Понятие звена судебной системы – основные суды, суды среднего звена, высшие суды

Основные суды.

В системе общих судов народный суд является основным звеном. Это обусловлено прежде всего широкой его компетенцией по осущест­влению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется. Ежегодно суды всех уровней рассматривают и соответ­ствующим образом разрешают несколько миллионов уголовных и граж­данских дел, материалов об административных правонарушениях. На долю суда основного звена приходится подавляющее большинство та­ких дел, все материалы об административных правонарушениях, под­ведомственных судам, а также дела по жалобам на законность и обос­нованность ареста или продления срока содержания под стражей. Он не рассматривает лишь те уголовные и гражданские дела, которые в соот­ветствии с законом относятся к ведению других судов (краевых, обла­стных, военных судов и т. п.). В связи с этим и определяется в основном его наименование: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в этот суд, там оно и находит чаще всего необходимый ответ.

Принципы его организации определены Конституцией РФ, Зако­ном о судоустройстве, Законом о статусе судей и другим законодатель­ством.

Суд этого уровня действует в каждом районе или городе, не имею­щем районного деления, а кое-где (например, в Москве) — в недавно созданных административных округах. В районе (городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данного района. Возмож­на организация межрайонных судов с учетом объема работы и других факторов. Право образования таких судов принадлежит местной адми­нистрации по представлению министра юстиции РФ или по согласова­нию с ним.

Надзор за судебной деятельностью народных судов осуществля­ют верховные суды республик, краевые, областные, городские в Мо­скве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автоном­ных округов.

Организационное обеспечение деятельности районных (город­ских) судов при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону возложено на министерства юстиции

В наши дни эти суды нередко называют просто районными, городскими, окружными или межмуниципальными (районными) судами (в Москве).

Суды среднего звена.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и авто­номных округов занимают в системе общих судов положение судов среднего звена . Они являются непосредственно вышестоящими для народных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Су­ду РФ.

Суды среднего звена равнозначны между собой по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они выступают в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматри­вают уголовные дела о преступлениях против государственной власти (кроме дел о шпионаже, отнесенных к ведению военных судов), дела об умышленном убийстве, при отягчающих обстоятельствах, изнасилова­нии при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других пре­ступлениях (см. ст. 36 У ПК).

Суды этого уровня при соблюдении установленных в законе усло­вий вправе принять к своему производству гражданские и уголовные дела, которые в принципе подсудны районным (городским) судам. Для “перенесения” гражданского дела в вышестоящий суд требуется согла­сие спорящих сторон. Что касается уголовных дел, то для них установ­лены несколько иные условия (см. § б главы IV учебника). Получив в порядке исключения дело из нижестоящего суда, областной или при­равненный к нему суд рассматривает его по существу с Соблюдением всех процессуальных правил и принимает соответствующее решение.

В вышестоящие суды обычно попадают дела: а) имеющие большое общественное значение; б) не получившие правильного разрешения после вторичного рассмотрения в районном (городском) суде; в) пере­данные в суды этого уровня по решению надзорных инстанций. Кроме этого суды среднего звена обязаны принять к своему производству для рассмотрения по первой инстанции гражданские и уголовные дела, связанные с государственной тайной.

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к на­родным судам, активно участвуют в проверке законности решений, вынесенных этими судами.

В соответствии со ст. 65 Конституции РФ в состав Российской Федерации входят:

21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, а также города федерального подчинения — Москва и Санкт-Петербург. Качественное рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, обеспечивая тем самым осуществление целей и задач правосудия.

Рассматривая жалобы и протесты на приговоры, решения и опреде­ления народных судов, не вступившие в законную силу, суд среднего уровня путем дачи указаний по конкретным делам, не нарушая при этом принципа независимости народных судей при разрешении дел, использует одно из важных средств повышения качества и эффектив­ности правосудия.

Кассационное определение, вынесенное по конкретному уголовно­му или гражданскому делу, имеет важное значение не только для дан­ного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику на­родного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучше­нию работы данного и других народных судов.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравнен­ный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений народных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкрет­ным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пре­делах края, области и т. п. Непосредственное ее выполнение возложено на президиум соответствующего суда.

В связи с принятием в декабре 1993 года новой Конституции РФ суды среднего звена приобрели весьма ответственное полномочие по контролю за действиями органов, занимающихся выявлением и рас­крытием преступлений, в случаях, когда их действия связаны с ограни­чением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефон­ных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища (см. ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ). Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении “О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Рос­сийской Федерации” от 24 декабря 1993 года № 13 разъяснил (см. п. 1):

“Рекомендовать Верховным судам республик, краевым, областным судам, Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам, судам автономной области и автономных округов, военным судам округов, флотов, групп войск и видов Вооруженных Сил принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограниче­ния права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Районные (городские) народные суды, военные суды армий, фло­тилий, соединений и гарнизонов не могут отказать в рассмотрении таких материалов в случае представления их в эти суды”.

Наши рекомендации