Итоговый тест для самоконтроля

1. Персонал организации – это:

а) управленческие работники, выполняющие общие функции управления.

б) сотрудники организации, работающие по найму и обладающие определенными качественными характеристиками.

в) трудовые ресурсы.

г) рабочие, осуществляющие трудовую деятельность с преобладающей долей физического труда.

2. Под производственным персоналом организации понимают:

а) весь персонал промышленного предприятия.

б) основных рабочих.

в) всех рабочих с разделением на группы основных и вспомогательных.

г) вспомогательных рабочих.

3. Для какой концепции управления персоналом характерно признание работников ключевым ресурсом организации, обосновывается экономическая целесообразность повышения затрат на персонал:

а) концепция «научного управления».

б) концепция «человеческих ресурсов».

в) концепция «человеческих отношений».

г) концепция «управления персоналом».

4. Первые наиболее значимые результаты при разработке теории управления персоналом были получены:

а) Анри Файолем.

б) Элтоном Мэйо.

в) Фредериком Герцбергом.

г) Фредериком Тейлором.

5. Для какого подхода к управлению персоналом характерны следующие черты: высокие гарантии занятости работника, принятие решений в большинстве случаев осуществляется снизу вверх, оплата труда зависит от стажа работы, ориентация на качество образования работников:

а) американский подход.

б) германский подход.

в) японский подход.

г) российский подход.

6. К какой категории персонала относятся работники, труд которых отличается профессиональной содержательностью, сложностью. На основе имеющихся специальных знаний они обеспечивают разработку вариантов решения отдельных функциональных вопросов производственного или управленческого характера:

а) руководители.

б) специалисты.

в) служащие.

г) основные рабочие.

7. Для данной группы методов управления персоналом характерно соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а так же актам и распоряжениям вышестоящих органов управления:

а) административные.

б) экономические.

в) социальные.

г) психологические.

8. Определите административные методы управления персоналом в организации:

а) участие работников в управлении.

б) мотивация трудовой деятельности.

в) установление социальных норм поведения.

г) инструктирование.

9. Укажите экономические методы управления персоналом в организации:

а) издание приказов, указаний и распоряжений.

б) установление материальных санкций и поощрений.

в) социальное и моральное стимулирование.

г) установление моральных санкций и поощрений.

10. К какой категории персонала относятся секретарь и делопроизводитель:

а) руководители.

б) специалисты.

в) служащие.

г) вспомогательные рабочие.

11. Какая из структур персонала характеризует коллектив организации как совокупность групп по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению:

а) социальная структура.

б) штатная структура.

в) ролевая структура.

г) функциональная структура.

12. Основными функциями современной кадровой службы среднего и крупного предприятия являются:

а) оформления приема, переводов, увольнений, отпусков, составление отчетов, выдача справок.

б) ведение личных дел сотрудников, подготовка приказов о поощрении и наказании, организация обучения, подготовки и повышения квалификации служащих.

в) планирование персонала, набор и отбор кадров, оформление трудовых правоотношений, оценка трудовой деятельности работников, организация обучения кадров, управление дисциплиной.

г) подготовка приказов руководителя по личному составу, участие в работе аттестационной комиссии, консультирование сотрудников, переписка со сторонами организациями, биржей труда, редакциями газет.

13. Первый отдел кадров был образован в:

а) 1900 году.

б) 1910 году.

в) 1920 году.

г) 1930 году.

14. Основной целью системы управления персоналом организации с позиции администрации является:

а) обеспечение организации кадрами.

б) профессиональное развитие персонала.

в) подбор и расстановка кадров, целенаправленное перемещение персонала.

г) обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие.

15. Цель системы управления персоналом организации с позиции работника заключается в:

а) удовлетворении социальных потребностей работников в условиях производства.

б) создании нормальных условий труда.

в) оплате труда адекватной трудовым затратам.

г) поддержке стремления сделать карьеру.

16. Подсистема развития персонала системы управления персоналом выполняет такие функции, как:

а) организация кадрового планирования, кадровый контроллинг.

б) управление социальными конфликтами и стрессами, организация социального страхования.

в) анализ сложившейся оргструктуры управления, проектирование новой оргструктуры.

г) аттестация персонала, реализация деловой карьеры.

17. Подсистема планирования и маркетинга персонала системы управления персоналом выполняет такие функции, как:

а) профессиональная ориентация персонала, организация найма персонала.

б) анализ кадрового потенциала, разработка стратегии управления персоналом.

в) введение в должность и адаптация новых работников, организация работы с кадровым резервом.

г) разработка штатного расписания, проектирование новой оргструктуры управления.

18. Подсистема условий труда системы управления персоналом осуществляет функции:

а) анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, обеспечение дисциплины труда.

б) организация труда и рабочего места, охрана труда и техника безопасности.

в) обеспечение здравоохранения и отдыха, организация общественного питания.

г) управление мотивацией и стимулированием трудового поведения, разработка систем оплаты труда.

19. Основной целью отдела обучения персонала является:

а) изучение и обобщение опыта работы лучших сотрудников.

б) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов, рабочих.

в) организация подготовки преподавателей из числа руководителей и специалистов предприятия.

г) проведение обучения и аттестации руководителей, специалистов, рабочих по правилам техники безопасности и охраны труда.

20. Под кадровым обеспечением системы управления персоналом понимается:

а) необходимый количественный состав работников кадровой службы организации.

б) число линейных руководителей и специалистов отдела кадров, выполняющих функции по управлению персоналом.

в) необходимый количественный и качественный состав работников кадровой службы организации.

г) образовательный уровень работников кадровой службы.

21. К какой группе кадровых документов относятся Положение о кадровой службе, Должностные инструкции работников кадровой службы:

а) организационные документы.

б) распорядительные документы.

в) учетные документы.

г) информационно-справочные документы.

22. Совокупность документов, содержащих полные сведения о работнике и его трудовой деятельности:

а) автобиография, копии документов об образовании.

б) личное дело.

в) рекомендательные письма.

г) Личный листок по учету кадров, характеристики.

23. К какой группе кадровых документов относятся приказы (распоряжения) руководителя организации по личному составу, издаваемые в случаях приема на работу, перевода на другую работу, увольнения с работы:

а) организационные документы.

б) распорядительные документы.

в) учетные документы.

г) информационно-справочные документы.

24. В основе стратегии управления персоналом находится:

а) стратегия развития организации.

б) кадровый потенциал организации.

в) политика управления персоналом.

г) миссия организации.

25. Что из перечисленного не относится к этапам разработки стратегии управления персоналом:

а) определение целей для управления персоналом.

б) выбор стратегии управления персоналом.

в) контроль и оценка действий по внедрению стратегии.

г) разработка Философии организации.

26. Кадровая политика - это:

а) генеральное направление и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу.

б) система правил и норм, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала.

в) набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях людей в организации, используется при решении кадровых вопросов.

г) часть общей политики организации, которая основывается на стратегии управления персоналом и используется при решении кадровых вопросов.

27. Кадровая политика организации находит отражение в следующих концептуальных документах:

а) правила внутреннего трудового распорядка, Штатное расписание.

б) коллективный договор, Положение об оплате труда, Положение о кадровой службе.

в) правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор, Философия организации.

г) философия организации, Трудовой договор.

28. Порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания отражены в:

а) уставе организации.

б) правилах внутреннего трудового распорядка организации.

в) коллективном договоре.

г) должностных инструкциях работников.

29. Кадровое планирование осуществ­ляется:

а) в интересах организации.

б) в интересах работников.

в) в интересах государства.

г) как в интересах организации, так и в интересах ее работников.

30. Основной целью - кадрового планирования является:

а) определение численности работников на перспективу. •

б) сокращение излишнего персонала без нанесения социального ущерба.

в) обеспечение организации необходимым персоналом и определение неизбежных при этом издержек.

г) развитие кадров для выполнения новых работ.

31. Численность персонала в организации определяется:

а) характером и масштабами деятельности организации.

б) сложностью и трудоемкостью процессов.

в) степенью автоматизации.

г) все перечисленное.

32. Что относится к факторам внутренней среды организации в области маркетинга персонала:

а) ситуация на рынке труда;

б) кадровый потенциал организации;

в) развитие законодательства;

г) особенности социальных потребностей.

33. Что относится к факторам внешней среды организации в области маркетинга персонала:

а) кадровый потенциал организации.

б) цели организации.

в) кадровая политика конкурентов.

г) цели организации.

34. Процесс приема персонала на работу состоит из следующих этапов:

а) набор и отбор кандидатов.

б) определение требований к кандидату, отбор кандидатов, наем на работу.

в) набор и наем на работу.

г) определение требований к кандидату, набор, отбор, наем на работу.

35. Какие существуют источники набора персонала:

а) открытые и закрытые.

б) внутренние и внешние.

в) централизованные и нецентрализованные.

г) комплексные и локальные.

36. Какие источники набора персонала целесообразно использовать организации:

а) внутренние.

б) внешние.

в) в большинстве случаев внутренние.

г) решение о привлечении из того или иного источника зависит от эффективности работника.

37. Укажите основное достоинство привлечения персонала из внешнего источника набора:

а) возникновение новых импульсов для развития организации.

б) прием на работу покрывает количественную потребность в персонале.

в) принятому работнику легче добиться признания.

г) широкие возможности выбора персонала.

38. Резюме - это:

а) форма анкеты для нанимающегося на работу.

б) самохарактеристика кандидата на вакантную должность.

в) письменная характеристика, подготовленная людьми знающими кандидата на вакантную должность.

г) информация о себе, представляемая работополучателем работодателю.

39. Данный метод отбора персонала позволяет оценить квалификационные знания и навыки, уровень развития интеллекта, наличие и степень проявления определенных личностных качеств:

а) тестирование.

б) собеседование.

в) анализ анкетных данных.

г) испытание.

40. Наибольшие сложности представляет собой отбор при найме:

а) руководителей организации.

б) квалифицированных рабочих.

в) специалистов подразделений.

г) вспомогательных рабочих

41. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за:

а) одну неделю.

б) две недели.

в) один месяц.

г) три месяца.

42. Нормальная продолжительность рабочего времени персонала не может превышать:

а) 40 часов в неделю.

б) 41 час в неделю.

в) 42 часа в неделю.

г) 44 часа в неделю.

43. Профессиональная ориентация - это:

а) комплекс мероприятий, направленных на выявление способностей, интересов, пригодности к тому или иному роду деятельности.

б) совокупность экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на смену рода деятельности, профессии.

в) система мер, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям.

г) ознакомление нового работника с организацией, условиями труда.

44. Трудовая адаптация персонала - это:

а) знакомство с организацией, правилами и нормами, закрепленными в организационной культуре, условиями труда.

б) взаимное приспособление работника организации, основывающееся на постепенном включении работника в трудовой процесс в новых для него условиях труда и отдыха.

в) процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации.

г) включение нового работника в систему формальных и неформальных связей.

45. К числу факторов, влияющих на процесс социально-психологической адаптации нового работника следует отнести:

а) систему организации труда.

б) профессиональную структуру коллектива.

в) размеры заработной платы.

г) нормы взаимоотношений в коллективе.

46. Привыкание к содержанию и характеру труда, постепенная доработка трудовых способностей и профессиональных навыков есть проявления:

а) присихофизиологической адаптации.

б) социально-психологической адаптации.

в) профессиональной адаптации.

г) организационной адаптации.

47. Аттестационная комиссия может дать аттестуемому одну из трех оценок. Исключите лишнее:

а) соответствует занимаемой должности.

б) перевести на другую работу.

в) не соответствует занимаемой должности.

г) соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы, выполнения рекомендаций аттестационной комиссии и повторной аттестации через год.

48. Вид обучения персонала, осуществляемый с целью расширения знаний, умений и навыков для приведения их в соответствие с современными требованиями производства, стимулирования профессионального роста:

а) профессиональная подготовка.

б) повышение квалификации.

в) профессиональное совершенствование.

г) профессиональная переподготовка.

49. Вид обучения персонала, осуществляемый в целях получения профессии или специальности и имеющий разные уровни обучения:

а) профессиональная подготовка.

б) повышение квалификации.

в) профессиональное совершенствование.

г) профессиональная переподготовка.

50. Метод обучения персонала, при котором получение знаний и приобретение опыта происходит в результате систематической смены рабочего места или должности:

а) делегирование.

б) метод усложняющихся заданий.

в) ротация.

г) наставничество.

51. Под перемещением на другую работу понимается:

а) перевод на вышестоящую должность.

б) несущественное изменение трудовой функции работника в пределах специальности или должности.

в) перевод на нижестоящую должность.

г) перевод на постоянную работу в другую организацию.

52. Обязательно требуется согласие работника при:

а) переводе на другую постоянную работу по инициативе работодателя.

б) перемещении на другое рабочее место в той же организации.

в) перемещении в другое структурное подразделение организации.

г) переводе на другую работу и перемещении.

53. Традиционно различают три вида увольнений персонала. Исключите лишний:

а) увольнение по инициативе работодателя.

б) увольнение в связи с сокращением численности или штата работников.

в) увольнение по инициативе сотрудника.

г) выход на пенсию.

Наши рекомендации