МО, созданные для решения глобальных проблем
Как уже было отмечено, глобальные проблемы современности не могут быть решены на уровне отдельного государства, особенно в условиях процессов глобализации. Одним из возможных инструментов совместного решения международных проблем являются различные международные организации. Одна из старейших международных организаций — Организация Объединенных Наций (ООН).
Еще в годы второй мировой войны появилась идея о создании всемирной организации, которая, в отличие от неэффективной Лиги Наций, сможет обеспечить широкую и постоянную систему всеобщей безопасности. Устав ООН был принят 25 июня, а подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско представителями 51 -й страны. В настоящее время членами ООН являются 192 государства.
Организация Объединенных Наций имеет сложную структуру, основными же ее органами являются: Генеральная Ассамблея (ГА ООН). Формально это высший орган ООН, в его состав входят все члены Организации. Выполняет совещательные и представительные функции.
Совет Безопасности (СБ ООН). Состоит из 5 постоянных членов (Великобритания, Китай, Россия как правопреемница СССР, США, Франция), а также 10 непостоянных членов, которые избираются ГА ООН на двухлетний срок. СБ ООН рассматривает любой спор или любую ситуацию, которые могут создать угрозу международной безопасности и дает рекомендации по их разрешению. Если рекомендованные меры оказываются недостаточными, может применяться военная сила.
Экономический и социальный совет (ЭКОСОС). Совет призван содействовать социальной и экономической стабильности и благополучию всех стран мира. В его состав входят 54 члена, в том числе 5 постоянных. Треть состава обновляется ежегодно.
Совет по опеке. Данный орган должен был организовывать управление территориями, находившимися при создании ООН под мандатами Лиги Наций. В 2000 г. миссия Совета была завершена, так как в мире больше не осталось колониальных и зависимых территорий.
Международный суд. В судебном порядке рассматривает споры между государствами, а также дает консультативные заключения по международно-правовым вопросам.
Секретариат ООН — административный орган, состоящий из Генерального секретаря и персонала. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом ООН, избирается ГА ООН по рекомендации СБ ООН. В 2006 г, Генеральным секретарем ООН был избран представитель Республики Корея Пан Гимун.
В структуре ООН существуют глобальные институты специальной компетенции, они считаются специализированными организациями и учреждениями ООН: Всемирная метрологическая организация (ВМО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международная организация труда (МОТ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и некоторые другие. В систему ООН входит также Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО).
В последние годы, особенно в периоды международных кризисов, высказываются суждения о падении эффективности ООН. Эти суждения основаны на неэффективности действий организации по урегулированию многих конфликтов, стремлении отдельных государств действовать, игнорируя Устав ООН. Одна из причин подобной ситуации заключается в том, что Организация было создана более 60 лет назад и сегодня нуждается в реформировании. Дискуссии о формах и методах реформирования ведутся с начала 1990-х гг., однако единая точка зрения относительно реформы ООН едва ли будет достигнута в ближайшей перспективе.
Помимо ООН, которая является универсальной международной организацией, существует целый ряд региональных международных организаций. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки, представляет собой региональное политическое объединение. Изначально данная организация, созданная в 1975 г. после подписания Заключительного акта в Хельсинки, носила название Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Фактически это был постоянно действующий международный форум представителей 33-х европейских государств (в том числе СССР и других социалистических государств), а также США и Канады для выработки мер по уменьшению военного противостояния и укреплению безопасности в Европе. В первой половине 1990-х гг. произошла постепенная трансформация форума в международную организацию. Спектр задач ОБСЕ также расширился: теперь это не только (и не столько) контроль над распространением вооружений, урегулирование кризисных ситуаций, предотвращение возникновения конфликтов в регионе, защита прав человека, но и мониторинг выборов, контроль над развитием демократических институтов в регионе.
Основными структурами и органами ОБСЕ являются: Совещание глав государств и правительств (определяет приоритеты и направления развития), Совет министров иностранных дел ОБСЕ (центральный исполнительный и распорядительный орган), Комитет высших должностных лиц (координация деятельности ОБСЕ, консультации по текущим вопросам), Постоянный комитет ОБСЕ из представителей государств-членов (решение каждодневных оперативных задач, проведение консультаций), действующий Председатель (министр иностранных дел страны, принимавшей последнее совещание совета) и т.д. Государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения ОБСЕ, которые принимаются на основе консенсуса, не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.
Деятельность Шанхайской организации сотрудничества, решение о создании которой было принято в Шанхае в 2001 г. на встрече руководителей Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, направлена как на борьбу с угрозами и вызовами региональной безопасности, так и на экономическое сотрудничество между этими государствами. Статус наблюдателя при ШОС предоставлен Индии, Ирану, Монголии и Пакистану. К основным юридическим документам, определяющим направления развития ШОС, относятся: Хартия и Устав ШОС, Соглашение о Региональной антитеррористической структуре (РАТС), Декларация глав государств-членов ШОС, «Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС», «Ташкентская декларация», «Соглашение между членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков», «Положение о статусе наблюдателя» и др. В настоящее время разрабатывается блок документов, направленный на создание Зоны свободной торговли в рамках организации.
Ведущими государствами Шанхайской организации сотрудничества с самого начала ее основания были Российская Федерация и Китайская Народная Республика. Их взаимодействие в рамках ШОС, с одной стороны, является фактором развития двусторонних отношений, с другой стороны, способствует стабилизации отношений в Центрально-Азиатском регионе. Высший орган ШОС — Совет глав государств (СГГ). Учрежден также Совет глав правительств (СГП), который курирует вопросы, относящиеся к конкретным, прежде всего, экономическим аспектам взаимодействия в рамках Организации. Текущими делами ШОС занимается Совет министров иностранных дел, одновременно отвечающий и за координацию внешнеполитической деятельности стран-членов. Ответственность за координацию повседневной работы возложена на Совет национальных координаторов (СНК). В ШОС формируются два постоянно действующих органа Региональная антитеррористическая структура со штаб-квартирой в Бишкеке и Секретариат, располагающийся в Пекине.
Цели, задачи и принципы Шанхайской организации сотрудничества наиболее полно отражены в политической Декларации Санкт-Петербургского саммита ШОС, он проходил в июне 2002 г. В Декларации констатируется, что Организация создана с целью укрепления между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства, упрочения взаимодействия в деле поддержания мира, построения нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка, укрепления безопасности и стабильности в регионе. Декларация определяет, что ШОС базируется на принципах взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности и нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой, равноправия всех государств-участников. Одним из приоритетных направлений является антитеррористическая деятельность ШОС.
Авторитет ШОС в мире возрастает. Об Организации говорят как о влиятельной и дееспособной международной структуре, которая в состоянии давать ответы на непростые вызовы современности. Со стороны ряда стран и международных объединений выражается желание наладить контакты с ШОС. Свой интерес к деятельности этой организации проявили такие государства, как Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Монголия, Япония и другие государства и международные организации. Географическое расширение рамок ШОС, при сохранении и углублении содержания ее деятельности, может превратить организацию в очень важный институт обеспечения безопасности на азиатском континенте.
Как уже отмечалось выше, процессы глобализации могут способствовать появлению и нарастанию противоречий на региональном и локальном уровнях. В 1990-е гг. в научной литературе появляется термин глобализация, который используется для обозначения адаптации глобальных экономических процессов к местным условиям на основе традиций, присущих данному региону. Однако глобализация — не единственный ответ на вызовы глобального мира. Другим следствием глобализации и про-явлением ее общих закономерностей на региональном и субрегиональном уровне стало явление регионализации. При этом данный феномен может проявляться как в создании экономических и политических региональных блоков и союзов, так и в стремлении сохранить политическую, экономическую и культурную идентичность. Одним из векторов развития современного регионализма является экономическая интеграция. В самом широком смысле она представляет собой взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, что ведет к их постепенному экономическому слиянию. Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней.
1. Торговые соглашения преференциального характера, которые способствуют либерализации торговли внутри региона за счет снижения таможенных тарифов.
2. Зона свободной торговли (ЗСТ). Страны-участницы отменяют таможенные барьеры и количественные ограничения по взаимной торговле. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник ЗСТ устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении.
3. Таможенный союз, в рамках которого унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика — участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. При этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета.
4. Формирование общего (единого) рынка, который предусматривает устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства — инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау).
5. Экономический союз, в рамках которого проводится единая экономическая и валютно-финансовая политика, а также создается система межгосударственного регулирования социально-экономических процессами.
6. Политический союз как высшая ступень региональной интеграции. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, однако пока не существует ни одного регионального экономического блока столь высокого уровня развития.
Таким образом, на каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. Однако данный процесс не всегда идет в поступательном направлении, интеграция может быть «заморожена» на определенном этапе. Успешность региональной экономической интеграции определяется целым рядом факторов, прежде всего, достаточно высоким уровнем хозяйственного развития стран-участниц, сходством уровня их экономического развития, взаимной выгодностью интеграционных процессов для всех участников.
Какие же основные интеграционные группировки существуют в мире на сегодняшний момент? Прежде всего, следует обратить внимание на Европейский союз, в настоящее время он является самым «старым» интеграционным блоком, именно его опыт служит главным объектом для подражания другим развитым и развивающимся странам. Предпосылками европейской интеграции стали близкие культурные и религиозные традиции стран Западной Европы, длительный исторический опыт развития хозяйственных связей, итоги мировых войн, которые показали, что силовое противоборство приводит лишь к общему ослаблению региона, а также геополитический фактор (начало холодной войны, раскол мира по блоковому принципу).
Начало западноевропейской интеграции положил подписанный в 1951 г. и вступивший в силу в 1953 г. Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали. В 1957 г. был подписан, а в 1958 г. вступил в силу Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). С 1958 по 1968 гг. в Сообщество входили только 6 стран — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В 1973 г. происходит первое расширение: в состав Европейского сообщества входят Дания, Ирландия и Великобритания. В 1979 г. к ЕС присоединяется Греция, в 1986 — Испания и Португалия. Именно в этот период, с 1987 г. (когда был подписан Единый европейский акт) по 1992 г., происходит создание общего рынка.
Интеграционные процессы в Европе интенсифицировались после окончания холодной войны. Знаковым событием этого периода стало подписание Маастрихтского договора в 1992 г., который установил цель: учреждение Европейского союза, создание единой валюты, введение гражданства ЕС, повышение роли наднациональных органов. В 1995 г. к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция. В 1999 г., согласно Шенгенской конвенции, был введен единый визовый режим, а в 2002 г. завершился переход на единую западноевропейскую валюту — евро.
В 1990-е гг. начались переговоры о «расширении на восток» — приеме в ЕС стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 г. в ЕС вступили стразу 10 стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. В 2007 г. к ним присоединились Болгария и Румыния. На сегодняшний день Европейский союз остается наиболее развитым интеграционным объединением в мире, в его состав входят 27 государств, общая численность населения которых составляет 490 млн. человек, а совокупный объем ВВП равняется 14 трлн. долларам (11 трлн. евро). Однако не следует забывать, что перед ЕС стоят новые вызовы: выравнивание и сближение экономического уровня «старых» и «новых» стран-участниц, формирование единой позиции по вопросам внешней политики, обеспечение безопасности на региональном уровне.
Успешный, а главное длительный пример региональной интеграции существует и в Восточной Азии. В 1967 г. после подписания Бангкокской декларации была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Первоначально в нее вошли 5 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Целью данной организации было содействие региональному сотрудничеству, однако в первые годы главным побудительным мотивом функционирования АСЕАН был не экономический, а военно-политический фактор. Постепенно экономическая составляющая становилась все более заметной, сегодня АСЕАН представляет собой успешное экономическое интеграционное объединение.
В 1984 г. к АСЕАН присоединился Бруней, в 1995 г. — Вьетнам, в 1997 г. — Лаос и Мьянма, в 1999 г. — Камбоджа. На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. Высшим органом принятия решений в АСЕАН является Конфеминистерские встречи, в том числе ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД) и министров экономики. В период между совещаниями министров руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом. Председателем ПК становится министр иностранных дел той страны, где намечено проведение очередного съезда. В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем (в мае 2006 г. этот пост занял представитель Сингапура Х.Э. Онг Кенг Йонг), в каждой из стран-участниц существует национальный секретариат по делам АСЕАН. Помимо этого, работа ведется в 29 отраслевых комитетах и 122 рабочих группах. Таким образом, в год в рамках АСЕАН проводится около 400 мероприятий.
Наряду с образующей Бангкокской декларацией, направления развития АСЕАН базируются на следующих основополагающих документах:
- Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии (1971 г., Куала-Лумпурская декларация).
- Договор о дружбе и сотрудничестве (1976 г.). В договоре обозначены принципы отношений между странами: взаимное уважение, независимость, суверенитет, равенство, территориальная целостность, право на невмешательство во внутренние дела государства, разрешение конфликтов мирным путём и т.д.
- Договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного
оружия (1995 г., Бангкокский договор). В 1992 г. был создан, а в 1994 г. начал свою работу АСЕАНовский региональный форум (АРФ), его основной целью является сотрудничество в области безопасности, в том числе: обеспечение доверия, развитие превентивной дипломатии и выработка подходов для решения конфликтов. Вместе с АСЕАН в последнем форуме участвовали: Австралия, Бангладеш, Восточный Тимор, ЕС, Индия, Канада, КНДР, КНР, Монголия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Пакистан, Республика Корея, Россия, США.
Интеграционные процессы в АСЕАН стали развиваться более интенсивно после Азиатского кризиса 1997 г. Было принято решение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН. На первом этапе в нее вошли страны первоначальной шестерки членов АСЕАН. Соглашение о Зоне свободной торговли АСЕАН вступило в силу 1 января 2002 г. Согласно данному документу, Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд договорились о снижении тарифов по 85% номенклатуры товаров. В 2015 г. такие же меры по снижению тарифов будут предприняты остальными странами-участницами АСЕАН. Однако интеграционные процессы интенсифицировались не только внутри самой ассоциации: в конце 1990-х гг. усилилось экономическое сотрудничество между странами АСЕАН, с одной стороны, и Китаем, Японией и Республикой Корея, с другой. Этот механизм сотрудничества получил название «десять плюс три». В начале 2000-х гг. появилась новая формула: «десять плюс один», в рамках которой Китай и страны АСЕАН создают совместную Зону свободной торговли.
В настоящее время в станах-участницах АСЕАН проживает более 580 млн. человек, совокупный объем ВВП оценивается в 2,75 трлн. долларов. В 2007 г. интеграционному объединению АСЕАН исполнилось 40 лет. На юбилейной встрече в Сингапуре лидеры стран-участниц приняли Хартию ассоциации и план экономического развития региона на период до 2015 г., согласно которому в ближайшие годы в Юго-Восточной Азии будет создано единое экономическое и социально-культурное пространство.
АСЕАН — не единственный пример интеграционного объединения в Восточной Азии. В 1989 г., во многом ориентируясь на интеграционные достижения ЕС, на 1-й конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Канберре по предложению премьер-министра Австралии Дж. Хоука был создан Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества АТЭС (Asian Pacific Economic Cooperation, APEC). В него вошли шесть стран-участниц АСЕАН (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур и Бруней), а также Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Соединенные Штаты и Канада. В настоящее время АТЭС объединяет 19 стран и 2 территории АТР: десять стран-участниц АСЕАН (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Вьетнам, Бруней Мьянма, Лаос и Камбоджа), Японию, Республику Корея, Австралию, Новую Зеландию, Соединенные Штаты Америки, Канаду, Китайскую Народную Республику, Мексику, Папуа-Новую Гвинею, Чили, Перу, Россию, а также Гонконг, являющийся особым административным районом Китая, и Тайвань. АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Важнейшими формами деятельности АТЭС являются: саммиты глав государств и правительств, встречи министров иностранных дел, торговли и экономики, профильные встречи министров и совещания старших должностных лиц (СДЛ) экономик-участниц Форума. В АТЭС действует институт председателя, функции которого осуществляет страна-организатор очередного саммита и других, сопряженных с ним встреч. Выполнение административно-технических задач возложено на секретариат Форума, находящийся в Сингапуре.
На первой встрече в Канберре были определены цели и основополагающие принципы работы форума. Его участники договорились о том, что: во-первых, АТЭС должен поддерживать режим свободной открытой торговли и не превращаться в закрытый торговый блок; во-вторых, АТЭС — экономический форум, который только обсуждает проблемы регионального экономического сотрудничества и связанные с ними другие вопросы с целью дальнейшей либерализации торговли; в-третьих, региональное экономическое сотрудничество должно осуществляться постепенно, путем переговоров на равноправной основе. С 1993 г. ежегодно созываются неформальные встречи глав государств и правительств стран-членов АТЭС. Знаковыми этапами в развитии АТЭС можно назвать:
• Второй саммит АТЭС в Богоре (Индонезия, 1994 г.), где была принята "Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС". Богорская декларация определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010—2020 гг. системы свободной и открытой торговли и инвестиций в АТР.
• Принятие Осакской программы действий в 1995 г., в этой программе были обозначены три базовых направления Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества: торговая и инвестиционная либерализация, содействие торговле и инвестициям, экономическое и техническое сотрудничество.
• Манильский план действий АТЭС, принятый в 1996 г., в его основу положены индивидуальные планы действий стран-участниц и коллективные планы по либерализации торговли и инвестиций, а также Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и технического сотрудничества и развития.
• Шанхайская декларация 2001 г., где были обозначены не только дальнейшие шаги по формированию в регионе системы свободной торговли и инвестиций, но и впервые за всю историю Форума прозвучали политические заявления, затрагивающие проблему борьбы терроризмом и вопросы международной безопасности.
В 2007 г., в Сиднее, состоялся юбилейный, 15-й саммит глав государств-участниц АТЭС. В итоговой декларации было отмечено, что к 2030 г. страны-участницы сократят выброс парниковых газов на 25%, произойдет либерализация экономик, а также будет усилено взаимодействие в борьбе с терроризмом. Важным итогом для Российской Федерации стало решение о том, что в 2032 г. саммит АТЭС пройдет во Владивостоке.
На американском континенте наиболее развитой интеграционной группировкой является Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). Договор о ее создании между Канадой, Мексикой и США был подписан в 1992 г., вступил в действие в 3994 г. Основными целями НАФТА, официально заявленными в соглашении об его образовании, являются:
- Снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг.
- Установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли.
- Обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран.
- Создание базы для будущего трёхстороннего, регионального и международного сотрудничества в целях расширения и улучшения Соглашения.
Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов, должны идти по образцу европейской интеграции: создание общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, технологий, в конечном итоге — сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов, формирование единого хозяйственного механизма трех стран. Однако следует отметить асимметричность взаимопроницаемости трех экономик: взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Другая проблема заключается в неравномерности развития экономик США и Канады, с одной стороны, и Мексики, с другой. Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой — 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса. Эти факторы во многом обуславливают то обстоятельство, что единственным экономическим центром силы в данной интеграционной группировке является США. Такая моноцентричность приводит и к тому, что в НАФТА нет специальных надгосударственных институтов. Центральный организационный институт НАФТА — Комиссия по свободной торговле, она следит за выполнением соглашения о ЗСТ, оказывает содействие разрешению споров, контролирует деятельность тридцати комитетов и рабочих групп.
В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную Зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 трлн. долларов.
Крупная интеграционная группировка существует и в Латинской Америке. МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок). Еще в 1960-х гг. в Южной Америке впервые заговорили о создании Зоны свободной торговли, однако интеграционные процессы активизировались лишь в 1980-х гг. В марте 1991 г. между Бразилией, Аргентиной, Уругваем и Парагваем был подписан четырехсторонний договор о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР. Окончательно торговый блок оформился лишь к 1995 г. В 2006 г. к интеграционному объединению присоединилась Венесуэла. Также в качестве ассоциированных членов в него входят Чили, Боливия, Эквадор, Колумбия и Перу. В настоящее время МЕРКОСУР объединяет страны с общим населением 250 млн. человек, на долю которых приходится 75% совокупного ВВП Южной Америки.
Россия в 1990-1999-ые гг.
Разрушение СССР и образование на «постсоветском пространстве» независимых государств по административным границам советских республик определило начало нового этапа в истории России. Формируются новые государственные структуры, и идет вхождение государств СНГ (тут же признанных Западом и ООН) в систему международных отношений. Народы советских республик продолжали ожидать от нового (в большинстве своем прежнего) руководства декларированных повышения эффективности производства, подъема жизненного уровня и выхода из кризиса, охватившего страну. Однако слом единого народнохозяйственного комплекса СССР резко углубил экономический кризис и усилил экономическую зависимость республик СНГ от Запада. Мало кто еще тогда понимал, какие тяготы и утраты социальных достижений социализма принесет пропагандируемое ельцинским руководством «освобождение от советского тоталитаризма».
Избранные на волне «демократизации» органы власти отражали состояние общественного сознания. Массированная антисоветская пропаганда в совокупности с экономическими трудностями значительно изменили взгляды на общественное устройство.
Поданным журнала «Социологические исследования» в 1991 г.: социализм считали прогрессивным общественным строем, у которого есть будущее — 36 % населения, а 19 % полагали, что его возможности исчерпаны; 21 % признавали социализм «ошибкой истории», а 20 % видели причины трудностей в самой «природе» социализма. Соответственно этому в органы власти вошли: представители либерального буржуазного прозападного направления, партийная номенклатура КПСС реформистского социалистического направления, часть консервативной партийной номенклатуры КПСС и значительный ряд популистов-карьеристов. В других республиках такой состав дополнялся прослойкой представителей буржуазно-националистических течений и мафиозных кланов. Либералы-западники еще скрывали свои цели разрушения социализма и реставрации капитализма лозунгами о «прогрессивных рыночных реформах», «демократизации общества», о «вхождении в цивилизованный мир».
Общественные процессы в РСФСР и других республиках после разрушения СССР проходили под влиянием следующих основных факторов.
1) Усиленное воздействие руководства США и МВФ на внутреннюю и внешнюю политику новых правительств с целью полного подчинения России и стран СНГ интересам Запада.
2) Формирование новой буржуазии путем захвата государственной собственности и насильственное насаждение капиталистических отношений «сверху» с разрушением социалистической экономики и социальной сферы.
3) Противодействие прогрессивных сил реставрации капитализма, колонизации страны и поиск ими новых форм общественных отношений, соответствующих потребностям общества и прогрессивному развитию экономики.
1 этап (январь 1992 — сентябрь 1993) — попытка «прыжком в рынок» выйти из экономического кризиса с одновременным созданием класса «стратегических собственников» (новой буржуазии) с передачей государственной собственности в частные руки при сохраняющейся структуре Советской власти.
2 этап (октябрь 1993 — август 1998) — второй государственный переворот, создание буржуазной президентской республики — Российской Федерации, форсированное насаждение капиталистических отношений «свободного рынка» монетаристской модели и углубление общественного кризиса.
3 этап (август 1998 — декабрь 1999) — крах либеральных реформ, «дефолт» августа 1998 г., поиск путей выхода из кризиса, подготовка смены политического руководства для удержания власти в руках новой буржуазии и ставленников Запада.
Для проведения «радикальных реформ» он получает от Верховного Совета РСФСР чрезвычайные полномочия. Назначенный им и. о. премьера Е. Т. Гайдар, не имеющий ни опыта, ни необходимых знаний, начал преобразование экономики «шоковой терапией» в соответствии с указаниями МВФ и американского советника Г. Сакса. Эта модель монетаристской «свободной рыночной экономики» уже дискредитировала себя в ряде развивающихся стран.
Распад единого народнохозяйственного комплекса после разрушения СССР вместе со стихией «дикого» рынка вызвали резкое падение производства, безработицу, гиперинфляцию. Все сбережения населения обесценились, произошло обвальное обнищание народа, но возникли капиталы частных лиц и банков. Полный отказ от госмонополии внешней торговли и резкое ослабление контроля внешнеторгового оборота способствовали обогащению торговцев импортом и вытеснению отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка. Передача производств в частные руки — ваучерная приватизация, проводимая А. Б. Чубайсом, стала способом создания крупной и средней буржуазии из бывшей номенклатуры и госчиновников. Сюда устремились криминальный и теневой капиталы. Безнравственный принцип: «Главное, создать класс собственников, и не важно, кто им станет», — придал «новым русским» криминальный дух и характер деятельности. С. С. Говорухин острым чутьем художника уловил эту особенность и выразил в своей книге «Великая криминальная революция»: «Новая власть, та, что обосновалась в Кремле после декабря 1991 года, совершила невероятное — она превратила страну в лагерь уголовников. С уголовными законами, с уголовной моралью. Будучи слабой и безнравственной, эта власть стала вербовать себе сторонников самым подлейшим способом. Под видом класса собственников она создала класс воров». По оценкам доктора юридических наук А. Гурова, в 1994 г. 85 % коммерческих структур находились под контролем мафии.
В управлении государством, в финансовых структурах ведущие места занимают идеологи «западничества» и плотный слой клановых структур, быстро вырастают «олигархические группы». В 1994 г. Институт прикладной политики исследовал слой «новых миллионеров», в его составе (по их собственным признаниям) были: 40% ранее занимавшихся нелегальным бизнесом (теневая экономика), 22,5 % привлекались к уголовной ответственности, а 25 % до сих пор связаны с уголовным миром. Средства массовой информации полностью переходят в их финансовую зависимость. Свобода слова, декларируемая «демократами», подавляется финансово не менее жестко, чем административной советской цензурой. Антисоветская, антикоммунистическая психологическая обработка населения становится повседневной и ежечасной, особенно на телевидении. Экономическая разруха и обнищание, разрушение идеологических и нравственных устоев резко увеличили преступность. Бесконтрольность чиновников обусловила повальное взяточничество. В армии началось разворовывание имущества и торговля оружием, чем создавалась опора криминальным структурам.
Последствия «радикальных реформ» вызвали волну протеста. Растет сопротивление разгулу антикоммунизма. Осенью 1991 г. начался процесс воссоздания коммунистических партий. Рассмотрение в 1992 г. известного «дела КПСС» показало рост симпатий народа к коммунистам. 30 ноября 1992 г. Конституционный суд признал право на восстановление Коммунистической партии Российской Федерации. Коммунисты России добились легитимности своей деятельности.
Летом 1993 г. обстановка в стране резко обострилась, в сентябре в Верховном Совете готовится закон о национализации государственных предприятий. Препятствием капиталистической реставрации стала представительная власть. Ельцин идет на новый, второй государственный переворот для ее уничтожения. 21 сентября он издает Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Верховный Совет на экстренной сессии оценил действия Президента как государственный переворот. Конституционный суд определил Указ Президента не соответствующим Конституции и дающим основания для отрешения его от должности. 23 сентября исполнение обязанностей Президента было возложено на вице-президента А. Руцкого, а 24 сентября Верховный Совет назначил досрочные выборы Президента не позднее марта 1994 г. В большинстве регионов органы представительной власти осудили действия Ельцина.
Верховный Совет предлагает Ельцину отменить Указ № 1400, но тот переводит политический кризис в акт гражданской войны, используя для ликвидации высшего органа представительной власти страны военную силу. Здание Верховного Совета блокируется милицией, а затем войсками, ограждается колючей проволокой, отключается от электро- и водоснабжения. В средствах массовой информации, особенно на телевидении, развертывается яростная антисоветская кампания с помощью западных специалистов. Блокируются попытки Верховного Совета получить поддержку силовых структур в защиту своих законных действий и организуется военное подавление «мятежа» Верховного Совета.