с другом. Их альянс был организован с помощью Рёма Сакамото, с целью свержения правления Сёгуната Токугава (бакуфу) и восстановления императорской власти.

Правление правительства бакуфу подошло к своему официальному концу 9 ноября 1867 г., когда 15-й сёгун Токугава, Токугава Ёсинобу, «передал свои полномочия в распоряжение Императора» и через 10 дней после этого подал в отставку. Фактически, это и было «реставрацией» (Тайсэй Хоукан) императорского правления, хотя у Ёсинобу осталась значительная власть.

Вскоре после этого, в январе 1868 началась Война Босин, (война года Дракона). В битве Тоба Фусими армия кланов Сацума и Тёсю одержала победу над армией бывшего сёгуна, что позволило императору лишить Ёсинобу всей власти. Война закончилась в мае 1869 г. осадой форта Хакодатэ на острове Хоккайдо. Поражение армий бывшего сёгуна, возглавляемых Хидзиката Тосидзо, положило конец периоду сегуната.

Лидеры реставрации Мэйдзи провозгласили, что их действия привели к восстановлению императорского правления в Японии. Фактически это было не так. Власть просто перешла от правительства Сёгуната Токугава к новой олигархии даймё, одержавших над ним победу. Главным образом, эти новые олигархи происходили из провинций кланов Сацума (Окубо Тосимити и Сайго Такамори), и Тёсю (Ито Хиробуми, Ямагата Аритомо и Кидо Коин).

Вопрос 13. Мэйдзинские преобразования в Японии.

В 1871 г. было завершено государственное объединение страны. Были ликвидированы феодальные уделы и заменены префектурами, напрямую подчинявшимися центральному правительству, количество сословий было уменьшено до трех: титулованная аристократия, дворянство и простой народ. Однако в действительности эта реформа носила скорее декоративный характер: самурайство отнюдь не потеряло своего привилегированного положения.

В 1872 г. была введена всеобщая воинская повинность, которая формально положила конец самурайской монополии на ношение оружия. На крестьян легли дополнительные тяготы, связанные с военной службой. Офицерские должности по-прежнему оставались в руках самурайства.

В 1871 году правительство разрешило создавать новые пахотные участки на нетронутых землях, а на следующий 1872 отменил запрет на продажу земли, признав существование частной собственности. Владельцы недвижимости получили сертификаты на владение землей, в которых указывалась цена участка. Система сертификатов ликвидировала традиционную общинную форму землевладения. 28 июля 1873, на базе этой системы, правительство начало земельно-налоговую реформу, которую завершило в 1880 году. В результате реформы вместо нестабильного урожая критерием налогообложения стала стабильная цена на землю, а владельцы земельных участков превратились на налогоплательщиков. Земельный налог следовало платить деньгами в размере 3 % от стоимости земельного участка. Горные леса и участки, которые использовались членами общины совместно, были огосударствленны как ничейные.

На примере аграрной реформы ярко выявился незаконченный характер буржуазной революции в Японии. Остатки феодализма сохранились в Японии как в экономике, так и в политической надстройке. Японская буржуазия, крепко привязанная к монархии, поддержала мероприятия, направленные на сохранение полицейско-бюрократического произвола. Японская буржуазия не боролась за передачу ей всей полноты власти. Опасаясь крестьянской стихии, буржуазия удовлетворилась ограниченными реформами, позволяющими ей получить политические права и участвовать в формировании правительственных структур.

С 15 августа 1869 правительство делилось на три палаты: главную, левую и правую. Главная палата выполняла функции кабинета министров. В ее состав входили большой государственный министр, левый и правый министры, и советники. Левая палата была законодательной институцией и совещательным органом при главной палате. В состав правой палаты входили восемь министерств, которые руководствовались министрами и их заместителями.

Вопрос 14. Социальный протест в годы мэйдзинских реформ в Японии.

У антибакуфских социально-политических сил Японии с самого начала не было конструктивной программы перестройки старого государственного аппарата и тем более его демократизации.

В “Клятве”, провозглашенной в 1868 г., император обещал “создание совещательного собрания”, а также решение всех дел управления “согласно общественному мнению”, без указания конкретных сроков.

Последующие десятилетия 70 – 80-х гг. были отмечены дальнейшим ростом политической активности различных социальных слоев. На общем фоне широкого народного движения усиливаются оппозиционные настроения среди торгово-промышленной буржуазии, самурайских кругов, выступающих против засилия в государственном аппарате приближенной к императору знати.

Политически активизируются определенные круги помещиков и сельской богатой верхушки, требующие снижения налогов, гарантий предпринимательской деятельности, участия в местном управлении.

Настроения протеста, выливающиеся в требования изменения государственного управления и принятия конституции, приводят к объединению оппозиционных, демократических течений в широкое “Движение за свободу и народные права”. Использование либеральной оппозицией укоренившихся и доступных широким массам стереотипов религиозного сознания сделало это движение поистине массовым. Лозунги движения основывались на центральном в японском религиозном сознании понятии “Неба” как высшего начала, способного наделить чем-то или погубить человека.

Восприняв идеологию французских просветителей о естественных правах человека, лидеры “Движения за свободу и народные права” искали ключ к пониманию ее сути в традиционных понятиях. Естественные права человека при переводе на японский трансформировались, таким образом, в “права человека, дарованные Небом”, а “свобода и народные права” соотносились с конфуцианским требованием разумности (“ри”) и справедливости (“га”).

Правительство ответило на требования конституционных реформ репрессиями, арестами, преследованиями прогрессивной печати и пр. Вместе с тем перед угрозой народных выступлений в правительстве зреет понимание необходимости компромисса с либеральной оппозицией. В 1881 г. император издает указ о введении с 1890 г. парламентского правления.

Наши рекомендации