Тема 5. Мышление и деятельность

Мышление — активный процесс отражения объектив нога мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Тема 5. Мышление и деятельность - student2.ru

Несмотря на то что мышление является процессом, совер­шающимся в коре головного мозга человека, оно но своей при­роде социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты з человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке нахо­дят выражение мысли человека. С его помощью человек по­знает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) материальная 2) духовная

88
свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в ^крытые свойства, связи, отношения предметов.

Этап

Процесс мышления проходит ряд этапов.

Его сущность

Наличие:

потребности (материальной, духовной) или необходи- 1 мости что-то понять, узнать, объяснить;

интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности;

— умения отделить новое, необычное от известного;

— стремления узнать, понять, раскрыть это новое, не- 1накомое.

II
II!

I Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса

Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный про­цесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобще­ния. абстрагирования, конкретизации

Достижение нового знания, которым раньше человек ее

владел

Мышление обладает личностным характером. Это про­является в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испыты- «ает чувства при их решении. Субъективный момент выступа­ет и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он по­тает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в со­вершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и ^спешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельнос­ти является включение в этот процесс эмоционально-волевых /■торон личности, которые проявляются: в форме побужде­ний, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыс­лительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гор­дость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содер­жанию самой задачи.

Мышление — сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

Особенности мышления
Первобытного человека Современного человека
Чувственная конкретность и предметность Большие обобщающие способ­ности

На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

Типы мышления

Тип Его сущность
Образное Задача дана наглядно, в конкретной форме Способом ее решения будет практическое дей ствие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций
Понятийное (теоретическое) ... _ _ | Задача поставлена как теоретическая. Спосо-1 бом ее решения будет использование абст­рактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку
Знаковое Обусловлено проникновением а человеческое мировоззрение точных наук и их формализо­ванными знаниями, искусственными, знако­выми языками. Знание существует в языковых знаках (зна- ки-сигкалы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познава­тельный образ тех или иных явлений, процес­сов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения резуль­татов мыслительной деятельности

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или ино­го типа.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в даль­нейшем познании, что дало ему возможность активно воздей­ствовать на природу и общественную жизнь.

Образец задания

| В2. | Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­чением одного, связаны с понятием «мышление». Образ; язык; представление; темперамент; знак. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мыш­ление».

Ответ: Темперамент,

Наши рекомендации