Реформирование рсбу в соответствии с мсфо

Комбу А.В., 3 курс ЭФ

Научный руководитель – Зорина Э. А., старший преподаватель кафедры бухгалтеркого учета, анализа и аудита

Использование международных стандартов позволяет предоставить рынку больший объем информации о компании, делая компанию более прозрачной с финансовой точки зрения. Практика свидетельствует, что если компания имеет отчетность по международным стандартам, то, во-первых, она имеет доступ на международные рынки капитала, и, во-вторых, ей удается привлекать финансирование с рынка (и не только международного) на более выгодных условиях. Именно в этих перспективах отражается актуальность рассматриваемой темы.

В настоящее время Министерство финансов по заданию Правительства осуществляет работу над «Концепцией развития системы учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу». В процессе реформирования Минфин РФ столкнулось со следующими проблемами:

- на сегодняшний день не существует официального перевода МСФО и поэтому это наиболее болезненный вопрос. Последний раз перевод МСФО на русский язык публиковался в 1999 году. С 1999 года в международных стандартах произошло такое количество изменений, что сегодня уже трудно говорить о существовании актуального текста МСФО на русском языке. В связи с этим Министерство финансов Российской Федерации приступило к активным действиям по скорейшему изданию стандартов на русском языке.

- переход на МСФО это достаточно затратное дело. Прежде всего, для самих компаний. Здесь затраты на переобучение старого и наем нового персонала, приобретение или перенастройка компьютерных систем, изменение систем документооборота и внутреннего контроля, переориентация всей системы управления компанией.

- в последние несколько лет МСФО претерпевают серьёзные концептуальные изменения. Поэтому необходимо своевременно адаптировать новые термины МСФО в российскую юридическую терминологию. И для того, чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов, в процессе их разработки Минфину необходимо параллельно отслеживать все текущие проекты и разработки КМСФО.

- низкий уровень знаний бухгалтеров и аудиторов, принимающих участие в подготовке и выражении мнения об отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.

- недостаточное применение на практике новых стандартов учета. В результате опроса членов Института профессиональных бухгалтеров выяснилось, что ряд принятых ПБУ до сих пор не используются для подготовки отчетности.

- ориентация бухучёта на требования налоговых органов остаётся одним из главных препятствий на пути реформирования. Зачастую руководители предприятий опасаются, что в результате внедрения МСФО и перехода на предельно прозрачную финансовую отчётность у них не останется резерва для ухода от налогообложения. Необходимо окончательно развести бухгалтерский учёт и налоговую отчётность. Предприятия должны делать налоговую отчётность исходя из налоговых законов, и исключительно для целей налогообложения, а бухгалтерский учёт вести исключительно в своих интересах.

- отсутствие отраслевых указаний по применению новых правил бухгалтерского учёта. Данный пробел должен быть восполнен Институтом профессиональных бухгалтеров и другими объединениями бухгалтеров и аудиторов.

Также существую различия между МСФО и РСБУ, которые необходимо сглаживать:

- принцип приоритета содержания над формой предоставления информации. В МСФО приоритет содержания над его формой, а в РСБУ, наоборот, приоритет формы над содержанием.

- принцип отражения затрат. В МСФО затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российском учете затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации;

- жесткие требования, предъявляемые МСФО к процедурам признания активов, и введение требований по их оценке на основании справедливой стоимости. С нашей точки зрения, это является признаком того, что содержание международных стандартов направлено на формирование достоверной информации о финансовом положении компании, чем о ее финансовых результатах. А для российских пользователей наибольший интерес представляет информация о финансовых результатах фирмы.

В заключение необходимо отметить, что в случае полного перехода России на МСФО не следует ожидать, будто иностранные инвестиции «рекой хлынут» в Россию. Однако это будет важным шагом в процессе построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Увеличение корпоративной прозрачности будет означать, что инвестиции станут менее рискованными для инвесторов, а значит, более дешевыми. По итогам первых лет реформы уже можно говорить об определённых как положительных результатах, так и о проблемах перехода. Тем не менее, реформа будет реально закончена лишь, когда каждый бухгалтер будет профессионально владеть основами МСФО, а руководители компаний - действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и объективной информации. Это означает, что более активно должна вестись работа по повышению квалификации бухгалтеров.

Следует подчеркнуть, что реформа бухгалтерского учёта должна осуществляться с учётом сложившихся национальных традиций, специфики экономического развития России, а не путём слепого копирования западного опыта. Поэтому на данном этапе реформирования системы бухгалтерского учёта должно стать последовательное сглаживание несоответствий.

Наши рекомендации