Проблема нормализации положения в Европе
В начале “холодной войны” опасной и напряженной оставалась обстановка в Европе, в центре которой противостояли друг другу два военных блока. Положение усугублялось тем, что послевоенное урегулирование не завершилось воссоединением Германии и мирным договором с нею. Расположенный в центре территории ГДР Западный Берлин оставался под контролем оккупационных держав.
В 1957 г. ГДР предложила создать конфедеративный союз двух германских государств на базе неучастия их в военных блоках, вывода с их территории иностранных войск и отказа от ядерного оружия. В том же году Польша выдвинула план создания в центре Европы зоны, свободной от ядерного оружия. Эти инициативы не встретили отклика на Западе. В свою очередь западные державы настаивали на объединении Германии путем проведения “свободных выборов”.
10 января 1959 г. советское правительство предложило новый проект мирного договора с Германией. СССР высказался за заключение мирного договора с обоими германскими государствами или с Германской конфедерацией, если она будет образована. Что касается Западного Берлина, то СССР в ноябре 1958 г. предложил превратить его в самостоятельную политическую единицу типа нейтрального вольного города с гарантиями его свободных связей с внешним миром.
В мае-августе 1959 г. в Женеве состоялось совещание министров иностранных дел четырех держав по проблемам Германии и европейской безопасности, на которое были приглашены представители ФРГ и ГДР. Его участники высказались за поиск мирных путей решения спорных вопросов. Однако советскому проекту мирного договора с Германией западные державы противопоставили свой “комплексный план мира”, ставивший заключение мирного договора в зависимость от объединения Германии, создания системы безопасности в Европе и осуществления контролируемого разоружения. Совещание окончилось безрезультатно. Ни та, ни другая сторона в то время не была еще готова достичь взаимоприемлемых соглашений по германскому вопросу.
Обстановка в Европе оставалась напряженной. Это побудило ГДР ввести 13 августа 1961 г. строгий контроль на границе с Западным Берлином, отделив его стеной от Восточного. Эта акция вызвала бурную реакцию на Западе. Она еще более усилила противостояние двух германских государств.
Нежелание представителей двух различных социальных систем и противостоящих друг другу военно-политических блоков пойти навстречу друг другу и найти пути к взаимоприемлемым решениям обусловило невозможность решения германской проблемы на протяжении 60-х годов.
Основной целью США в Западной Европе было укрепление здесь атлантического военно-политического блока под их гегемонией. США считали наиболее надежными членами НАТО и его основной силой в Европе Великобританию и ФРГ. Великобритания, имевшая статус ядерной державы, прилагала усилия, чтобы сохранить за собой роль главного, привилегированного союзника США, основного связующего звена между США и странами НАТО в континентальной Европе. ФРГ стремилась усилить свои экономические и политические позиции через ЕЭС и участие в НАТО. В конце 50-х-начале 60-х годов наметилось сближение ФРГ и Франции. Каждая из этих стран рассчитывала укрепить таким путем собственные позиции. В январе 1963 г. они подписали договор о сотрудничестве, предусматривавший двусторонние политические и военные консультации. Но правящие круги ФРГ первостепенное значение придавали развитию военно-политического сотрудничества с Соединенными Штатами.
В политике французского правительства Ш. де Голля в 60-е годы усилилось стремление к большей независимости. В 1966 г. Франция заявила о выходе из интегрированной военной организации НАТО. Ш. де Голль придавал важное значение сотрудничеству с СССР.
В середине 60-х годов социалистические страны предложили иной путь закрепления итогов второй мировой войны и нормализации обстановки. В декабре 1964 г. Польша высказалась за созыв совещания европейских государств по вопросам коллективной безопасности в Европе, чтобы прийти к совместно согласованным всеми европейскими государствами договоренностям поданным вопросам. В январе 1965 г. это предложение было внесено от имени всех участников Варшавского Договора.
В июле 1966 г. на совещании Политического консультативного комитета страны Варшавского Договора повторили свою инициативу и выдвинули программу обеспечения мира, безопасности и сотрудничества в Европе на основе принципов мирного сосуществования, невмешательства во внутренние дела, признания незыблемости сложившихся границ, установления в Европе эффективной системы безопасности и принятия мер к военной разрядке.
Наметились сдвиги и в позиции западноевропейских стран. За нормализацию обстановки в Европе, признание существующих границ и создание системы европейской безопасности в 1966 г. высказалась Франция. Среди западных стран начались поиски путей к соглашениям с социалистическими государствами по вопросам европейской безопасности.
В марте 1969 г. страны Варшавского Договора на совещании Политического консультативного комитета в Будапеште предложили приступить к практической подготовке общеевропейского совещания с участием всех европейских государств, а также США и Канады. Начался обмен мнениями с западными странами по вопросу о подготовке совещания. Правительство Финляндии предложило организовать совещание в Хельсинки.
За участие в коллективных действиях по обеспечению мира и безопасности в Европе высказалось и новое правительство ФРГ во главе с Вилли Брандтом, пришедшее к власти в октябре 1969 г.Социал-демократическая партия Германии выступала за “современную Германию”.
Главной задачей, которую ставил перед собой В. Брандт, можно сформулировать двумя словами – “Восточная политика”. Отказавшись от доктрины Хальштейна, следуя которой Западная Германия пыталась изолировать ГДР и отказывалась признать границу с Польшей по Одеру – Нейсе, а также недействительность Мюнхенского соглашения (1938 г.) в отношении Чехословакии, правительство В. Брандта стремилось нормализовать отношения Западной Германии с ее восточноевропейскими соседями, в том числе с ГДР.
Отношения со странами Восточной Европы сдвинулись с мертвой точки еще во время Большой коалиции, но после 1969 г. процесс нормализации значительно ускорился. Причин тому было несколько: беженцы из Восточной Германии постепенно интегрировались в западногерманское общество; США в этот период были заинтересованы скорее в разрядке, чем в конфронтации с Советским Союзом; крупный западногерманский бизнес стремился к ликвидации препятствий в торговле с Востоком; кроме того последствия возведения Берлинской стены продемонстрировали, что ГДР далека от крушения. Правительство В. Брандта заключило договоры, в соответствии с которыми ФРГ признала существующие границы: – с Советским Союзом и Польшей в 1971 г., с Чехословакией в 1973 г.
В 1971 г. было подписано четырехстороннее соглашение по Берлину: Советский Союз признавал принадлежность Западного Берлина к Западу, гарантировал свободный доступ из Западной Германии в Западный Берлин и признавал право жителей Западного Берлина посещать Восточный Берлин. 8 ноября 1972 г. Восточная и Западная Германия официально признали суверенитет друг друга и согласились обменяться дипломатическими представительствами.