Правовое обеспечение управленческих отношений
Одна из важнейших функций государственного управления и основных задач исполнительной власти - функция организации системы и структуры государственного управления, органов исполнительной власти, системы государственной службы, установления форм и методов управления. Следовательно, важнейшим видом общественных отношений, включенных в предмет административного права, являются организационно-управленческие отношения. Эти отношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе обеспечения потребностей всего общества и интересов государства (публичных или общественно значимых интересов). Нормы административного права обеспечивают формирование исполнительной власти, способной гарантировать государственное управление в соответствующих областях государственной жизни, целенаправленно и эффективно регулировать деятельность многочисленных государственных органов по реализации как внутренних, так и внешних функций государства.
Организационные управленческие отношения регламентируются нормами той части административного права, которая называется организационно-управленческим правом. В систему административно-правового регулирования организационных управленческих отношений входит также управленческий процесс, т. е. порядок совершения управленческих действий, установления управленческих процедур, принятия и исполнения правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), административный договор.
В общем массиве административно-правовых отношений доминируют отношения, связанные с организацией и функционированием государственного и муниципального управления, публичной службы (государственной и муниципальной), т. е. с той сферой, в которой активно используются предписания, указания, контроль, надзор, управление, властное волеизъявление, подчиненность, верность долгу службы, односторонность волеизъявления, применение методов принуждения, административно-правовое принуждение и др. Все эти отношения имеют управленческий характер и охватываются административно-правовым регулированием.
В систему организационных управленческих отношений, устанавливаемых административным правом, входят государственно-управленческие отношения по регулированию хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства в стране. Иначе это называется административно-правовым регулированием в области экономики, в социально-культурной области, в области обеспечения охраны и зашиты безопасности личности, государства и общества. Субъекты административного права, регулируя управленческие процессы, могут применять специфические для органов исполнительной власти методы, приемы и правовые средства.
В зависимости от конкретных целей управленческие отношения можно подразделить на внутренние(внутриорганизационные, внутрисистемные), связанные с формированием и функционированием самих управленческих структур, их подразделений и аппарата, и внешние, связанные с воздействием на объекты, непосредственно не входящие в механизм исполнительной власти.
Для регулирования организационных управленческих отношений формируется система нормативных правовых актов, составляющих административное законодательство. Среди таких правовых актов можно выделить, например, федеральные законы о правовом положении Правительства РФ, государственной службе и ее видах; порядке подготовки и принятия нормативных правовых актов органами федеральной исполнительной власти; распределении должностных обязанностей; административных регламентах, регламентах осуществления государственных функций, должностных регламентах.
Развитие правовых форм и методов управленческой деятельности в условиях административной реформы
Административные преобразования в период с 1991 года по настоящее время можно условно разбить на три периода:
· административные преобразования 1991–1999 годы, политическим мотивом которых выступала необходимость радикальной перестройки советской системы государственного управления экономикой и формирование новой структуры и системы органов государственной власти Российской Федерации;
· первый этап административной реформы, проведенный в 2003–2005 годы, преследующий политическую цель укрепления государственной власти в стране и определяемый соответствующим замыслом, выработанным в период 2000–2002 годов;
· второй этап административной реформы, начавшийся в 2006 году, политически ориентированный на построение эффективного и компактного государства на основе специально разработанной Концепции административной реформы.
Первый этап (2003–2005)
23 июля 2003 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о проведении административной реформы[1], о необходимости которой он говорил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию.
Первый этап, разработанный группой Дмитрия Козака заключался в разграничении полномочий между различными узлами бюрократической сети.
Второй этап (2006-2010)
25 октября 2005 г. правительство Российской Федерации одобрило концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах [2]