Papa main у pati en gue Мой отец ушел на войну

Manman main pati la montagne Моя мать ушла в горы

Cheche ion ti po lapin Чтобы достать шкурку маленького кролика

Pou fai ion ti emmak рои main И сделать мне маленький гамак

Ti froue main у pas vie domi Мой маленький братик не хочет засыпать

Hay! Hay! Hay! Sa moin kale fait? Ох-ох-ох, что же мне делать?

О каких языковых процессах свидетельствуют эти отличия: о смешении языков или об их скрещивании?

№ 29.

Прочитайте отрывок из письма тёти Тамары (бывшего подполковника Красной Армии) своему племяннику - дяде Фёдору (из Простоквашино). Назовите слова и выражения, свидетельствующие о военном прошлом тёти Тамары. Выявленные в речи тёти Тамары особенности являются признаками территориального диалекта или социолекта?

Запомни главные огороднические правила.

Морковь надо сажать по стойке смирно. Капусту - в шеренгу через одного. Тыкву - по команде вольно. Желательно около старой помойки. Тыква всю помойку высосет и станет огроменной.

Подсолнух хорошо растёт на солнечном полигоне подальше от забора. (Чтобы его не съели соседи).

Помидоры надо сажать с палками наперевес.

Огурцы и чеснок требуют усиленного спецпитания в виде удобрения.

Это всё я прочитала в уставе сельскохозяйственной службы для дачников.

№ 30.

Прослушайте отрывок из радиопередачи "Русский устный". Как вы поняли, произошли ли какие-либо изменения в значении выражения в ажуре? Происходили ли эти изменения в направлении от конкретного к абстрактному или наоборот - от абстрактного к конкретному? Можно ли эти изменения назвать историческими?

№ 31.

Разбейте следующие звуки на 3 группы:

а) звуки, имеющие только акустический аспект;

б) звуки, имеющие акустический и биологический характер;

В) звуки, которые можно рассмотреть во всех 3-х аспектах: акустическом, биологическом и лингвистическом

шум ветра; мяуканье кошки, скрип двери, крик «А-А-А», окрик «Маша-а-а!», ржание лошади, шум проезжающего автомобиля, лай собаки, звук падающего предмета, слова радиоведущего «Сегодня пятница, 7 ноября».

№ 32.

Что такое с фонетической точки зрения свист? Что он больше напоминает: артикуляцию гласных или артикуляцию согласных (Норман 2008)?

№ 33.

Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» начинается со следующих слов:

Били копыта

Пели будто:

Гриб

Грабь.

Гроб.

Груб.

Как Вы считаете: случаен ли порядок следования гласных и – а – о – у в этих 4-х словах (Норман 2008)?

№ 34.

В сказочной повести Э.Успенского "Клад из деревни Простоквашино" есть такая криминальная сцена: всем известные персонажи - Матроскин, Шарик, дядя Фёдор и профессор Сёмин - находят бабушку профессора на собственной кухне привязанной к стулу и с сарделькой во рту. Вот что было дальше:

"Профессор вынул сардельку, и что-то упало наземь. Это были вставные зубы бабушки.

Профессор Сёмин спросил:

- А чего это вы, бабушка, сардельку-то не перекусили?

Она сказала:

- Оттого и не перекусила. Эта сарделька невкусная. Эта сарделька "Черкизовская", а я "Микояновские" люблю.

Вернее она собиралась так сказать, но зубы у неё выпали, и у неё получилось:

- Оффого и не перекуфила. Эффа фарделька нефкуфная. Эфо фарделька "Черкифофкая",а я "Микоянофкие" люблю."

Какие звуки изменились в речи бабушки после того, как у неё выпали вставные зубы? Почему именно эти согласные звуки "пострадали"?

№ 35.

Разделите следующие слова на две колонки по критерию: а) полная/частичная ассимиляция; б) регрессивная/прогрессивная ассимиляция

Ложка, сшить, сжечь, травка, отдать, расшевелить, трубка, сбить

Обложка, канендарь (простореч.).

№ 36.

У В.Высоцкого есть песня под названием"Диалог у телевизора". Автор поёт, в частности: "А это кто в короткой маечке? Я, Вань, такую жу хочу". Каким фонетическим процессом обусловлено такое произнесение частицы же(Норман 2008)?

№ 37.

Поясните, где происходит процесс аккомодации в следующих словах: лоно, Лён, Лёня; мал – мял; стол – столь, осы – осень. Охарактеризуйте тип комбинаторного процесса: регрессивная или прогрессивная, дистактная или контактная аккомодация имеет место быть в данных словах?

№ 38.

Благодаря каким фонетическим процессам возможно следующее (просторечное) произношение слов

а) [Λмман] (обман), [шΛшнацат'] (шестнадцать),

[кънсΛмолъц] (комсомолец),

б) [асвал'т](асфальт), [пролуп'] (прорубь), [кълидор] (коридор), [бонбъ] (бомба), [лъбълΛтор'иja] (лаборатория), [трΛнваj] (трамвай).

№ 39.

В тюркских языках действует закон сингармонизма (ассимилятивного изменения гласных). В соответствии с ним в одном слове могут быть или только гласные переднего ряда, или только гласные заднего ряда. В следующих заимствованиях в русский язык из тюркских языков определите состав гласных звуков; укажите,в каких словах закон сингармонизма нарушен:

Арбуз, сарай, сераль, кумыс, аршин, собака,

Лошадь, утюг, чулан, чердак, бурдюк, шатер,

Черпак, урюк, аул.

№ 40.

Объясните, по каким фонетическим законам латинское слово marmor изменилось в испанское marmol, англ. marble и русск. мрамор?

№ 41.

Прослушайте отрывок. Сколько в нём можно выделить фонетических фраз? На каком основании выделяют фонетические фразы?

№ 42.

Прослушайте стихотворение и разделите его на синтагмы (с фонетической точки зрения). Каковы критерии выделения синтагмы в звучащей речи?

№ 43.

Наши рекомендации