Языковые характеристики

Как проявляются стилевые черты научной речи в языковых средствах? Отвлеченно-обобщенность требует ис­пользования абстрактной лексики (значение, внимание, состоя­ние и т. д.), глаголов с обобщенным значением действия или со­стояния (существуют, имеются, состоит, используются, упот­ребляются и др.); почти каждое слово в произведении научного характера обозначает общее понятие или абстрактный предмет. Обобщенности служат и такие языковые единицы, как нередко, довольно часто, как правило, в большинстве случаев, наиболее час­тотны, определенные, большей частью, крайне редко и др.

Обобщенности близка по значению объективность из­ложения, которая на морфологическом уровне проявляется в использовании глаголов страдательного залога (напр.: Гипотеза статьи выражается, как правило, придаточным условным; в од­ной и той же статье УК РФ употребляется несколько рядов одно­родных членов), глаголов с ослабленным лексическим значени­ем (напр.: Действия следователя по осуществлению «культурных» норм относятся к объективной стороне культуры следственных действий), глаголов настоящего времени со значением постоянного действия. Низок процент глаголов 1-го лица, в основном это глаголы множественного числа в сочетании с авторским мы (Однородные члены предложения мы понимаем как члены предло­жения, обозначающие логически сопоставимые понятия или: В этой статье мы наблюдаем наличие многочленного ряда), и со­вершенно не используются глаголы 2-го лица. Точка зрения ав­тора реализуется в таких языковых единицах: нам представля­ется, по нашему мнению, по нашим наблюдениям, автор счита­ет, мы придерживаемся точки зрения и многих подобных.

На синтаксическом уровне объективность проявляется в прямом порядке слов (изложение идет от известного к неиз­вестному), в большом количестве «ссылочных» оборотов (напр.: при употреблении местоимений, указывает Д. Э. Розенталь, важно учитывать контекст), в использовании безличных пред­ложений типа необходимо отметить, следует остановиться на рассмотрении, представляется возможным, можно сделать вы­вод, нами отмечено, следует сказать и страдательных пассив­ных конструкций: В юридической литературе неоднократно вы­ражалось мнение...

Проявлению точности способствуют термины (чаще со­ставные или иноязычного происхождения), преобладание имени над глаголом (в тексте: Данные положения являются методологической базой для решения вопроса о требованиях, предъявляемых к процессуальным актам, — всего один глагол с ослабленным лек­сическим значением; в примере: Для вывода о законности процес­суального акта важное значение имеет указание во вводной части места, времени, лица, выносящего решение, — один глагол с ослаб­ленным лексическим значением), большое количество отымен­ных предлогов (по мере, вследствие, посредством, в течение и др.), сложных предложений.

Показательны для научного стиля такие сложноподчиненные предложения, в которых основная информация содержится в придаточном, главное же предложение лишено информации и служит лишь для перехода от одной мысли к другой (Следует сказать, что наблюдения над синтаксисом уголовного закона на­чаты нами впервые или: Заметим, что Т. В. Тубеева рассматри­вает вопрос о типологии следственных решений широко); прида­точные условные с союзом если..., то и придаточные времени с союзом в то время как употребляются для сопоставления час­тей предложения: Если при написании курсовых работ студент учится анализировать и обобщать научный материал, делать выводы, то в дипломной работе рассматриваются, как правило, серьезные, актуальные проблемы, которые студент решает само­стоятельно.

Для научных произведений характерна подчеркнутая логичность. Различается логичность на уровне целого тек­ста, на уровне отдельных его композиционных частей, на уров­не связного текста. Логичность на уровне целого текста созда­ется его композицией и в первую очередь развернутым, четким планом. Все формулировки плана должны точно выражать мысли автора, чтобы, прочитав план, рецензент или любой другой читатель мог ясно представить не только то, какие во­просы будут рассматриваться в работе, но и как рассматривать­ся, в каком направлении, с каких позиций. Можно сказать, что план — это зеркало всей научной работы. В качестве примера можно привести план дипломной работы по теме «Понятие и структура уголовно-процессуальной деятельности защитника».

Введение

Глава 1. Деятельность как предмет междисциплинарного изучения.

§ 1. Понятие деятельности в психологии.

§ 2. Понятие деятельности в социологии.

§ 3. Понятие деятельности в философии.

§ 4. Общее понятие структуры деятельности и отдельных ее элементов.

Глава 2. Понятие уголовно-процессуальной деятельности.

§ 1. Сущность уголовного процесса.

§ 2. Уголовно-процессуальная деятельность как вид познавательной деятельности.

Глава 3. Понятие уголовно-процессуальной деятельности защитника.

§ 1. Место уголовно-процессуальной деятельности защитника в системе единой уголовно-процессуальной деятельности.

§ 2. Средства достижения цели уголовно-процессуальной деятельности защитника.

§ 3. Результат уголовно-процессуальной деятельности защитника: критерии оценки.

Заключение

Подчеркнутая логичность на уровне композиционных час­тей и на уровне связного текста проявляется в последователь Языковые характеристики - student2.ru ном переходе от одной мысли к другой, в наличии средств свя­зи между единицами текста:

Однородные члены предложения в зависимости от их позиции в струк­туре уголовно-правовой нормы могут выполнять различные коммуникатив­ные функции. В диспозиции одной и той же статьи в большинстве случаев предусматривается ряд преступлений, равноценных по степени тяжести. Сообразно с этим однородные члены могут обозначать ряд сопоставимых, равноценных преступлений. Кроме того, одно и то же преступление мо­жет иметь ряд равноценных признаков, поэтому однородные члены называ­ют основные характерные признаки одного и того же преступления как со­ставные части одного целого. Далее. В гипотезе нередко указывается вред, который может быть причинен преступными действиями, и лица, кото­рым причинен этот вред. Следовательно, однородные члены конкретизиру­ют вред, причиненный преступными действиями, и потерпевших.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, большое значение и др.), вводные слова и предложе­ния, выражающие отношения между частями (как уже говори­лось, как было сказано, как было отмечено, очевидно и др.), спе­циальные средства, указывающие на последовательность разви­тия мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых и т. д.), противительные отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (поэтому, благодаря этому, сообразно с, вследствие этого, следо­вательно, кроме того, к тому же и др.), переход от одной мыс­ли к другой (обратимся к; рассмотрим; прежде чем перейти к, остановимся на; рассмотрев, перейдем к; необходимо остано­виться на; необходимо рассмотреть и др.), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение скажем, в заключение сле­дует сказать, все сказанное позволяет сделать вывод; как видим; подводя итог, следует сказать). Кроме того, связь между пред­ложениями может осуществляться путем повторения слов. Со­юзная связь между частями предложения способствует подчер­киванию отношений между ними.

Безобразность научного стиля проявляется в отсутствии эмоционально окрашенной и сниженной лексики.

Наши рекомендации