Современные символические, эмблематические, геральдические понятия и термины, употребляемые в советской и международной практике 7 страница
Такие девизы бывают связаны с самыми разнообразными по водами: в честь зодчего, в честь исторического события, в ознаменование юбилейной даты, в память о делах умерших, в
связи с каким-либо памятным или курьезным случаем, эпизодом и, наконец, как намек на смысл деятельности того, кто работает в данном здании (например, парламента, университета, редакции газеты).
Девизы, особенно относящиеся к 12 перечисленным группам, имеют большое значение как исторический источник для изучения деятельности как отдельных лиц, так и целых организаций или государств.
Фигурные же девизы (бэджи, импресы) имеют большое эмблематическое значение, поскольку служат фактически эмблемами, причем в ряде случаев — эмблемами национального и национально-областного или династического характера (например, в Англии, Италии, Испании). Так, фигурный девиз Шотландии — репейник, Уэльса — лук-порей, Англии — роза.
Остается еще упомянуть о редкой ныне форме — буквенных девизах (см. Буквенные изображения) и абсолютно редчайшей — загадочных или энигматических девизах (см. Энигматические изображения), встречавшихся в прошлом (до 1815 г.).
Что же касается цвета шрифта девизов, то он должен быть всегда простым и максимально четким, то есть черным. Лишь в случаях, когда цвет девизной ленты темный, шрифт девиза может быть белым. Но никогда девиз не пишут металлами — золотым или серебряным цветом, это привилегия лишь буквенных изображений.
Ниже приводятся государственные девизы некоторых современных государств:
1) Европа
Андорра: «Мужество — единственная удача».
Бельгии: «Союз дает силу».
Великобритания: «Боги мое право!» (бывший боевой клич английских королей).
Испания: «Великая свобода без предела».
Мальта: «За храбрость!»
Монако: «Бог поможет!»
Нидерланды: «Я сдерживаю!» (боевой клич принца Вильгельма Оранского).
Польша: официального девиза нет, но часто неофициально употребляется устно старый девиз: «Еще Польша не погибла!»
Сан-Марино: «Свобода!»
Франция: «Свобода, Равенство и Братство».
Чехословакия: государственного девиза нет, но есть девиз главы государства — президентский девиз: «Истина побеждает!»
2) Америка
США: «При разнообразии — едины».
Канада: «От моря и до моря!»
Бразилия: «Порядок и прогресс».
Гайана: «Один народ, одна нация, одна судьба».
Гондурас: «Свобода, Суверенитет и Независимость».
Доминиканская Республика: «Бог, Родина, Свобода».
Колумбия: «Свобода и Порядок».
Куба: гербового девиза нет, но партийный и военный девиз периода революции — «Родина или смерть!»
Никарагуа: гербового девиза нет, но девиз сандинистов: «Свобода или смерть!»
Панама: «По милости всего света» (намек на международный консорциум по прорытию Панамского канала, в результате чего образовалась Панама как область, отделившаяся от Колумбии в самостоятельное государство).
Парагвай: «Мир и Законность».
Сальвадор: «Бог, Союз, Свобода».
Сент-Люсия: «Страна, Народ, Свет».
Суринам: «Справедливость, Благочестие, Доверие».
Тринидад и Тобаго: «Вместе мы стремились, вместе достиг ли цели».
Чили: «За разум и силу!»
Ямайка: «Из многих отдельных людей — один народ».
3) Азия
Индонезия: «Единство в многообразии».
Непал: «Знание — сила, труд — необходимость».
Саудовская Аравия: «Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет — пророк его».
32. ДЕВИЗНАЯ ЛЕНТА (нем. Zettel — полоска, ярлык) — узкая лента или полоса, на которой начертан гербовый девиз. Девизная лента располагается вне герба — чаще всего внизу, под ним, реже — над гербом, иногда в виде полувенка вокруг герба, и очень редко — в виде каймы вокруг щита герба. Совершенным исключением является расположение девизной ленты в самом щите герба. Единственный такой случай за всю историю девизов встречается лишь в гербе Франции, что предпринято с целью особо подчеркнуть, что девиз «Свобода, Равенство и Братство» был впервые в мире выдвинут именно в этой стране.
Девизная лента в Государственном гербе СССР и в гербах союзных республик имеет особое расположение: она, как правило, обвивает гербовый венок и бывает довольно длинной. Однако ее концы никогда не могут быть распущены, они либо подвернуты, загнуты под венок, образуя рельефные изгибы, либо крайне четко очерчены угловым вырезом или срезом. Если девизная лен та обвивает венок, то каждый ее обхват носит название перехвата (этот перехват нельзя называть перевязью, ибо перевязь — тер мин другой гербовой фигуры). На гербе СССР таких перехватов девизной ленты 14 — по числу союзных республик, и они симметрично располагаются поровну на правой и левой сторонах венка. При нечетном числе перехватов большая часть их (четная) располагается справа, а меньшая (нечетная) — слева. Та кой вид герб СССР имел в 1940—1956 годах, когда существовала Карело-Финская Республика (справа было 8, а слева — 7 перехватов).
Цвет девизной ленты всегда строго определен: в родовых, личных гербах, в государственных гербах — это белый (или серебряный)
или цвет гербового щита, па котором четко виден черный шрифт девиза. В государственных гербах республиканских государств девизная лента чаще всего имеет национальные цвета (или один цвет) государственного флага либо может оставаться белой.
Девизные ленты могут быть и многоцветные (например, так называемая георгиевская, или гвардейская, лента — черно-оранжево-черная), могут повторять все цвета национального флага или включать в себя элементы национального орнамента. Но практически это неудобно, ибо тогда плохо различим шрифт самого девиза, и поэтому к такому приему прибегают крайне редко. Советские девизные ленты, как правило, красные (лишь в гербе Грузии белая — в уважение к древности грузинской государственности и ее гербовым традициям). На некоторых военных орденах и медалях используется в качестве девизной лен ты георгиевская (гвардейская).
33. ДРАКОН — фантастическое животное, известное с древнейших времен в эмблематике и геральдике европейских народов. В западноевропейской классической геральдике — эмблема злого чудовища, сил зла, ужаса; в русской эмблематике, особенно религиозной, дракон полностью отожествлялся со змеем как эмблемой дьявола, сатаны, злыми силами ада и, в частности, считался эмблемой сил, противостоящих Руси (ср. Георгий Победоносец— покровитель России, поражающий дракона). Такая теологическая трактовка оказала глубокое влияние на применение эмблемы дракона как в средневековом, так и в современном европейском искусстве, в фольклоре и даже в современных представлениях людей.
Между тем дракон как фантастическая фигура, созданная и наиболее употребительная в странах Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, и прежде всего как образ китайской, корейской и японской мифологии, трактуется в этих странах совершенно по-иному, символизирует не отрицательные, а положительные качества и черты.
Дракон в народных китайских представлениях — это символ силы, величия. Дракон — национальная китайская эмблема, как бы охраняющая каждый дом, великий друг китайского народа. До сих пор не только изображения дракона сопутствуют китайскому очагу, но и иероглиф дракона по-прежнему означает ум, силу, энергию, способности, цельную натуру и в этом качестве применяется как эмблема всех указанных понятий.
Отсюда ясно, почему изображения дракона употреблялись как главная государственная эмблема императорского Китая и эти же изображения были главным атрибутом одежды монарха. В этом же смысле и до наших дней дракон употребляется в Бутане — небольшом княжестве, находившемся в течение многих веков под влиянием китайской культуры. Два зеленых дракона составляют государственный герб Бутана, а серебряный дракон
изображен как главная эмблема национального (желто-красного) флага Бутана. Хотя в других странах Дальнего Востока в связи с общественными преобразованиями за последние пол столетия дракон перестал быть государственной эмблемой (кроме таких стран, как Бутан и Сикким, а также частично и Тибет), но он тем не менее остался до наших дней общепризнанной народной эмблемой на Дальнем Востоке, к которой иностранцы должны относиться с пониманием и уважением и, уж во всяком случае, знать ее значение. В китайской мифологии дракон обозначается иероглифом Рю, который служит, с одной стороны, символическим знаком мощи, великой силы и величия, а с другой — собственным именем дракона.
34. ДУБ. Ствол, ветви, листья, желуди ~ все части этого растения употребляются в геральдике и эмблематике всех пародов Европы и Америки.
Дуб — «король лесов» с древнейших времен в мифологии многих народов. У древних греков дуб был посвящен Зевсу Громовержцу, ветвями дуба украшались его храмы, поэтому дуб считался эмблемой силы, мощи, мужества и доблести.
У кельтов дуб был священным деревом, под которым приносились человеческие жертвы. Литовцы и славяне посвящали дуб богу грома и молний Перкунасу, Перуну (Громовнику). Само название «дуб» в славянских языках означает дуплистое дерево, и в глубочайшей древности понятия «дерево» и «дуб» долгое время были синонимами — дуб признавался за главное дерево, настоящее дерево.
Такие представления тесно связаны с характерными особенностями дуба как растения: его могучими размерами (высота до 30 м, в окружности — 10—15 и даже до 25 м), его удивительной продолжительностью жизни — до 2,5 тысячи лет (зрелость дуба наступает только в 150 лет), возраст дубов в 4—5 сотен лет до XVIII века был достаточно обычен в Северной и Восточной Европе. Дубы известны с древнейших геологических эпох, они — современники мамонтов и других вымерших ныне животных, в меловой период они заходили в Гренландию и на Шпицберген, в эпоху палеолита точно закрепились до 60° с. ш. — далее на се вер они не заходят, по ним можно точно проверять широту местности. Все это вместе взятое породило мифические представления о дубе у всех европейских народов, начиная от этрусков и кончая скандинавами и славянами. Многие поколения столетиями и тысячелетиями рассказывали в мифах и сказках о дубах, которые могли реально видеть их далекие потомки. Поэтому у всех европейских народов в период язычества дуб был священным деревом и, более того, заменял у литовцев и германцев храм, в его дуплах иногда могло укрыться до сотни человек. Дубовые рощи, капища были святилищами под открытым небом и хорошо укрывали плотно смыкавшимися, развесистыми кронами,
Именно поэтому с введением христианства началось безжалостное и повсеместное истребление наиболее древних экземпляров дубов но всей Европе как главного предмета языческих культов, а с XV века уничтожение дубов, кроме того, оправдывалось и хозяйственными надобностями (флот всех европейских стран был дубовый, не говоря уже о жилых и общественных строениях).
Лишь в эпоху Возрождения, и особенно в эпоху классицизма и романтизма, и в начале XIX века, возрождаются эмблемы, связанные с дубом, хотя тайком дубовый лист иногда проникал и в готическую орнаментику.
Как эмблема доблести и мужества дуб (дубовый лист, дубовая ветвь, дубовый венок или гирлянда) употребляется в военной униформе и воинских знаках награды: орденах, медалях, знаках отличия в целом ряде европейских армий. С этой точки зрения эмблема дубового листа и ветви стала интернациональной военной эмблемой. Дуб как целое дерево изображается в территориальных (областных, городских) гербах как «говорящая» эмблема. Дуб с желудями считается эмблемой зрелой, полной силы, дуб без желудей — эмблемой юной доблести. Так, например, весьма уместно изображать именно такую красноречивую эмблему на памятнике молодогвардейцам и другим молодым героям (пионе рам и комсомольцам) Отечественной войны. Имеет значение и цвет желудей: они могут быть зелеными, как и листья, коричневыми или натуральными и, наконец, золотыми, что дает разные вариации их символического значения, позволяет употреблять эмблему дуба по отношению к событиям и лицам разного ранга, четко отличая их и точно сообщая об этом зрителю. В древней геральдике встречаются и пурпуровые желуди, означающие «благородное, великодушное могущество». Цвет геральдических дубовых листьев также может быть зеленым, серебряным и золотым.
Дубовый лист, ветвь широко используются как эмблематические изображения в советской геральдике — на военных орденах и медалях, значках, на памятниках воинской доблести и мужества, в советских гербах отдельных республик. Так, например, из дубовых ветвей составлен внешний венок герба Литовской ССР, где дуб присутствует как национальная эмблема Литвы, ее национальное дерево. Цвет дубовой листвы на гербе — ярко-изумрудный, и точно такой же оттенок зеленого цвета имела полоса на государственном флаге Литовской ССР. Это говорит о том, что речь идет о национальном литовском цвете, и дуб в данном случае символизирует суверенитет Литвы, особенности ее природы и хозяйства, ее национальные, этнические черты и их полное развитие в условиях социализма.
Дубовые листья вместе с колосьями пшеницы мы можем увидеть и на монетах СССР — сочетание этих эмблем олицетворяет мощь, силу и богатство советского хозяйства, советской экономики, советской денежной системы.
Особенно распространен дубовый лист как эмблема в ГДР,
где она трактуется классически как эмблема доблести, в том числе и трудовой, Вот почему в ГДР эта эмблема сопровождает не только военные ордена и медали, но и основные государственные ордена, в том числе орден Карла Маркса, где венок из 50 дубовых золотых листьев с золотыми желудями служит знаком революционной доблести основоположника марксизма, зрелости его революционного учения.
Золотой желудь используется также в военной символике ГДР и вполне самостоятельно, служа своеобразным знаком отличия для личного состава противотанковых войск, где каждый желудь, подвешенный к аксельбанту, означает более высокую степень мастерства и выучки, символизирует и мужество бойцов противотанковых, частей, в меру настойчивости, упорства, необходимых в овладении этой нелегкой военной профессией;
Казалось бы, такая древняя и распространенная военная эмблема, как дубовый лист и ветвь, и их эмблематическое значение должны быть хорошо известны каждому. Однако весьма часто обнаруживается, что эту эмблему у нас в стране употребляют порой механически.
Так, в 1986 году при восстановлении Дома-музея Ермоловой на Тверском бульваре в Москве на фронтоне здания решено было поместить барельефный портрет актрисы. Когда же сняли со здания леса, то оказалось, что портрет этот поместили внутри венка из дубовых листьев. Комиссия, принимавшая здание после ремонта, конечно, не обратила на это никакого внимания, поскольку ее интересовало лишь качество ремонтных работ, а не их смысл. Руководитель проектного бюро и художник, ответственный за исполнение, когда им сказали, что венок должен быть лавровым, даже не поняли, что же они такого плохого сделали, и в свое оправдание совершенно серьезно утверждали, что раз Ермолова русская актриса, то и венок для нее должен быть из русских деревьев, а следовательно, может быть и из дубовых, липовых и даже из березовых веток.
Таким образом, эти молодые люди не связывали употребление эмблем с исторической традицией, а полагали, что эмблему можно выбирать каждый раз новую, как костюм, в зависимости от моды и чисто природно-географических обстоятельств. Если бы подобный подход утвердился в области точных наук, легко можно представить себе, какой получился бы хаос и сколько вреда от этого бы произошло. Но в области гуманитарных наук мы часто оказываемся нечувствительными к проявлениям неграмотности и отсебятины.
35. ЕЛЬ (в эмблематике употребляется целое дерево, еловая ветвь, еловая шишка) — одно из немногих вечнозеленых деревьев Центральной и Северной Европы. В германской мифологии и у народов Скандинавии — жертвенное дерево, употреблявшееся для жертвенных костров (из-за своей смолистости, приятного запаха и вечной зелени, символизировавшей вечность жизни),
Уже в ранние эпохи приобрело двойственное значение вследствие постоянного употребления в торжественных случаях — как символа (а позднее — эмблемы) вечной жизни, дерева жизни и как жертвенного знака смерти, траура, поскольку ветви ели употреблялись для венков и гирлянд тем, кого хоронили, то есть отправляли в свечную», загробную жизнь. Это противоречие, вначале незаметное, ибо в нем заключалось лишь различное понимание одного и того же понятия — «вечная жизнь», посте пенно стало настолько сильным, что с возникновением христианства превратилось в два как бы не связанных между собой символа: 1) как «дерево жизни» — символ «вечной, неумирающей, продолжающейся жизни», культ ели превратился в поклонение ей в Новый год (или в Рождество в христианских государствах), и его эмблемой стало целое, разукрашенное, искусственно расцвеченное дерево, целая ель; 2) в качестве символа жертвенности, похоронного знака употребляются еловый лапник, еловые ветви, сплетенные в венок или гирлянды, то есть части дерева (с этой целью лапник иногда специально рубят мелко и разбрасывают, подчеркивая делимость, частичность, обрывчатость земной жизни). Кроме того, в новейшей геральдике в территориальных гербах ель может употребляться и как «говорящая» эмблема, указывающая на лесистость страны, ее лесное хозяйство и подобные конкретные обстоятельства.
Изображается ель в гербах в виде целого стилизованного дерева с характерным конусообразным расположением ветвей зеленого естественного цвета. Геральдические шишки ели, имеющие значение «плод», «орех» для северных стран, могут иметь натуральный (красный) или геральдический (серебряный, золотой) цвет и иногда трактоваться а переносном смысле — как «трудная проблема», «трудная задача» (по аналогии с орехом), а чаще всего — как «высокая задача», «высокая цель», «вершина» (ср. русское: «Это — важная шишка»). Вот почему в западноевропейской, особенно немецкой, геральдике еловая шишка часто употребляется в городских гербах для подчеркивания древности города, особенно если он был основан в древнем (языческом) лесном военном лагере или на месте жертвенного капища (как, например, Аугсбург в ФРГ). В этом случае шишка носит название «пирр», что означает «высшая точка пирамиды».
В советской геральдике в период Октябрьской революции и гражданской войны ель стала употребляться в своем первоначальном, древнем значении — как символ вечной жизни. Поэтому еловые ветви, перевитые красными лентами, использовались для украшения в клубах и других общественных местах портретов основоположников марксизма, вождей революции, для обрамления торжественных трибун, изображений официальных эмблем и для других официальных торжественных целей.
В ряде стран Скандинавии и в Финляндии до сих пор лапником устилают (усыпают) путь следования официальных торжественных правительственных кортежей.
Следует отметить, что ель как торжественный символ
употребляется всегда в «живом», то есть естественном виде, в то время как дуб, лавр, олива и венки и гирлянды из их ветвей могут исполняться в бронзе, чугуне, мраморе, то есть имитироваться. Ель, гирлянды из нее и венки не имитируются.
Более того, как торжественный символ вечной жизни, бессмертия, вечного покоя и почета живые ели (обычно — серебристые норвежские ели) стали в нашей стране непременной принадлежностью мест захоронения вождей революции. Поэтому живые ели высажены у Мавзолея Ленина, вдоль Кремлевской стены, на станции «Ленинская» Павелецкой железной дороги, у паровоза-музея на Павелецком вокзале, куда в 1924 году прибыл траурный кортеж с гробом Ленина. Ели как почетные стражи посажены также перед всеми высшими правительственными учреждениями в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и других столицах союзных республик (где это возможно по природным условиям).
Тем самым за последние 60—65 лет сложилась, следователь но, традиция придавать употреблению серебристых; елей определенное торжественно-государственное значение, рассматривать ель как эмблему почета за бессмертные революционные и государственные заслуги.
ЗАМОК — эмблема сохранения тайны, молчания, Употреблялся в средневековой геральдике и крайне редко — в русской дореволюционной. В советской эмблематике не употребляется.
ЗВЕЗДА, ЗВЕЗДЫ — один из древнейших символов человечества, принятый геральдикой всех пародов, принадлежит к числу так называемых астральных знаков. Звезда вообще как понятие издавна служила символом вечности, а позднее (с XVIII в.) — символом высоких стремлений, идеалов (которые вечны, непреходящи) и с конца XVIII века стала употребляться как эмблема путеводности, счастья («он родился под счастливой звездой»). Девиз «Ad astra!» («К звездам!») означает поэтому «К возвышенному, к идеальному!»
Звезды в геральдике и эмблематике различаются как по числу образующих их углов или лучей, так и по цвету. Сочетание того и другого дает различные национальные значения звезд или нюансы в их значении.
ТРЕУГОЛЬНАЯ ЗВЕЗДА — библейский знак, так называемое «всевидящее око» — символ Промысла, судьбы. Она использовалась в России лишь в эпоху Александра I, особенно в период увлечения его мистикой (1810—1825 гг.), и вводилась как эмблема в ордена и особенно медали, которыми награждались участники Отечественной войны 1812— 1814 годов.
ТРЕХЛУЧЕВАЯ ЗВЕЗДА — эмблема трехстороннего единства республиканских, демократических сил (коммунисты, социалисты, демократы). Знаком этой звезды награждались
(отмечались) бойцы интернациональных бригад в Испании вовремя гражданской войны 1936—1939 годов.
ЧЕТЫРЕХЛУЧЕВАЯ ЗВЕЗДА — символ путеводности (света во мраке ночи), усвоена в основном христианством, по своей форме связана с крестом. Употребляется также как орденская эмблема в ряде стран, в том числе и в СССР на ведомственных военных орденах (не государственных).
ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА— пентаграмма символ охраны, безопасности, один из древнейших знаков (символов) человечества. Имеет древневосточное происхождение. Употребляется как военная эмблема, об ее истории и употреблении см. Красная пятиконечная звезда.
ШЕСТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА — наиболее часто встречавшаяся в дореволюционной геральдике всех европейских стран как эмблема с религиозным значением. В настоящее время шестилучевая звезда, которая в классической геральдике христианских народов изображалась всегда и всюду, когда надо было изобразить звезду вообще, заняла более определенное положение.
Во-первых, гексаграмма, то есть шестиконечная звезда, имеющая лишь стороны, но не плоскость и образованная двумя сини ми равновеликими пересекающими друг друга треугольниками, носит специальное название «звезда Давида» и является символом сионистского движения и главной эмблемой государственного флага Израиля и одновременно — основной национальной эмблемой этой страны (наряду с семисвечником). В силу этого все другие страны стали с начала 50-х годов XX в. избегать употребления шестиконечной звезды и заменять ее пятиконечной или восьмиконечной.
Во-вторых, шестиконечная звезда плоскостного вида называется библейской, или «вифлеемской звездой». В настоящее время она имеет обычно белый цвет, поскольку ее традиционный желтый цвет оказался скомпрометированным во время второй миро вой войны тем, что гитлеровцы избрали этот символ для маркировки одежды евреев. Она включена в гербы и флаги лишь таких государств, как Экваториальная Гвинея, Бурунди и Тонга, что следует приписать длительному влиянию миссионеров на местную элиту. Шестиконечная звезда начиная с XIV века и до сего времени употреблялась как орденская во всех европейских странах. Об употреблении шестиконечной звезды красного цвета см. Этуаль руж.
СЕМИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА — один из древних символов Востока, древних цивилизаций. В современной эмблематике употребляется лишь тогда, когда желают выразить понятие звезды вообще и стараются избежать ее трактовки и как военной эмблемы, и как религиозной. Семиконечную звезду (звезды) имеет в своем гербе и на флаге Австралия и на флаге — Иордания; обе страны выражают тем самым свое стремление отграничить себя в первую очередь от соседних стран: Австралия от Новой Зеландии и Иордания от Израиля, — также
употребляющих звезды в своих гербах (Новая Зеландия — пятиконечные и Израиль — шестиконечную). Семиконечная звезда изредка используется как орденский знак. Например, английский орден Сент-Майкла и Сент-Джорджа (1818 г.).
ВОСЬМИКОНЕЧНЫЕ ЗВЕЗДЫ — это, по сути дела, замаскированные кресты (две четырехконечные звезды), поэтому такие звезды имеют в своих гербах католические страны — Колумбия, Перу, Филиппины. Кроме того, восьмиконечная звезда — наиболее распространенный орденский знак.
ДЕВЯТИЛУЧЕВЫЕ ЗВЕЗДЫ на практике почти не встречаются. Они используются в редчайших случаях лишь как орденские в небольших арабских государствах (например, султанат Джахар).
ДЕСЯТИЛУЧЕВЫЕ или ДЕСЯТИКОНЕЧ-НЫЕ ЗВЕЗДЫ употребляются в советской эмблематике и в эмблематике других стран, которые имеют в качестве гербовой эмблемы пятиконечную звезда, ибо десятилучевая звезда — это лишь повторенная дважды пятиконечная. Такие звезды используются в основном для создания орденских знаков, особенно в арабских государствах Северной Африки.
ОДИННАДЦАТИЛУЧЕВАЯ ЗВЕЗДА— исключительно орденская, и притом редкая. В прошлом использовалась в орденах Португалии и императорской Эфиопии (Абиссинии).
ДВЕНАДЦАТИЛУЧЕВАЯ ЗВЕЗДА означает знак совершенства. В государственной эмблематике, то есть в гербах, этот знак употребляется ныне лишь двумя государства ми — Науру и Непалом. Эмблемы этих государств — 12-лучевое Солнце — по сути дела, являются звездами, ибо Солнцем в геральдике признают такое звездное изображение, которое имеет 16 лучей (см. Лучи), а все, что имеет менее 16, относится, следовательно, к звездам. В европейской эмблематике 12-лучевая звезда употребляется ныне в ГДР на медалях за выдающиеся заслуги, верность, то есть как знак совершенства моральных или профессиональных качеств, например на полицейских знаках.
ТРИНАДЦАТИЛУЧЕБОЙ ЗВЕЗДЫ не существовало и не существует.
ЧЕТЫРНАДЦАТИЛУЧЕВУЮ ЗВЕЗДУ имеют в качестве государственной эмблемы лишь два государства — Малайзия (в гербе и флаге) и Эфиопия (в гербе). У Малайзии это число лучей было установлено потому, что оно отражало число членов малазийской федерации при ее образовании — в 1963 году. Однако в 1965 году один из ее членов — Сингапур — без согласия главы государства — султана — односторонне вы шел из федерации и провозгласил себя независимым государством. Но Малайзия и после этого оставила в своем гербе 14-луче-вую звезду, а на флаге — 14 полос, подчеркивая тем самым, что выход Сингапура официально не признается. У Эфиопии 14-лучевая звезда стала основной гербовой эмблемой после
революции и появилась впервые в народном гербе как совершенно новый элемент (прежде, в императорской Эфиопии, почиталась вифлеемская шестиконечная звезда). Она должна подчеркивать одновременно древность эфиопской культуры (семиконечная звезда) и ее современное возрождение и обновление (удвоенная семиконечная звезда).
Что же касается цвета звезд, то они могут иметь любые геральдические цвета. При этом цвет указывает обычно национальную или политическую принадлежность звездной эмблемы. Наиболее распространен белый (серебряный) цвет звезд. Это — классический цвет звезды в старой геральдике, и его придерживается до сих пор большинство буржуазных государств. Из социалистических стран — только Куба, для которой данный цвет является традиционным.
Золотой цвет звезды принят реже. Он обычно указывает на исключительно важное, государственное значение, которое при дается эмблеме звезды как основной гербовой эмблеме данной страны. Так, золотые звезды имеют в гербе и на флаге Китай, Вьетнам, Ангола, Индонезия, Конго (Браззавиль), Мавритания, Буркина-Фасо, Суринам. Иногда звезде придается лишь золотая кайма, акцентирующая ее значение как государственного знака (например, красные звезды СССР и Югославии, Болгарии, Венгрии, Албании имеют золотую окантовку).
Красный цвет бывает только у пятиконечных звезд, служащих эмблемой для социалистических государств или стран социалистической ориентации. Исключение составляет лишь Новая Зеландия, которая, введя в свой флаг и герб изображение Южного Креста из четырех пятиконечных звезд, придала им красный цвет исключительно для отличия этой эмблемы, имеющейся и у других стран Южного полушария. Красную пятиконечную звезду в настоящее время имеют в своих гербах Афганистан, Албания, Алжир, Бенин, Болгария, Джибути, НДРЙ, КНДР, Югославия, Лаос, Мозамбик, Монголия, Румыния, Чехословакия, Венгрия, СССР, Зимбабве.
Пятиконечные звезды зеленого цвета принадлежат, как правило, арабским государствам, а из африканских — Сенегалу, где подавляющее большинство населения мусульмане.
Черный цвет звезды в классической геральдике применялся крайне редко и символизировал противоположность понятия звезды — не свет, а мрак, ночь. В современной практике, начиная с60-х годов XX в. черный цвет звезды употребляют как свой отличительный, национальный новые африканские государства — Гана, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, а также партия АНК в ЮАР, чьей эмблемой является черная пятиконечная звезда с красным серпом и молотом (см. таблицу).
Синий цвет звезд относительно редок и встречается лишь у Камеруна и Панамы — он означает, что путеводной для этих стран является мирная политика.