Встроенные стабилизаторы
Понятие фискальной политики |
В условиях рыночной экономики государственное регулирование осуществляется как денежно-кредитной, так и фискальной политикой. Фискальная политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).
Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж. М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Современные экономисты, даже подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики. Задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.
Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционной.
Дискреционная фискальная политика |
Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование налогами и правительственными (государственными) расхода
ми с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Анализ равновесного объема национального продукта и манипулирования государственными расходами позволяет с позиций роста совокупных расходов выявить, что включение в них государственных расходов вызывает сдвиг кривой С + J вверх и ведет к росту национального продукта, причем здесь срабатывает эффект мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов рассчитывается следующим образом:
где Mg — мультипликатор государственных расходов; AJ — прирост доходов (прирост национального продукта); AG — прирост государственных расходов; МРС —предельная склонность к потреблению.
Что произойдет, если правительство вводит единый налог (одновременно выплачиваемый)? Каково его воздействие на объем национального производства?
Изменения в налогообложении вызывают сокращение дохода после уплаты налогов. Это сокращение в свою очередь сопровождается снижением объемов потребления и сбережения на каждом
Рис. 8.2. Воздействие налога на объем национального производства |
уровне национального продукта. Размер сокращения определяется величиной МРС и MPS. Например, Т (налог) — 20 ед., МРС — 3/4, соответственно С (потребительские расходы) сократились на 15 ед, S (сбережения) на 5 ед. Изменение величины национального продукта можно определить с помощью подсчета налогового мультипликатора:
Потребительские расходы уменьшаются на величину AT X МРС и соответственно уменьшают равновесный объем производства на AJ:
где налоговый мультипликатор МТ будет равен
В дискреционной политике мы сталкиваемся с понятием «мультипликатор сбалансированного бюджета»: равные увеличения государственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного национального продукта на ту же величину, то есть мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
Например, рост налогов на 20 ед. вызывает уменьшение дохода на 20 ед. и потребительских расходов на 15 ед. (МРС = 3/4). Национальный продукт сокращается на 60 ед. (коэффициент мультипликации равен 3). Рост государственных расходов на 20 ед. вызывает рост национального продукта на 80 ед. (мультипликатор государственных расходов равен = Чистый прирост национального продукта равен 20 = ΔT = ΔG.
Фискальная политика используется для регулирования стабилизации экономики в двух основных направлениях: преодоление спада и сдерживание подъема.
Недискреционная фискальная политика |
Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды изменения объемов национального производства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налогов вводятся автома-
Рис.8.4. Схема воздействия встроенных стабилизаторов на экономику |
тически. Сюда относятся прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (страхование по безработице), система участия в прибылях.
По мере роста объема национального продукта идут пропорциональные приросты налоговых поступлений. Так, увеличиваются поступления (при прогрессивных ставках) от налогов на доходы корпораций, налогов с оборота, с акцизов. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономического подъема сокращаются, во время спада возрастают.
Встроенные стабилизаторы, как правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объемах национального производства, что необходимо учитывать при построении фискальной политики.
Контрольные вопросы
1. Что включает понятие «финансовое хозяйство»? В чем его отличие
от понятий «финансы», «финансовая система», «финансовая наука»?
2. Американский экономист Р. Масгрейв в качестве функций финансового хозяйства называет аллокацию, перераспределение, стабилизацию. В отечественной экономической литературе принято называть распределительную и контрольную функции финансов (см.: Финансы/Под ред. В.М. Родионовой. — М., 1993. — С. 21—25). Прокомментируйте это различие, изложите содержание функций.
3. В чем исходное противоречие самого бюджета как финансового
институционального явления?
4. Каковы тенденции отдельных видов государственных расходов?
Чем вызвана неодинаковость темпов их развития?
5. Почему система субсидий (субвенций) противоречит рыночному
механизму?
6. Какой компонент государственных финансов (расходы или доходы) имеет более сильный регулирующий эффект? Как вы можете это
объяснить?
7. Почему налоговые доходы являются преимущественной формой
поступления средств в бюджет по сравнению с неналоговыми?
8. Перечислите принципы налоговой системы.
9. Какие виды классификаций налогов вы знаете?
10. Должен ли подоходный налог иметь прогрессивную или регрессивную шкалу? По какой шкале определяется в настоящее время по
доходный налог в России?
11. Почему столь противоречива современная ситуация с налоговой системой в России? Каковы, по вашему мнению, причины трудностей формирования налоговой системы в России?
12. Перечислите косвенные виды российских налогов в порядке их
значимости как финансового источника для бюджета.
13. Дайте определение налогов. Какие функции в экономике выполняют налоги?
14. Дайте характеристику прямых и косвенных налогов.
15. Что собой представляют налоговые ставки, их виды?
16. Какие налоговые ставки являются оптимальными, то есть не снижают стимулов предпринимательской деятельности?
17. Вызывают ли высокие налоги рост дефицита государственного бюджета?
18. Понятие фискальной политики. С какими проблемами приходится сталкиваться в осуществлении фискальной политики в России?
19. Каким образом государственные расходы воздействуют на объем национального производства? Всегда ли желателен их рост?
20. Дайте определение налогового мультипликатора. Чему равен
мультипликатор сбалансированного бюджета?
21. В чем сущность дискреционной фискальной политики? Каковы
ее разновидности? Есть ли возможность ее использования в экономике России?
22. В чем состоит недискреционная фискальная политика? Какие
элементы фискальной системы России относятся к «встроенным
стабилизаторам»?