Государственный режим: понятие и типы. Соотношение государственного и политического режимов

Пол-кий режим – это система методов, способов и средств осуществления пол-кой власти. Всякие изменения, происходящие в сущности гос-ва данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму гос-ного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия «пол-кий режим» и «гос-ный режим» можно расценивать как тождественные.

Согласно другой точке зрения понятие «пол-кий режим» более широкое, чем понятие «гос-ный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления пол-кой власти со стороны гос-ва, но и со стороны пол-ких партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Пол-кий режим – это динамическая, функциональная характеристика пол-кой системы. Категории «пол-кий режим» и «пол-кая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в пол-кой жизни общества и в осуществлении пол-кой власти, то вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие пол-го режима является ключевым для формирования представления об основных системах власти. Именно исходя из пол-го режима судят об организации пол-го устройства общества. Пол-кий режим характеризует определенный пол-кий климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Понятие «пол-кий режим» включает в себя следующие параметры (признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования пол-кой власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами гос-ва;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) степень реализации пол-кой власти непосредственно народом;

6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности гос-го аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в пол-кой системе общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; .

10) тип пол-го поведения;

11) характер пол-го лидерства;

12) учет интересов меньшинства при принятии пол-ких решений;

13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении пол-кой власти;

14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15) принципы взаимоотношения общества и власти;

16) пол-кое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

17) мера пол-го плюрализма, в том числе многопартийности;

18) существование реальных механизмов привлечения к пол-кой и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

В зависимости от особенностей набора методов и средств гос-го властвования различают два полярных режима (типы) – демократический и антидемократический.

Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы пол-кое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд гос-в, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются другие государства. Признаки демократического режима:

1) население участвует в формировании и осуществлении гос-ной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) базируется на гражданском обществе с его развитой структурой;

4) предполагает существование правового гос-ва, действие его принципов;

5) выборность и сменяемость центральных и местных органов гос-ной власти, их подотчетность избирателям;

6) легитимность гос-ной власти;

7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, редко применяются методы насилия, принуждения, пресечения;

9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

12) пол-кий плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование пол-ких партий, существование на законных основаниях пол-кой оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

13) гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

14) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название – непосредственная, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Некоторые из них – выборы, референдумы – четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами) носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с институтами представительной демократии) для выражения интересов граждан и их участия в пол-ком процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимацию власти; обеспечивает контроль за пол-кой элитой и т.п.

К недостаткам часто относят следующие: отсутствие стойкого желания у большинства населения участвовать в политическом процессе, сложность и дороговизна проводимых «прямодемократических» мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

К сильным сторонам представительной демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом, и т.п.

К недостаткам часто относят следующие: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинароднее демократического режима.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (представителем класса, партии, элитной группы и т.д.) при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Признаки авторитарного пол-кого режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов гос-ной власти;

2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать;

4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности гос-ных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;

7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;

8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям).

Понятие «тоталитаризм» – от лат., что означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику, есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется контролем гос-ва над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) гос-во стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа;

3) монопольный гос-ный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

5) гос-ная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа;

6) доминирующим методом управления становятся насилие, принуждение, террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с гос-вом, запрет оппозиционно настроенных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

9) экономической основой выступает крупная собственность:.общинная, монополистическая, государственная;

10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;

11) централизация гос-ной власти у диктатора и его окружения;

12) бесконтрольность репрессивных гос-ных органов со стороны общества;

13) отсутствие правовой гос-ности и гражданского общества;

14) гос-ная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Можно сказать, что имеется дополнительно к тоталитарному и авторитарному еще один не демократический режим — чрезвычайный.

В учебной и научной литературе употребляются термины «политический ре­жим» и «государственный режим». Одни специалисты убеждены, что их можно расценивать как тож­дественные. Другие авторы настаивают на необходимости их различения, считая понятие «политический ре­жим» более широким, т.к. последнее включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти го­сударством, но и влияние на нее политических партий и движений, обществен­ных объединений, организаций и т.п.

Так, например, Ю.Ирхин считает, что понятие «государственный режим» является частью характеристики формы государства наряду с формой правления, формой государственного устройства. И характеризует методы удержания государственной власти элитой, которая осуществляет эту власть, способы взаимодействия с политической оппозицией. А политический режим отражает более многообразные процессы, в том числе политического участия граждан, институтов в формировании и поддержании (отрицании) существующей расстановки политических сил. То есть политический режим больше соотносится с политической системой, а государственный режим с государством, механизмом и аппаратом, функциями государства. М.Н.Марченко отмечает, что «государственный режим является наиболее динамичной составляющей частью формы государства, чутко реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в соотношении социально-классовых сил».

В связи с этим вводится также понятие «государственно-правовой режим» (В.Л.Кулапов), которое выражает особенности функционирования механизма государства. Это понятие удобно в том плане, что оно дает возможность анализировать связи различных конституционно-правовых статусов государственных органов, политических партий, других субъектов политической системы. Удобно оно также для характеристики переходов к чрезвычайным режимам (режиму чрезвычайного положения, режиму военного положения, чрезвычайной ситуации, федерального вмешательства и т.п.) и возвращения к обычному государственно-правовому режиму, временных режимов в условиях конституционных кризисов и для анализа конституционного процесса в целом.

Исходя из административно-правового основания, можно выделять такие состояния государственного режима как нормальное (стабильное), чрезвычайное, военное положение, состояние государства в условиях конституционного, правительственного, парламентского кризисов. Это разделение заслуживает внимания, т.к. в условиях чрезвычайного и военного правления огранивается ряд гражданских и политических прав, существенно изменяется управление, ограничивается местное самоуправление.

В целом, следует признать научную пользу использования понятия «государственно-правовой режим». Однако в настоящее время, к сожалению, нет устойчивой типологии (классификации) государственных режимов. С этой целью часто применяют ту же терминологию, что и для разновидностей политических режимов.

Наши рекомендации