Система функционирования механизма формирования и реализации государственной идеологии
Исключительно важным элементом механизма государственной идеологии являются институты и органы государства, обеспечивающие нормативно – правовое закрепление и приведение в действие общественно значимых идей, ценностей, принципов и целей. В современном демократическом обществе, в том числе в Республике Беларусь, к ним относятся глава государства, парламент, правительство, институты судебной власти, органы местного управления и самоуправления. В числе их функций – поддержание социокультурной идентичности сообщества, выражение и поиск путей реализации национальных интересов, целей и задач общественного развития, обеспечение баланса интересов различных категорий населения, определение внешнеполитических приоритетов нации, а также разработка многих других вопросов, составляющих предметную область государственной идеологии.
Парламент | Правительство | Институт президентства (глава государства) | Суды (судебная система) | Органы местного управления и самоуправления |
высший предста-вительный и законодательный орган государственной власти | высший исполни-тельно-распоряди-тельный орган государственной власти и управления | высшее должностное лицо государства с республикан-ской формой правления | институты государственной власти, осуще-ствляющие право-судие | местные органы власти назнача-ются централь-ной властью; самоуправления- избираются непосредственно гражданами |
Тезис: Институты государственной власти образуют единую систему, обладая различными полномочиями и имея самостоятельную сферу деятельности. |
Как видим из таблицы, одним из важнейших звеньев механизма формирования и реализации государственной идеологии является Парламент – Национальное собрание. Важнейшая функция Парламента как представительного органа – выявление и агрегация существующих в обществе интересов и обеспечение приемлемого для общества баланса интересов различных категорий населений. Разрабатываемые и принимаемые Парламентом законы есть форма выражения и юридического закрепления интересов и совокупной воли граждан. Законодательство – основная форма деятельности Парламента по формулированию и реализации положений государственной идеологии.
Парламент является одним из важнейших субъектов идеологической деятельности в современных обществах. Именно от его работы, эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в государстве будут торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, нормы, верования, модели поведения. Идеологическая функция – очень важная функция современных парламентов. С одной стороны, депутаты убеждают своих представителей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов, тех взглядов, с которыми они пришли в парламенты. Кроме того, идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимо произвести существенные социально-политические изменения и закрепить их при помощи законов или подзаконных актов. Идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах. Реальной возможностью влияния парламента на формирование и становление идеологии является законодательное содействие созданию необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формированию новых идей, ценностей, взглядов, моделей поведения.
Инструментами практической реализации положений государственной идеологии являются Правительство – Совет Министров Республики Беларусь, Органы государственного управления, институты судебной власти, органы местного управления и самоуправления. Основные формы их деятельности по реализации государственной идеологии: нормотворчество; принятие решений и обеспечение их исполнения; информирование граждан в трудовых коллективах и по месту жительства; работа с личным составом органов и подразделений вооруженных сил, Министерства внутренних дел, других силовых ведомств государства.
Необходимым звеном в механизме государственной идеологии являются специализированные научно – исследовательские и информационно – пропагандистские учреждения (институты и центры). Основное их предназначение – теоретико – концептуальное обоснование и оформление идеологии государства в виде теорий, концепций и доктрин, доведение их содержания до сознания различных категорий населения страны. Основные формы их деятельности – проведение исследований по проблемам идеологии и политики государства, подготовка соответствующих литературных произведений – статей, монографий, диссертаций, справочников, аналитических документов, учебных программ, пособий и т.д.
В формировании и распространении национально – государственной идеологии важную роль выполняют средства массовой информации (печать, радио, телевидение). Основная задача СМИ – консолидация белорусского общества, защита национальных интересов, формирование положительного образа Беларуси, обеспечение благожелательного отношения к белорусскому народу в мировом сообществе.
Существует достаточно много типологизаций функций СМИ, но, как правило, они опираются на классификацию, предложенную известным английским социологом Д. Макквейлом в его работах «К социологии массовых коммуникаций» (1969), «Социология массовых коммуникаций» (1972) и «Коммуникация» (1975). Макквейл рассматривал все проблемы журналистики как социального института и с учетом этого предложил выделять следующие социальные функции СМИ:
а) информационную, содержанием которой является информирование о социально-политической, экономической и другой ситуации в стране и мире, характеристика и позиционирование в СМИ сложившихся отношений власти, отношений между субъектами политических и, следовательно, идеологических процессов;
б) корреляционную, в содержание которой входят анализ, объяснение, комментирование и интерпретация информации, исходя из доминирующих политических и идеологических принципов и норм; политическая социализация; координация действий отдельных субъектов политического процесса и достижения между ними компромиссов и согласия на основе зафиксированных в СМИ их статусов (электоральных и социальных) и идеологических приоритетов;
в) континуитивную, построенную на распространении господствующей культуры и поддержке общности социальных ценностей и норм морали;
г) развлекательную, ориентированную на поддержку средств релаксации, имеющих конечной политической целью сглаживание социальных противоречий и ослабление социально-политической напряженности в обществе;
д) мобилизационную, суть которой – организация и обеспечение проведения кампаний политического характера, в том числе с использованием таких форм политической коммуникации, как агитация и пропаганда.
Одним из важнейших, подвижных и активных элементов механизма функционирования идеологии белорусского государства, главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом являются политические партии и общественные объеденения патриотической направленности. Они представляют в законодательных органах политические, экономические и другие интересы различных социальных групп, содействуют политической социализации, выполняют функции механизма саморегуляции общественной жизни. Принципиальной стороной деятельности политических партий является их идеологическое воздествие на население в формировании политического сознания.
Современная или «новейшая» партийная система Республики Беларусь насчитывает более пятнадцати лет. Важнейшей oсoбеннoстью нынешнего этапа развития белoрусскoгo общества является рождение новых политических партий, общественных движений и организаций. Одни из них (Партия любителей пива, Польское демократическое объединение, Белорусская гуманитарная партия) уже давно ушли с политической арены, другие (Гражданская партия, Объединенная демократическая партия Белоруссии, Партия народного согласия) объединились, третьи (Коммунистическая партия Белоруссии, Белорусская социал-демократическая партия) возродились и ведут политическую деятельность. Многие политические партии, не прoсуществoвав и нескольких месяцев, распадались, не оставив существенного следа в пoлитическoй жизни белорусского общества. Другие пoстепеннo становятся устойчивыми политическими структурами, стремятся оказывать постоянное влияние на социально-политическую ситуацию в стране посредством парламентских и других акций, ведут определенную oрганизатoрскую, прoпагандистскую и агитационную деятельность. Их деятельность в стране регулируется Законом Республики Беларусь “О политических партиях”. Согласно этому Закону, данное формирование может быть зарегистрировано при наличии 1000 членов (учредителей) из более половины регионов страны. Членство в политических партиях страны фиксированное. Все белорусские политические партии можно условно разделить на несколько больших групп. Первый блок – «левые» партии. Это Коммунистическая партия Белоруссии, Партия коммунистов Белорусская, Аграрная партия, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская патриотическая партия. Коммунистическая партия Белоруссии является одной из самых “старых” партий страны. 30-31 декабря 1918 года в Смоленске состоялась YI Северо-Западная конференция большевиков. Она приняла решение об образовании Социалистической республики Белоруссии и объявила себя I съездом Коммунистической партии (большевиков) Белорусской Республики. Социально-политический анализ показывает, что Партия коммунистов Белорусская (ПКБ) проделывает дрейф в правую, социал-демократическую сторону, постепенно отказывается от марксизма-ленинизма, стремясь решить цели партийной бюрократии, вошла в коалицию с политическими силами типа Белорусского народного фронта и Объединенной гражданской партии, находится в непримиримой оппозиции к Президенту страны. Таким образом, руководство этой партии теряет связь со своей социальной опорой, вторгаясь в совершенно другой сектор политического спектра, выражающий интересы совсем других социальных групп и классов. Как результат, ПКБ постоянно теряет свой электорат, в который входят, прежде всего, пожилые слои населения, воспитанные еще на советских традициях. Второй гипотетический блок составляют партии социал-демократической направленности. Их в стране пять: Белорусская социал-демократическая партия «Громада», Белорусская социал-демократическая громада, Социал-демократическая партия народного согласия, Белорусская экологическая партия зеленых. В основе политических действий современных белорусских социал-демократов лежат идеи социал-реформизма Э.Бернштейна и К.Каутского. В основе экономических интересов находится смешанная форма собственности на средства производства. Партийная элита белорусских социал-демократических партий отрицает революционное изменение общественных отношений, построение классического социалистического общества, делает ставку на эволюционные преобразования. Самый главный недостаток современных белорусских социал-демократов, что они используют коммунистические и социалистические лозунги. Партия БНФ и Консервативно-христианская партия БНФ занимают националистической сектор белорусского политического спектра. Идеология данных партий – откровенный национализм, идея превосходства белорусов над другими нациями. Они опираются на людей, выступающих за разделение граждан по национальностям. В основе экономических интересов находится частная собственность на средства производства. Рейтинг их сегодня составляет около двух процентов. Типичным представителем либерального направления в политике является Объединенная гражданская партия (ОГП). В основе экономической платформы Объединенной гражданской партии находится частная собственность на средства производства, политической – либерализм. Опирается она на средний класс. Нет у ОГП популярной, понятной для народа идеи. Одну из основных идей – введение монитористской экономики – в стране практически никто не понимает и не воспринимает. Из этого можно сделать вывод, что в ближайшее время ОГП не будет в Беларуси политической силой. Самая многочисленная в республике политическая структура, в основе которой лежит прагматизм – Либерально-демократическая партия. Она не имеет ни популярных лозунгов, ни понятных народу идей. На последних парламентских выборах ЛДП выставила своих кандидатов во всех избирательных округах.
Политические партии, созданные под конкретных политических личностей (Республиканская партия, Белорусская социально-спортивная партия и др.), не имеют четкой опоры на определенные социальные группы, не проповедуют четких системообразующих идеологических принципов. О кризисе белорусской многопартийности говорит тот факт, что в настоящее время около двух третей населения страны не поддерживает ни одну из политических партий республики.
В структуре механизма формирования и реализации идеологии белорусского госудасртва важное место занимает церковь.
Религия – древнейшая форма духовной культуры, общественного сознания, мировоззрения и мироощущения, основанные на вере в Бога (сверхъестественные силы, «высший разум», абсолют), а также на соответствующем поведении и специфическом действии – культе.
Как сложное социальное явление и органическая часть духовной культуры религия выполняет следующие функции:
– мировоззренческую, отвечающую на вопросы: как, когда и почему появилось все сущее и как в этом проявилась первостепенная роль сверхъестественных сил;
– коммуникативную, обеспечивающую определенный тип общения и межличностных связей, способствующую солидаризации и целостности общества;
– регулятивную, устанавливающую соответствующие нормы и правила, регулирующая поведение людей;
– компенсаторную, возмещающую недостаток информации, внимания, заботы, замещающую отсутствие смысла жизни, перспективы и т. п., то есть восполняющую неудовлетворенные в обыденной жизни духовные потребности человека;
– интегративную, способствующую сплочению людей, их конфессиональному единству, консолидации общества.
Религия как мировоззрение и мироощущение, включаясь в общественную систему приобретает характер вероучения. Она становиться основой в регуляции и регламентации, упорядочении и сохранении нравов, обычаев, традиций. Религия культивирует чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости, придает им особую ценность, связывая их присутствие со священным, мировым разумом, – абсолютом. Тем самым религиозное мировоззрение приобретает особый духовно-практический характер. В этом смысле религия выступает как проводник общечеловеческих ценностей, выработанных в результате исторического развития. Все это базируется на принципах гуманизма, гуманистической мировоззренческой культуре. В данном случае именно это определяет ценность Жизни во всех ее проявлениях и утверждает Человека в качестве ответственного сотворца Жизни, Добра, Красоты, Любви в масштабах целого космического мироздания. В подобном контексте религия являет глубокий общечеловеческий смысл. Наиболее существенная черта религии заключается в том, что она связана с фундаментальными, жизненно важными для общества и человека ценностями, определяющими смысловое содержание человеческих действий. Это дает основание определить религию как институциализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивает группа людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия. К их числу принято относить определяющие события в жизни любого человека, такие как рождение и смерть, смысл жизни на земле, многочисленные страдания и переживания, добро и зло и другие аспекты человеческого существования. Религия помогает верующим найти ответы на фундаментальные вопросы собственного бытия и сформировать сознание и чувства верующих людей таким образом, чтобы они, обретя уверенность, нашли моральную опору и утешение. Как и любая другая система ценностей, религия обладает обобщенным, рефлексирующим содержанием. Эта особенность религиозных идей и символов придает людям особый смысл, способствуя интеграции и консолидации общества.
Составными звеньями идеологического механизма белорусского государства являются учреждения национальной системы образования и профессиональной подготовки. Их основная роль состоит в распространении содержания государственной идеологии, воспроизводстве национальных идеалов и ценностей, воспитании у обучаемых гражданских качеств, формировании чувства патриотизма, национальной гордости и достоинства.
В усвоении гражданами содержания идеологии белорусского государства, формировании гражданственности важная роль принадлежит профессиональным союзам, общественным объединениями патриотической направленности. ФПБ проводит работу по формированию единого информационного пространства профсоюзов. Созданы единая Служба инфомации ФПБ, профсоюзное радио (радиостанция «Новое радио»), выпускается газета «Беларускі час». ФПБ постоянно осуществляет ряд крупных идейно-воспитательных проектов: участие в реконструкции мемориального комплекса «Курган Славы»; проведение мероприятий, посвященных 60-летию освобождения Беларуси от фашистских захватчиков и победы в Великой отечественной войне; мероприятий, посвященных 100-летию профсоюзного движения Беларуси. Идеологическая составляющая работы профсоюзов тесно связаны с общими задачами по социальной защите трудящихся, всего населения республики и имеет общегосударственное значение. Кроме защитной функции профсоюзы выполняют роль индикатора общественного мнения, служат системой обратной связи для государства, позволяющей ему скорректировать свою социально-экономическую политику.
Механизм функционирования идеологии белорусского государства включает в себя такие важнейшие структуры как государственно-общественная организация «Белорусский республиканский союз молодежи» (БРСМ). Первичные организации БРСМ образованы в учебных заведениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях Республики Беларусь. Кроме БРСМ существуют и другие молодежные общественные объеденения, которым принадлежит значительная роль в реализации государственной молодежной политики, в работе по усвоению молодежью содержания идеологии белорусского государства.