Классификация цен (от вида гос. регулирования цен)
1. Свободные – формируются без учета ограничений
2. Регулируемые – с учетом устан. органами по ценообразованию ограничений:
§ Фиксированная (уровень точно определен)
§ Предельная (определен нижний/верхний предел цены).
в соответствии со ст. 394 ГК РБ расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. Пункт 3 ст. 364 ГК РБ указывает, что если иное не предусмотрено законодательством или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существующие в том месте, где обязательство должно быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, — в день предъявления иска. Руководствуясь обстоятельствами, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие на день вынесения решения.
Следовательно, цена определяет стоимостную меру должного поведения лица.
Определение цены дано в ст. 3 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании», причем цена определяется как денежная оценка стоимости единицы товара (далее — Закон о ценообразовании) [55]. Денежная оценка стоимости единицы работы или услуги — это тариф.
Цены в зависимости от условий их формирования и применения подразделяются на свободные и регулируемые.
Свободная цена (тариф) цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. В РБ на товары (работы, услуги) применяются свободные цены (тарифы), за исключением случаев, предусмотренных Законом о ценообразовании.
Регулируемая цена (тариф) — цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учётом установленных этими органами определенных ограничений.
Регулируемые цены (тарифы) в РБ применяются на:
—товары (работы, услуги) субъектов хоз-ния, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ и включенных в гос-й реестр;
—отдельные социально значимые товары (работы, услуги), перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Сов Мин-в РБ.
Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству РБ, Национальным банком РБ, облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержден Указом Президента РБ «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в РБ»
Регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину.
Фиксированная цена (тариф) — это регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердой денежной величине. zПредельная цена (тариф) — регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.
В законодательстве используется понятие учетной цены — это цена отпускаемого (экспортируемого) товара, используемая для отражения в бухгалтерском учете при осуществлении товарообменных операций и устанавливаемая в белорусских рублях.
Сфера применения свободных цен (тарифов). В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы).
16. Приватизация гос. собственности: общая характеристика
Под приватизацией понимается приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владений, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления этим имуществом.
В основе приватизации государственной собственности заложены такие основные принципы проведения приватизации в Республике Беларусь, которыми являются:
- сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;
- право каждого гражданина РБ на часть безвозмездно передаваемой гос.собственности;
- дифференциация методов, форм и процедур приватизации;
- разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;
~ предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
- контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;
- обеспечение широкой гласности процесса приватизации;
- постепенность и поэтапность;
- соблюдение законности.
Законодательство, содержащее правовые основы приватизации государственной собственности в Республике Беларусь:
- ГК Республики Беларусь (ст. 218);
- Инвестиционный кодекс Республики Беларусь [26];
- Закон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. именных приватизационных чеках Республики Беларусь. [43];
- Декрет Президента Республики Беларусь от 20 мар 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации госу дарственной собственности в Республике Беларусь» [69];
- и др.
Субъекты и объекты приватизации
Под субъектами приватизации следует понимать специально созданные государственные органы, в компетенцию которых входят вопросы проведения процесса приватизации государственной собственности.
Государственным органом, осуществляющим гос. регулирование приватизации гос. собственности, является соответствующий республиканский орган государственного управления - Государств-ный комитет по имуществу. В структуре Государственного комитета по имуществу, который действует на основе Положения о Государственном комитете по имуществу РБ, утвержденного постановлением Совета Министров от 29 июля 2006 г., создан Фонд государственного имущества, Положение о котором утверждено этим же постановлением. На местах процессы приватизации осуществляют государственные организации, подчиненные Правительству РБ, а также областные (Минский городской) исполнительные комитеты - по объектам, находящимся в республиканской собственности; соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы - по объектам, находящимся в коммунальной собственности.
Продавцом государственного имущества выступают специализированные учреждения и назначенные ими представители.
Покупателями государственного имущества выступа-
- граждане Республики Беларусь и Российской Фе, рации;
- негосударственные юридические лица (юридичес; лица, у которых доля государственной собственности уставном фонде составляет менее 50 процентов); 4
- юридические лица Республики Беларусь, созданн; не менее чем 50 процентами членов трудовых коллекти" приватизируемых предприятий;
- иностранные инвесторы;
- лица без гражданства. Законодательством Республики Беларусь могут бы
установлены ограничения на участие в процессе прива зации для иностранных граждан и иностранных юриди ских лиц.
Объекты приватизации — это то государственное имущество, которое может быть приватизировано в соотв.с Законом о приватизации. Статья 3 Закона о приватизации определяет несколько критериев обособления объектов приватизации в зависимости от вида объекта, сроков приватизации, способа или порядка приватизации объектов, а также по иным основаниям.
В зависимости от материального наполнения объекты подразделяются на:
— государственное и общественное жилье;
— государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;
— государственное имущество, сданное в аренду;
— доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.
Существует перечень объектов государственной собственности, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации. К ним относятся предприятия (объединения), организации и виды имущества, которые могут находиться только в собственности государства, что закреплено и Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» [53].
Объекты государственной собственности, планируемые к приватизации, включаются в перечень приватизируемых объектов как по инициативе органов приватизации, так и по предложению трудовых коллективов, физических и юридических лиц.
объекты приватизации государственного имущества (далее – объекты приватизации) – предприятия как имущественные комплексы государственных унитарных предприятий (далее – предприятия как имущественные комплексы), акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ, находящиеся в собственности Республики Беларусь или в собственности административно-территориальных единиц (далее, если не указано иное, – акции (доли в уставных фондах));
субъекты приватизации государственного имущества (далее – субъекты приватизации) – физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица Республики Беларусь, за исключением государственных организаций и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых количество акций (размер доли), принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, превышает 50 процентов, иностранные государства и их административно-территориальные единицы, международные организации, иностранные юридические лица, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами;
приватизация государственного имущества (далее – приватизация) – продажа объектов приватизации субъектам приватизации в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом;
органы приватизации – республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом, его территориальные органы, местные исполнительные и распорядительные органы, выступающие при приватизации и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества от имени Республики Беларусь или административно-территориальных единиц как собственников государственного имущества. По решению Президента Республики Беларусь отдельные полномочия органов приватизации могут осуществляться иными государственными органами (организациями).
Статья 4. Способы приватизации
Приватизация осуществляется путем продажи:
акций (долей в уставных фондах) на аукционе;
акций (долей в уставных фондах) по конкурсу;
предприятий как имущественных комплексов на аукционе;
предприятий как имущественных комплексов по конкурсу;
акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления.
Продажа объекта приватизации без проведения аукциона (конкурса) осуществляется в случае продажи акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления и в иных случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.