Контроль иных институтов гражданского общества за деятельностью УИС России

Возрастает роль СМИ в доведении до населения информации о нарушениях прав и законных интересов осуж­денных в местах лишения свободы, обнародовании фактов зло­употреблений и грубых упущений в деятельности персонала пенитенциарной системы. Представители средств массовой ин­формации в этом случае предают гласности не только сведения, полученные в результате их профессиональной деятельности, но и информацию, поступившую от иных субъектов контроля, тем самым усиливая их контрольное воздействие.

Можно выде­лить две группы средств массовой информации, назовем их 1) общими и 2) специальными.

1) К общим необходимо отнести периоди­ческие печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, которые от случая к случаю размещают информацию о состоя­нии дел в пенитенциарной системе. 2) К специальным можно причислить средства массовой информации, регулярно отража­ющие вопросы соблюдения прав человека в пенитенциарной системе, условия содержания осужденных, деятельность персо­нала учреждений и органов, исполняющих наказания (журналы: «Правозащитник» (ежеквар­тальный журнал для неправительственных организаций, учрежденный Международной неправительственной ассоциа­цией «Дорога свободы»), «Российский бюллетень по правам че­ловека» (издается Институтом прав человека)).

Особое место в системе средств массовой информации занимают интернет-издания и иные информационные ресурсы в Интернете.

Для получения и распространения массовой информации согласно ст. 47 Закона о СМИ журналисты наделены определенными правами. Среди них применительно к рассматривае­мой нами общественной сфере следует выделить следующие правомочия: 1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию; 2) посещать органы и учреждения, исполняющие наказания, либо их пресс-службы; 3) быть принятым должност­ными лицами в связи с запросом информации; 4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, ком­мерческую или иную специально охраняемую законом тайну; 5) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки; 6) посещать специ­ально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катаст­роф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положе­ние; 7) проверять достоверность сообщаемой ему информации; 8) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и мате­риалах, предназначенных для распространения за его подпи­сью; отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям, и др.

Особенности реализации права журналистов на посещение пе­нитенциарных учреждений, а также на осуществление там кино-, фото- и видеосъемки определены в УИК РФ, ч. 3 ст. 24 которого определяет, что представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполня­ющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов.

Статья 24 УИК РФ содержит две нормы, конкретизирующие условия выполнения журналистами своих профессиональных обязанностей внутри исправительных учреждений. Согласно первой кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме са­мих осужденных. Указанное положение призвано обеспечить неприкосновенность частной жизни осужденных, гарантиро­ванное им Конституцией РФ. Вторая норма, определяющая, что кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, направлена на предотвращение случаев использования соответствующей информации в противоправных целях.

Участие в общественном контроле религиозных объединений. Конституцией РФ, Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религи­озных объединениях» осужденным, как и иным гражданам Рос­сии, гарантированы свобода совести и свобода вероисповеда­ния. Для обеспечения этого права служители культа могут посещать исправительные учреждения не только по просьбе осужденных, но и по своей инициативе (ст. 14 УИК РФ). При этом священнослужители должны принадлежать к зарегистри­рованным в установленном порядке религиозным объединени­ям.

Одной из важнейших разновидностей общественного конт­роля является контроль отдельных граждан. В его основе лежит конституционное право человека и гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные об­ращения в государственные органы и органы местного самоуп­равления (ст. 33 Конституции РФ).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое общественный контроль? Какие субъекты в него входят?

2. Расскажите об Общественном совете при министре юстиции РФ и аналогичных советах, созданных при территориальных органах.

3. Что Вы знаете о «Международной тюремной реформе».

4. Каким образом осуществляют контроль за деятельностью УИС средства массовой информации?

Контрольные тесты по теме.

Предложения, заявления, ходатайства и жалобы, направляемые в органы и учреждения, не осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, направляются:

1) в день их подачи.

2) не позднее суток с момента их подачи.

3) не позднее трех суток с момента их подачи.

4) не позднее пяти суток с момента их подачи.

Какой характер носят заключения Общественной палаты при министре юстиции России по результатам экспертизы?

1) Рекомендательный.

2) Распорядительный.

3) Регулирующий.

4) Обязательный.

Сущность какого принципа уголовно-исполнительного законодательства проявляется в участии общественных объединений в механизме защиты прав человека?

1) Гуманизма.

2) Справедливости.

3) Демократизма.

4) Равенства всех перед законом.

5) Право каждого участвовать в управлении делами государства.

Какой общественный орган был создан в 2005 году?

1) Общественная комиссия.

2) Общественная палата.

3) Общественный совет.

4) Общественная наблюдательная комиссия.

Какого критерия не предусмотрено в уголовно-исполнительном законодательстве РФ для членов общественных наблюдательных комиссий?

1) Гражданство РФ.

2) Возраст – не моложе 25 лет.

3) Наличие опыта работы в области защиты прав граждан.

4) Отсутствие судимости.

5) Безупречная репутация.

Т Е М А 8

Наши рекомендации