Территория государства. Фактическая и юрисдикционная территория
В современной юридической науке под государственной территорией принято понимать пространственную сферу государственной юрисдикции, или, иначе говоря, пространство, на которое распространяется государственный суверенитет.
Причем внутренний суверенитет предполагает, что в пределах своей территории государство выступает в качестве субъекта наделенного высшими властными полномочиями, обладающего возможностью издания императивных предписаний обязательных для всех категорий населения и обеспечиваемых силой государственного принуждения.
Внешний суверенитет государства закрепляет принцип неприкосновенности его территории, недопустимости насильственных действий направленных на завладение государственной территории либо ее насильственное расчленение.
Территория государства включает сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Кроме того, в теоретическом государствоведении, проводится градация государственной территории на фактическую и юрисдикционную территории.
Фактическая территория – это пространственная сфера в пределах определенных государственными границами.
Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (пространство, в пределах которого действует национальное законодательство). Юрисдикционная территория государства складывается из фактической территории, а также территорий с «особым правовым режимом» - участков местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству однако подпадающих под его юрисдикцию вследствие правил установленных в международно-правовых актах. В качестве подобных территориальных образований могут рассматриваться «зоны экстерриториальности», а также оккупированные территории.
Понятие и признаки функций государства
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Наиболее существенными признаками функций государства является то что:
1. Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.
2. По своему характеру функции государства не бывают социально нейтральными.
3. В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами.
4. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения.
В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения.
Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства.
Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.
Классификация функций государства.
Критерии классификации функций государства:
1) По сфере действия (государственной деятельности) – внутренние, внешние.
2) По продолжительности – постоянные, временные;
3) По социальной значимости – основные, производные;
4) По содержанию государственной деятельности – политические, экономические, социальные, культурные, экологические и т.п.
Основные функции – это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период.
К основным функциям государства, как правило, относят наиболее важные, приоритетные направления государственной деятельности в определенный исторический период. Объектом данных функций, выступают не отдельные узкие сферы общественной жизни и групп людей, а социальная система как единый организм или ее подсистемы (экономическая, социальная структура, политическая, духовная).
Неосновные (производные) функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности в совокупности образующие основные функции.
Неосновные (вспомогательные) функции связаны с решением задач, хотя и имеющими существенный характер, но не основными (организация системы связи, борьба со стихийными бедствиями и пр.).