Контроль иных институтов гражданского общества за деятельностью УИС России
Возрастает роль СМИ в доведении до населения информации о нарушениях прав и законных интересов осужденных в местах лишения свободы, обнародовании фактов злоупотреблений и грубых упущений в деятельности персонала пенитенциарной системы. Представители средств массовой информации в этом случае предают гласности не только сведения, полученные в результате их профессиональной деятельности, но и информацию, поступившую от иных субъектов контроля, тем самым усиливая их контрольное воздействие.
Можно выделить две группы средств массовой информации, назовем их 1) общими и 2) специальными.
1) К общим необходимо отнести периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, которые от случая к случаю размещают информацию о состоянии дел в пенитенциарной системе. 2) К специальным можно причислить средства массовой информации, регулярно отражающие вопросы соблюдения прав человека в пенитенциарной системе, условия содержания осужденных, деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания (журналы: «Правозащитник» (ежеквартальный журнал для неправительственных организаций, учрежденный Международной неправительственной ассоциацией «Дорога свободы»), «Российский бюллетень по правам человека» (издается Институтом прав человека)).
Особое место в системе средств массовой информации занимают интернет-издания и иные информационные ресурсы в Интернете.
Для получения и распространения массовой информации согласно ст. 47 Закона о СМИ журналисты наделены определенными правами. Среди них применительно к рассматриваемой нами общественной сфере следует выделить следующие правомочия: 1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию; 2) посещать органы и учреждения, исполняющие наказания, либо их пресс-службы; 3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; 4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; 5) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки; 6) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; 7) проверять достоверность сообщаемой ему информации; 8) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям, и др.
Особенности реализации права журналистов на посещение пенитенциарных учреждений, а также на осуществление там кино-, фото- и видеосъемки определены в УИК РФ, ч. 3 ст. 24 которого определяет, что представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов.
Статья 24 УИК РФ содержит две нормы, конкретизирующие условия выполнения журналистами своих профессиональных обязанностей внутри исправительных учреждений. Согласно первой кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных. Указанное положение призвано обеспечить неприкосновенность частной жизни осужденных, гарантированное им Конституцией РФ. Вторая норма, определяющая, что кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, направлена на предотвращение случаев использования соответствующей информации в противоправных целях.
Участие в общественном контроле религиозных объединений. Конституцией РФ, Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» осужденным, как и иным гражданам России, гарантированы свобода совести и свобода вероисповедания. Для обеспечения этого права служители культа могут посещать исправительные учреждения не только по просьбе осужденных, но и по своей инициативе (ст. 14 УИК РФ). При этом священнослужители должны принадлежать к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.
Одной из важнейших разновидностей общественного контроля является контроль отдельных граждан. В его основе лежит конституционное право человека и гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое общественный контроль? Какие субъекты в него входят?
2. Расскажите об Общественном совете при министре юстиции РФ и аналогичных советах, созданных при территориальных органах.
3. Что Вы знаете о «Международной тюремной реформе».
4. Каким образом осуществляют контроль за деятельностью УИС средства массовой информации?
Контрольные тесты по теме.
Предложения, заявления, ходатайства и жалобы, направляемые в органы и учреждения, не осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, направляются:
1) в день их подачи.
2) не позднее суток с момента их подачи.
3) не позднее трех суток с момента их подачи.
4) не позднее пяти суток с момента их подачи.
Какой характер носят заключения Общественной палаты при министре юстиции России по результатам экспертизы?
1) Рекомендательный.
2) Распорядительный.
3) Регулирующий.
4) Обязательный.
Сущность какого принципа уголовно-исполнительного законодательства проявляется в участии общественных объединений в механизме защиты прав человека?
1) Гуманизма.
2) Справедливости.
3) Демократизма.
4) Равенства всех перед законом.
5) Право каждого участвовать в управлении делами государства.
Какой общественный орган был создан в 2005 году?
1) Общественная комиссия.
2) Общественная палата.
3) Общественный совет.
4) Общественная наблюдательная комиссия.
Какого критерия не предусмотрено в уголовно-исполнительном законодательстве РФ для членов общественных наблюдательных комиссий?
1) Гражданство РФ.
2) Возраст – не моложе 25 лет.
3) Наличие опыта работы в области защиты прав граждан.
4) Отсутствие судимости.
5) Безупречная репутация.
Т Е М А 8