Итоговый тест для самоконтроля
1. Персонал организации – это:
а) управленческие работники, выполняющие общие функции управления.
б) сотрудники организации, работающие по найму и обладающие определенными качественными характеристиками.
в) трудовые ресурсы.
г) рабочие, осуществляющие трудовую деятельность с преобладающей долей физического труда.
2. Под производственным персоналом организации понимают:
а) весь персонал промышленного предприятия.
б) основных рабочих.
в) всех рабочих с разделением на группы основных и вспомогательных.
г) вспомогательных рабочих.
3. Для какой концепции управления персоналом характерно признание работников ключевым ресурсом организации, обосновывается экономическая целесообразность повышения затрат на персонал:
а) концепция «научного управления».
б) концепция «человеческих ресурсов».
в) концепция «человеческих отношений».
г) концепция «управления персоналом».
4. Первые наиболее значимые результаты при разработке теории управления персоналом были получены:
а) Анри Файолем.
б) Элтоном Мэйо.
в) Фредериком Герцбергом.
г) Фредериком Тейлором.
5. Для какого подхода к управлению персоналом характерны следующие черты: высокие гарантии занятости работника, принятие решений в большинстве случаев осуществляется снизу вверх, оплата труда зависит от стажа работы, ориентация на качество образования работников:
а) американский подход.
б) германский подход.
в) японский подход.
г) российский подход.
6. К какой категории персонала относятся работники, труд которых отличается профессиональной содержательностью, сложностью. На основе имеющихся специальных знаний они обеспечивают разработку вариантов решения отдельных функциональных вопросов производственного или управленческого характера:
а) руководители.
б) специалисты.
в) служащие.
г) основные рабочие.
7. Для данной группы методов управления персоналом характерно соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а так же актам и распоряжениям вышестоящих органов управления:
а) административные.
б) экономические.
в) социальные.
г) психологические.
8. Определите административные методы управления персоналом в организации:
а) участие работников в управлении.
б) мотивация трудовой деятельности.
в) установление социальных норм поведения.
г) инструктирование.
9. Укажите экономические методы управления персоналом в организации:
а) издание приказов, указаний и распоряжений.
б) установление материальных санкций и поощрений.
в) социальное и моральное стимулирование.
г) установление моральных санкций и поощрений.
10. К какой категории персонала относятся секретарь и делопроизводитель:
а) руководители.
б) специалисты.
в) служащие.
г) вспомогательные рабочие.
11. Какая из структур персонала характеризует коллектив организации как совокупность групп по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению:
а) социальная структура.
б) штатная структура.
в) ролевая структура.
г) функциональная структура.
12. Основными функциями современной кадровой службы среднего и крупного предприятия являются:
а) оформления приема, переводов, увольнений, отпусков, составление отчетов, выдача справок.
б) ведение личных дел сотрудников, подготовка приказов о поощрении и наказании, организация обучения, подготовки и повышения квалификации служащих.
в) планирование персонала, набор и отбор кадров, оформление трудовых правоотношений, оценка трудовой деятельности работников, организация обучения кадров, управление дисциплиной.
г) подготовка приказов руководителя по личному составу, участие в работе аттестационной комиссии, консультирование сотрудников, переписка со сторонами организациями, биржей труда, редакциями газет.
13. Первый отдел кадров был образован в:
а) 1900 году.
б) 1910 году.
в) 1920 году.
г) 1930 году.
14. Основной целью системы управления персоналом организации с позиции администрации является:
а) обеспечение организации кадрами.
б) профессиональное развитие персонала.
в) подбор и расстановка кадров, целенаправленное перемещение персонала.
г) обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие.
15. Цель системы управления персоналом организации с позиции работника заключается в:
а) удовлетворении социальных потребностей работников в условиях производства.
б) создании нормальных условий труда.
в) оплате труда адекватной трудовым затратам.
г) поддержке стремления сделать карьеру.
16. Подсистема развития персонала системы управления персоналом выполняет такие функции, как:
а) организация кадрового планирования, кадровый контроллинг.
б) управление социальными конфликтами и стрессами, организация социального страхования.
в) анализ сложившейся оргструктуры управления, проектирование новой оргструктуры.
г) аттестация персонала, реализация деловой карьеры.
17. Подсистема планирования и маркетинга персонала системы управления персоналом выполняет такие функции, как:
а) профессиональная ориентация персонала, организация найма персонала.
б) анализ кадрового потенциала, разработка стратегии управления персоналом.
в) введение в должность и адаптация новых работников, организация работы с кадровым резервом.
г) разработка штатного расписания, проектирование новой оргструктуры управления.
18. Подсистема условий труда системы управления персоналом осуществляет функции:
а) анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, обеспечение дисциплины труда.
б) организация труда и рабочего места, охрана труда и техника безопасности.
в) обеспечение здравоохранения и отдыха, организация общественного питания.
г) управление мотивацией и стимулированием трудового поведения, разработка систем оплаты труда.
19. Основной целью отдела обучения персонала является:
а) изучение и обобщение опыта работы лучших сотрудников.
б) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов, рабочих.
в) организация подготовки преподавателей из числа руководителей и специалистов предприятия.
г) проведение обучения и аттестации руководителей, специалистов, рабочих по правилам техники безопасности и охраны труда.
20. Под кадровым обеспечением системы управления персоналом понимается:
а) необходимый количественный состав работников кадровой службы организации.
б) число линейных руководителей и специалистов отдела кадров, выполняющих функции по управлению персоналом.
в) необходимый количественный и качественный состав работников кадровой службы организации.
г) образовательный уровень работников кадровой службы.
21. К какой группе кадровых документов относятся Положение о кадровой службе, Должностные инструкции работников кадровой службы:
а) организационные документы.
б) распорядительные документы.
в) учетные документы.
г) информационно-справочные документы.
22. Совокупность документов, содержащих полные сведения о работнике и его трудовой деятельности:
а) автобиография, копии документов об образовании.
б) личное дело.
в) рекомендательные письма.
г) Личный листок по учету кадров, характеристики.
23. К какой группе кадровых документов относятся приказы (распоряжения) руководителя организации по личному составу, издаваемые в случаях приема на работу, перевода на другую работу, увольнения с работы:
а) организационные документы.
б) распорядительные документы.
в) учетные документы.
г) информационно-справочные документы.
24. В основе стратегии управления персоналом находится:
а) стратегия развития организации.
б) кадровый потенциал организации.
в) политика управления персоналом.
г) миссия организации.
25. Что из перечисленного не относится к этапам разработки стратегии управления персоналом:
а) определение целей для управления персоналом.
б) выбор стратегии управления персоналом.
в) контроль и оценка действий по внедрению стратегии.
г) разработка Философии организации.
26. Кадровая политика - это:
а) генеральное направление и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу.
б) система правил и норм, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала.
в) набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях людей в организации, используется при решении кадровых вопросов.
г) часть общей политики организации, которая основывается на стратегии управления персоналом и используется при решении кадровых вопросов.
27. Кадровая политика организации находит отражение в следующих концептуальных документах:
а) правила внутреннего трудового распорядка, Штатное расписание.
б) коллективный договор, Положение об оплате труда, Положение о кадровой службе.
в) правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор, Философия организации.
г) философия организации, Трудовой договор.
28. Порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания отражены в:
а) уставе организации.
б) правилах внутреннего трудового распорядка организации.
в) коллективном договоре.
г) должностных инструкциях работников.
29. Кадровое планирование осуществляется:
а) в интересах организации.
б) в интересах работников.
в) в интересах государства.
г) как в интересах организации, так и в интересах ее работников.
30. Основной целью - кадрового планирования является:
а) определение численности работников на перспективу. •
б) сокращение излишнего персонала без нанесения социального ущерба.
в) обеспечение организации необходимым персоналом и определение неизбежных при этом издержек.
г) развитие кадров для выполнения новых работ.
31. Численность персонала в организации определяется:
а) характером и масштабами деятельности организации.
б) сложностью и трудоемкостью процессов.
в) степенью автоматизации.
г) все перечисленное.
32. Что относится к факторам внутренней среды организации в области маркетинга персонала:
а) ситуация на рынке труда;
б) кадровый потенциал организации;
в) развитие законодательства;
г) особенности социальных потребностей.
33. Что относится к факторам внешней среды организации в области маркетинга персонала:
а) кадровый потенциал организации.
б) цели организации.
в) кадровая политика конкурентов.
г) цели организации.
34. Процесс приема персонала на работу состоит из следующих этапов:
а) набор и отбор кандидатов.
б) определение требований к кандидату, отбор кандидатов, наем на работу.
в) набор и наем на работу.
г) определение требований к кандидату, набор, отбор, наем на работу.
35. Какие существуют источники набора персонала:
а) открытые и закрытые.
б) внутренние и внешние.
в) централизованные и нецентрализованные.
г) комплексные и локальные.
36. Какие источники набора персонала целесообразно использовать организации:
а) внутренние.
б) внешние.
в) в большинстве случаев внутренние.
г) решение о привлечении из того или иного источника зависит от эффективности работника.
37. Укажите основное достоинство привлечения персонала из внешнего источника набора:
а) возникновение новых импульсов для развития организации.
б) прием на работу покрывает количественную потребность в персонале.
в) принятому работнику легче добиться признания.
г) широкие возможности выбора персонала.
38. Резюме - это:
а) форма анкеты для нанимающегося на работу.
б) самохарактеристика кандидата на вакантную должность.
в) письменная характеристика, подготовленная людьми знающими кандидата на вакантную должность.
г) информация о себе, представляемая работополучателем работодателю.
39. Данный метод отбора персонала позволяет оценить квалификационные знания и навыки, уровень развития интеллекта, наличие и степень проявления определенных личностных качеств:
а) тестирование.
б) собеседование.
в) анализ анкетных данных.
г) испытание.
40. Наибольшие сложности представляет собой отбор при найме:
а) руководителей организации.
б) квалифицированных рабочих.
в) специалистов подразделений.
г) вспомогательных рабочих
41. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за:
а) одну неделю.
б) две недели.
в) один месяц.
г) три месяца.
42. Нормальная продолжительность рабочего времени персонала не может превышать:
а) 40 часов в неделю.
б) 41 час в неделю.
в) 42 часа в неделю.
г) 44 часа в неделю.
43. Профессиональная ориентация - это:
а) комплекс мероприятий, направленных на выявление способностей, интересов, пригодности к тому или иному роду деятельности.
б) совокупность экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на смену рода деятельности, профессии.
в) система мер, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям.
г) ознакомление нового работника с организацией, условиями труда.
44. Трудовая адаптация персонала - это:
а) знакомство с организацией, правилами и нормами, закрепленными в организационной культуре, условиями труда.
б) взаимное приспособление работника организации, основывающееся на постепенном включении работника в трудовой процесс в новых для него условиях труда и отдыха.
в) процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации.
г) включение нового работника в систему формальных и неформальных связей.
45. К числу факторов, влияющих на процесс социально-психологической адаптации нового работника следует отнести:
а) систему организации труда.
б) профессиональную структуру коллектива.
в) размеры заработной платы.
г) нормы взаимоотношений в коллективе.
46. Привыкание к содержанию и характеру труда, постепенная доработка трудовых способностей и профессиональных навыков есть проявления:
а) присихофизиологической адаптации.
б) социально-психологической адаптации.
в) профессиональной адаптации.
г) организационной адаптации.
47. Аттестационная комиссия может дать аттестуемому одну из трех оценок. Исключите лишнее:
а) соответствует занимаемой должности.
б) перевести на другую работу.
в) не соответствует занимаемой должности.
г) соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы, выполнения рекомендаций аттестационной комиссии и повторной аттестации через год.
48. Вид обучения персонала, осуществляемый с целью расширения знаний, умений и навыков для приведения их в соответствие с современными требованиями производства, стимулирования профессионального роста:
а) профессиональная подготовка.
б) повышение квалификации.
в) профессиональное совершенствование.
г) профессиональная переподготовка.
49. Вид обучения персонала, осуществляемый в целях получения профессии или специальности и имеющий разные уровни обучения:
а) профессиональная подготовка.
б) повышение квалификации.
в) профессиональное совершенствование.
г) профессиональная переподготовка.
50. Метод обучения персонала, при котором получение знаний и приобретение опыта происходит в результате систематической смены рабочего места или должности:
а) делегирование.
б) метод усложняющихся заданий.
в) ротация.
г) наставничество.
51. Под перемещением на другую работу понимается:
а) перевод на вышестоящую должность.
б) несущественное изменение трудовой функции работника в пределах специальности или должности.
в) перевод на нижестоящую должность.
г) перевод на постоянную работу в другую организацию.
52. Обязательно требуется согласие работника при:
а) переводе на другую постоянную работу по инициативе работодателя.
б) перемещении на другое рабочее место в той же организации.
в) перемещении в другое структурное подразделение организации.
г) переводе на другую работу и перемещении.
53. Традиционно различают три вида увольнений персонала. Исключите лишний:
а) увольнение по инициативе работодателя.
б) увольнение в связи с сокращением численности или штата работников.
в) увольнение по инициативе сотрудника.
г) выход на пенсию.