Общественный строй в период сословно-представительской монархи
Становление сословно-представительской монархии в России.
Сословно-представительская монархия-это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена органом сословного представительства. Начало периода 1549(1550) (земский собор) – 1653 конец земского собора. Основная причина возникновения – централизация. У монарха не было возможности управлять всей территории самостоятельно, следовательно, нужно опереться на местные органы (земские соборы).
При Алексее Михайловиче созыв первого русского собора 1549(1550) года- условное начало периода
Особенность периода сословно-представительной монархии – сочетание самого сословного представительства с яркой деспотией азиатского типа характерной для Ивана-4.
Органом сословного представительства стали Земские соборы. В основе их деятельности лежала идея соборности, т.е. общественного согласия всего населения страны. От его имени Земский собор принимал решения по важнейшим проблемам текущей жизни, а затем цари приводили эти решения, как бы санкционированные всеми сословиями, в исполнение. Все земские соборы можно условно разделить на четыре основные группы: 1) соборы, которые созывал царь по своей инициативе; 2) созывал царь, но по инициативе сословий; 3) созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него; 4) соборы, избирающие на царство.
При сословно-представительской монархии:
1. Царь – осуществлял свою власть опираясь на органы сословного представительства различного уровня, но все равно верховная власть осталась за монархом. Царь расширил социальною базу.
2. Боярская дума – была очень основательно придушена и не могла ограничивать царя.
Земские соборы на протяжении всего периода состояли из различных сословий: боярство, духовенство, дворяне, городское население. Участие в Земском соборе не считалось почетной обязанностью, а было скорее необходимостью
Функции Земского собора:
· внешняя политика
· налоги
· принятие законов, также их обсуждение. Но Земский собор не был законодательным органом.
· следует подчеркнуть также, что Земские соборы помогали государственной власти в лице царя блюсти интересы всех классов в обществе, знание их нужд и пожеланий лучшего управления способствовало сближению ее с народом. Это знание находило свое отражение в узаконениях и распоряжениях.
· Выбор Царя
Сословные органы самоуправления:
губные или “губные избы” - функции борьбы с разбойниками
земские избы – первоначально собирали налоги, а позднее стали решать и судебные задачи
Судебник 1550 года –Это первый сборник законов разбитый на статьи (количеством около 100).
В 1648 – городское восстание в Москве, создавшее угрозу жизни царя. причина восстания – отсутствие нормального законодательства. В результате была создана комиссия, которая и создала уложение. Потом оно обсуждалось на Земском соборе, где было единогласно принять в январе 1649 года. Это было первое уложение, изданное типографским способом, и оно впервые поступило в продажу. Уложение делилось на 25 глав и содержало уже около 1000 статей.
Общественный строй в период сословно-представительской монархи.
Общественный строй сословно-представительной монархии представлял собой следующее. Класс феодалов распадался на следующие группы: служилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских, «слуг под дворским».
1. Служилые князья составляли верхушку класса феодалов. Это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Московскому государству потеряли свою самостоятельность. Однако удельные князья сохранили право собственности на свою землю. Но, поскольку территория уделов была, как правило, велика, служилые князья являлись наиболее крупными землевладельцами. Служилые князья занимали руководящие посты в войске и являлись на войну со своей собственной дружиной.
2. Бояре, как и княжата, составляли экономически господствующую группировку внутри класса феодалов, что обеспечивало им и соответствующее политическое положение. Бояре занимали командные посты в государстве.
3. Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские. Слуги вольные и дети боярские также несли службу великому князю.
Феодалы обладали правом отъезда, т.е. они вправе были выбирать себе сюзерена по своему усмотрению. При наличии в XIV—XV вв. различных княжеств у феодалов были довольно широкие возможности для такого выбора. Отъезжающий вассал не терял своих вотчин. Поэтому случалось, что земли у боярина были в одном княжестве, а служил он в другом, иногда враждующем с первым.
Бояре стремились служить наиболее сильному и влиятельному князю, способному защитить их интересы. В XIV — начале XV в. право отъезда было выгодно московским князьям, так как способствовало собиранию русских земель.
По мере укрепления централизованного государства право отъезда стало мешать московским великим князьям, ибо этим правом пытались воспользоваться служилые князья и верхушка боярства с целью воспрепятствовать дальнейшей централизации и даже добиться прежней самостоятельности. Поэтому московские великие князья стараются ограничить право отъезда, а затем и совсем его отменить. Мерой борьбы с отъезжающими боярами было лишение их вотчин. Позже на отъезд начинают смотреть уже как на измену.
4. Низшую группу феодалов составляли «слуги под дворским», которые часто набирались из княжеских холопов. Со временем некоторые из них занимали более или менее высокие посты в дворцовом и государственном управлении. При этом они получали от князя земли и становились настоящими феодалами. «Слуги под дворским» существовали как при великокняжеском дворе, так и при дворах удельных князей.
В XV в. в положении феодалов происходят заметные сдвиги, связанные с усилением процесса централизации Русского государства. Прежде всего, изменился состав и положение боярства. Во второй половине XV в. число бояр при московском дворе выросло в четыре раза за счет удельных князей, пришедших на службу к московскому великому князю вместе со своими боярами. Княжата оттеснили на второй план старинное московское боярство, хотя московские бояре стояли наравне или даже выше некоторых младших категорий княжат. В связи с этим меняется смысл самого термина «боярин». Если раньше он означал лишь принадлежность к определенной социальной группе — крупным феодалам, то теперь боярство становится придворным чином, который жаловал великий князь (введенные бояре). Этот чин присваивался преимущественно служилым князьям. Вторым придворным чином стал чин окольничего. Его получила основная масса прежнего боярства. Бояре, не имевшие придворных чинов, слились с детьми боярскими и слугами вольными.
Изменение природы боярства повлияло на его отношение к великому князю. Прежнее московское боярство связывало свою судьбу с успехами князя и поэтому всемерно помогало ему. Теперешние же бояре — вчерашние удельные князья — были настроены весьма оппозиционно. Великие князья начинают искать опору в новой группе класса феодалов — дворянстве.
5. Дворяне формировались, прежде всего, из «слуг под дворским», при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. Кроме того, великие князья, особенно Иван III, давали землю на правах поместья многим свободным людям и даже холопам при условии несения военной службы. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной социальной опорой. За свою службу дворянство надеялось получить от князя новые земли, крестьян. Рост значения дворянства шел одновременно с уменьшением влияния боярства. Последнее со второй половины XV в. сильно пошатнулось в своих экономических позициях, не будучи в состоянии приспособиться к новой социально-экономической обстановке.
6. Крупным феодалом по-прежнему оставалась церковь, экономическая мощь которой растет. В центральных районах страны монастырское землевладение расширяется за счет пожалований местных князей и бояр, особенно по завещаниям. На северо-востоке монастыри захватывают неосвоенные, а часто и черносошные земли. Великие князья, обеспокоенные оскудением боярских родов, принимают даже меры к ограничению перехода их земель монастырям. Делается и попытка отобрать земли у монастырей, чтобы раздать их помещикам, но она терпит крах.
Крестьянство делилось на две категории — чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам, чернотяглые — на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. Эта вторая категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю. Следовательно, чернотяглые крестьяне жили в домениальных владениях великих и удельных князей. XV в. знаменуется прикреплением черно-тяглых (или черносошных) крестьян к земле и усиленным закрепощением владельческих. Прикрепление черносошных крестьян к земле происходило в форме закрепления их за определенным княжеством. Осуществлялось это путем договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей. Закрепощением являлось прикрепление крестьянина к определенной вотчине или поместью, т.е. к земле и ее владельцу, лишение крестьянина возможности выбирать себе господина, переходить от одного хозяина к другому.
Установление феодальной зависимости предполагает первоначально преимущественно экономическое принуждение крестьянина к труду на феодала, захватившего основное средство производства — землю. С развитием же феодализма требуются уже меры политического, правового принуждения. Феодалы все более усиливают эксплуатации крестьян, но последние, имея юридическую возможность переходить от одного владельца к другому, осуществляют это право, стараясь найти место, где жить было бы легче. Обычно такими местами были крупные вотчины. В силу этого от крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы. Они-то и стремились к закрепощению крестьян. Организованное закрепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными владельцами определенные группы крестьян. Одним из первых были прикреплены старожильцы.
Старожильцы — это в основном люди, исстари живущие у того или иного феодала и несшие в его пользу обычные феодальные-повинности, а также тягло государству. Они еще пользовались правом перехода от одного господина к другому, все больше ограничивавшимся в XV в.
Старожильцам противопоставлялись новопорядчики (новоприходцы). Феодалы, заинтересованные в притоке рабочей силы, охотно принимали крестьян в свои вотчины и поместья. Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Новопорядчик освобождался от государственного тягла, а иногда и от феодальных повинностей. Новопорядчики получали иногда от вотчинника или помещика подмогу или ссуду. Они имели право перейти от одного феодала к другому, расплатившись со своим господином. Если новопорядчик много лет проживал на одном месте, он становился старожильцем.
Следующую группу зависимых людей составляли серебренники. Это были люди, взявшие у феодала «серебро», т.е. деньги в долг, и обязанные отрабатывать его. Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Серебренник до уплаты долга не мог уйти от хозяина.
Одной из групп зависимых людей были половники. Они пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая половину урожая хозяину. Это были бедняки, не имевшие земли.
В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей — бобыли. Бобыли получали у феодалов жилище, иногда и землю (нетяглую, т.е. не облагаемую налогами). Бобыли имелись не только у светских феодалов, но и у церкви. Были даже бобыли, живущие на черных землях. В этом случае они зависели не от господина, а от крестьянской общины. Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Он установил, что крестьяне могли уходить от своих господ в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму — пожилое.
Татаро-монгольское иго привело к сокращению численного состава холопов на Руси. Плен как источник холопства потерял значение. Наоборот, татары уводили громадное число русских в рабство.
Холопы подразделялись на несколько групп. Имелись большие полные и докладные холопы. Большие холопы — это верхушка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы получают за свою службу князю землю. Полные и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда. Поэтому количество холопов постепенно сокращается. По Судебнику 1497 г. в отличие от Русской Правды свободный человек, поступивший в ключники в городе, уже не считался холопом. Отменялось и превращение феодально-зависимого крестьянина в холопы за бегство от господина.
Вместе с тем широкое распространение получила самопродажа в холопы. Продавались в холопы обедневшие крестьяне. Цена холопа в XV в. колебалась от 1 до 3 руб. Количество холопов сокращалось также за счет отпуска их на волю. С течением времени это становится обычным явлением. Чаще всего отпускали холопов по завещанию. Так, великий князь Василий Дмитриевич дал свободу почти всем своим холопам, оставив наследницам лишь по пяти холопских семей каждой. Освобождали своих холопов и монастыри. Холоп, бежавший из татарского плена, считался свободным.
В данный период развивается процесс постепенного стирания грани между холопами и крестьянами, начавшийся еще в Киевской Руси. Холопы получают некоторые имущественные и личные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряют. Среди холопов различались страдники, т. е. холопы, посаженные на землю.
Наряду с относительным сокращением числа холопов возникает новый разряд людей, сходных по положению с холопами — кабальные люди. Кабала возникала из долговой зависимости. Человек, взявший в долг (обычно 3—5 руб.), должен был отрабатывать проценты. Чаще всего кабала становилась пожизненной.
Города делились обычно на две части: собственно, город, т.е. огороженное стеной место, крепость, и окружающий городские стены торгово-ремесленный посад. Соответственно этому делилось и население. В крепости — «детинце» — жили в мирное время преимущественно представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. В посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть городского населения была свободна от государственных налогов и повинностей, вторая относилась к тяглому «черному» люду.
Промежуточную категорию составляло население слободок и дворов, принадлежавших отдельным боярам и расположенных в городской черте. Эти люди, экономически связанные с посадом, были, тем не менее, свободны от городского тягла и несли повинность только в пользу своего господина. Хозяйственный подъем в XV в., развитие ремесла и торговли укрепляли экономическое положение городов, а, следовательно, поднимали и значение посадских людей. В городах выделяются наиболее состоятельные круги купечества — гости, ведущие иноземную торговлю. Появилась особая категория, гостей — сурожане, ведущие торг с Крымом (с Сурожем — Судаком). Несколько ниже стояли суконники — торговцы сукном.