Территория и границы как фактор развития российского государства

Площадь РФ составляет 17075,4 тыс. кв. км. На долю России приходится 1/8 часть суши (1-е место в мире). Протяженность границ составляет около 60 тыс. км, из них 1/3 - сухопутные и 2/3 - морские границы. Число «соседей» первого порядка составляет 14 (сухопутные границы), что является наибольшим среди всех государств мира.

Таблица 1 .

Сухопутные границы России

Государства Длина границы,км Государства Длина границы,км Государства Длина границы,км
Норвегия Польша Казахстан
Финляндия Беларусь Китай
Эстония Украина Монголия
Латвия Грузия КНДР
Литва Азербайджан Всего

Россия имеет не только сухопутную, но и морскую границу. Согласно Закона РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 16.07.1998 г. Государственной границей РФ является внешняя граница территориального моря - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от линии наибольшего отлива вдоль берега, указанной на официально изданных в РФ морских картах.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ обладает исключительной экономической зоной, статус которой регулируется Законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 18.11.1998 г. Исключительная экономическая зона РФ - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему. Внутренней ее границей является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Экономико-географическое положение(ЭГП) - это отношение объекта к вне его лежащим данностям, имеющим экономическое значение. Изучение ЭГП страны помогает выяснить, как окружение страны влияет или может влиять на ее экономическое развитие. Поэтому анализ ЭГП страны заключается его оценкой: выгодно ЭГП или невыгодно, т.е. благоприятно или нет для развития хозяйства страны.

По территориальному охвату различаются три уровня ЭГП: макро-, мезо- и микроположение. Макроположение страны - положение страны на карте мира: отношение к материкам, океанам, мировым торговым путям, главным политическим и экономическим центрам. Мезоположение - положение на материке или внутри части света. Микроположение страны - это ее положение по отношению к ближайшему окружению: соседним государствам, физико-географическим объектам на границе, пересекающим ее транспортным путям и др. При этом оценки макро-, мезо-и микроположений могут значительно отличаться друг от друга (от выгодного до крайне неблагоприятного) и меняться с течением времени.

ЭГП всех уровней - интегральные понятия, складывающиеся из частных (покомпонентных) ЭГП, самыми важными из которых являются:

1) транспортно-географическое положение - положение по отношению к путям сообщения;

2) промышленно-географическое положение - относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и др.;

3) агрогеографическое положение - относительно продовольственных баз и центров производства сельскохозяйственного сырья;

4) рыночно-географическое положение - относительно рынков сбыта важнейших товаров и услуг, производимых в стране;

5) демогеографическое положение - относительно районов концентрации трудовых ресурсов и научно-технических кадров;

6) рекреационно-географическое положение - относительно районов рекреации;

7) природно-географическое положение - относительно районов с богатыми природными ресурсами и благоприятными природными условиями;

8) политико-географическое (геополитическое) положение - относительно политических и военных центров, районов потенциальных военных конфликтов и т.п.

Кроме того, по отношению к ареалам (например, континентам) можно выделить несколько видов интегрального или покомпонентных ЭГП страны: центральное (континентальное), периферийное (окраинное), глубинное (внутреннее), пограничное (соседское).

Макроположение России как интегральное, так и по большинству отдельных компонентов является невыгодным для хозяйственного развития. Наша страна, занимая северное приполярное положение, находится вдали от главных экономических центров мира и важнейших транспортных путей. Это значительно удорожает производство большинства видов продукции, что усугубляется суровыми природными условиями. В итоге уже из-за одного географического макроположения многие российские товары оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке.

Мезоположение России на евразийском континенте также не очень выгодно, так как страна занимает его северо-восточную периферию - наименее освоенную и заселенную, с наиболее суровыми природными условиями. Но одновременно именно на этом континенте концентрируется большинство населения современного мира, расположено несколько важнейших экономических центров. Наличие большого числа стран-соседей позволяет развивать разнообразные взаимовыгодные экономические связи. Особенно благоприятна при этом возможность тесного сотрудничества и с высокоразвитыми западноевропейскими странами, и с государствами Восточной Азии, обладающими огромным и быстро увеличивающимся социально-экономическим потенциалом.

Именно благодаря мезоположению с ранних этапов своего развития Русское государство имело «двойственный» социокультурный характер, при котором черты европейской цивилизации сочетались с «азиатчиной». Такое сочетание не всегда способствовало экономическому развитию страны. Но позволило сформироваться богатой духовной культуре, которая имеет хорошие перспективы для своего сохранения и дальнейшего развития в современном, быстро меняющемся и глобализирующемся мире.

Микроположение России наиболее многозначно и динамично. Так, явно выгодным является политико-географическое микроположение страны. Со всеми соседними государствами Российская Федерация поддерживает добрососедские отношения. Непосредственные страны-соседи (первого порядка), как правило, не препятствуют и развитию связей России с государствами - соседями второго порядка. Всего государств - соседей первого и второго порядков у России почти 40. Среди них и высокоразвитые, представляющие главные экономические центры современного мира (США, Япония, Германия и др.), и имеющие многочисленные трудовые ресурсы (Китай, Узбекистан др.), и обладающие богатыми природными ресурсами (Казахстан, Иран и др.), и имеющие благоприятные природные условия и хорошие рекреационные районы (Украина, Турция и др.), и выделяющиеся крупным производством промышленной или сельскохозяйственной продукции (практически все перечисленные выше). Именно в государствах-соседях сбывается большая часть товаров главных российских отраслей специализации (топливной промышленности, металлургии и др.), что позволяет сократить транспортные расходы и увеличить доходы отечественных производителей.

При этом сегодня Россия недостаточно использует выгоды своего микроположения, что в значительной степени связано с транспортно-географической компонентой. Даже существующие транзитные сухопутные магистрали между Западной Европой и Восточной Азией, проходящие по территории страны, используются не в полной мере, так как не отвечают современным техническим требованиям, не позволяя обеспечить транспортировку грузов точно в срок. Так и не удалось освоить Северный морской путь - кратчайшую морскую трассу между Европой и Японией.

Распад СССР резко ухудшил транспортно-географическое положение России, чего по другим компонентам ЭГП в основном не произошло. Россия потеряла возможность использовать в полной мере около 90% существовавших железнодорожных и портовых пунктов международного контакта на западе: порты Вентспилс, Таллинн, Клайпеда, Одесса и др., железнодорожные морские паромы в Германию и Болгарию, нефте-и газопроводы через Белоруссию и Украину.

К тому же распад СССР вызвал разрушение единого ранее транспортного пространства. Часть общих транспортных коммуникаций оказалась на территории новых независимых государств. Так, у России нарушилось территориально-транспортное единство с анклавной Калининградской областью. В Казахстане оказались части важных Южно-Сибирской и Средне-Сибирской железнодорожных магистралей, связывающих западные и восточные районы России. Основная железнодорожная магистраль Москва - Ростов-на-Дону частично проходит по территории Украины. Чтобы решить проблему осложнения транспортно-географического положения, Россия в настоящее время строит обходные железные дороги, новые трубопроводы (в том числе по дну Черного моря, а в перспективе - и по дну Балтики), новые морские порты на Балтийском море (Усть-Луга, Приморск и др.), а в перспективе - в Черноморско-Азовском бассейне, организует новые паромные сообщения (Санкт-Петербург - Калининград и др.). Но все эти проекты, как и сооружение любой современной транспортной инфраструктуры, являются очень дорогостоящими и долговременными. Эффект от их осуществления проявится еще нескоро.

При этом даже полное использование преимуществ микроположения позволит России выделиться в экономическом отношении только среди соседних стран, в основном бывших республик СССР, т.е. укрепиться в качестве регионального экономического лидера. Выход на уровень главных экономических центров мира возможен после улучшения мезо- и макроположения страны, что является далекой и лишь вероятной перспективой.

Наши рекомендации