Классификация цен (от вида гос. регулирования цен)

1. Свободные – формируются без учета ограничений

2. Регулируемые – с учетом устан. органами по ценообразованию ограничений:

§ Фиксированная (уровень точно определен)

§ Предельная (определен нижний/верхний предел цены).

в соответствии со ст. 394 ГК РБ расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сто­рон с соблюдением норм законодательства. Пункт 3 ст. 364 ГК РБ указывает, что если иное не преду­смотрено законодательством или договором, при определе­нии убытков принимаются во внимание цены, существую­щие в том месте, где обязательство должно быть исполне­но, в день добровольного удовлетворения должником тре­бования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, — в день предъявления иска. Руко­водствуясь обстоятельствами, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внима­ние цены, существующие на день вынесения решения.

Следовательно, цена определяет стоимостную меру долж­ного поведения лица.

Определение цены дано в ст. 3 Закона Республики Бе­ларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании», причем цена определяется как денежная оценка стоимости единицы товара (далее — Закон о ценообразовании) [55]. Денежная оценка стоимости единицы работы или услуги — это та­риф.

Цены в зависимости от условий их формирования и применения подразделяются на свободные и регулируемые.

Свободная цена (тариф) цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свобод­ной конкуренции. В РБ на товары (рабо­ты, услуги) применяются свободные цены (тарифы), за исключением случаев, предусмотренных Законом о цено­образовании.

Регулируемая цена (тариф) — цена (тариф), устанавли­ваемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учётом установленных эти­ми органами определенных ограничений.

Регулируемые цены (тарифы) в РБ применяются на:

—товары (работы, услуги) субъектов хоз-ния, занимающих доминирующее положение на товарных рын­ках РБ и включенных в гос-й реестр;

—отдельные социально значимые товары (работы, ус­луги), перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Сов Мин-в РБ.

Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), над­бавки (скидки) на которые регулируются республикански­ми органами государственного управления, объединения­ми, подчиненными Правительству РБ, Национальным банком РБ, облиспол­комами и Минским горисполкомом, утвержден Указом Президента РБ «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в РБ»

Регулируемая цена (тариф) может иметь фиксирован­ную или предельную величину.

Фиксированная цена (тариф) — это регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердой денежной величине. zПредельная цена (тариф) — регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.

В законодательстве используется понятие учетной цены — это цена отпускаемого (экспортируемого) товара, ис­пользуемая для отражения в бухгалтерском учете при осуществлении товарообменных операций и устанавливае­мая в белорусских рублях.

Сфера применения свободных цен (тарифов). В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы).

16. Приватизация гос. собственности: общая характеристика

Под приватизацией понимается приобретение физиче­скими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате прива­тизации государство полностью или частично утрачивает права владений, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утра­чивают права непосредственного управления этим иму­ществом.

В основе приватизации государственной собственности заложены такие основные принципы проведения приватиза­ции в Республике Беларусь, которыми являются:

- сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;

- право каждого гражданина РБ на часть безвозмездно передаваемой гос.собст­венности;

- дифференциация методов, форм и процедур прива­тизации;

- разграничение компетенции по осуществлению при­ватизации между органами государственной власти и управ­ления различных уровней;

~ предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предпри­ятий;

- контроль за осуществлением приватизации со сторо­ны государства;

- обеспечение широкой гласности процесса привати­зации;

- постепенность и поэтапность;

- соблюдение законности.

Законодательство, содержащее правовые основы при­ватизации государственной собственности в Республике Беларусь:

- ГК Республики Беларусь (ст. 218);

- Инвестиционный кодекс Республики Беларусь [26];

- Закон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. именных приватизационных чеках Республики Беларусь. [43];

- Декрет Президента Республики Беларусь от 20 мар 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации госу дарственной собственности в Республике Беларусь» [69];

- и др.

Субъекты и объекты приватизации

Под субъектами приватизации следует понимать специально созданные государственные органы, в компетенцию которых входят вопросы проведения процесса приватизации государственной собственности.

Государственным органом, осуществляющим гос. регулирование приватизации гос. собственности, является соответствующий республиканский орган государственного управления - Государств-ный комитет по имуществу. В структуре Государ­ственного комитета по имуществу, который действует на основе Положения о Государственном комитете по иму­ществу РБ, утвержденного постановле­нием Совета Министров от 29 июля 2006 г., создан Фонд государственного имущества, Положение о котором ут­верждено этим же постановлением. На местах про­цессы приватизации осуществляют государственные орга­низации, подчиненные Правительству РБ, а также областные (Минский городской) исполни­тельные комитеты - по объектам, находящимся в респуб­ликанской собственности; соответствующие местные ис­полнительные и распорядительные органы - по объек­там, находящимся в коммунальной собственности.

Продавцом государственного имущества выступают специализированные учреждения и назначенные ими представители.

Покупателями государственного имущества выступа-

- граждане Республики Беларусь и Российской Фе, рации;

- негосударственные юридические лица (юридичес; лица, у которых доля государственной собственности уставном фонде составляет менее 50 процентов); 4

- юридические лица Республики Беларусь, созданн; не менее чем 50 процентами членов трудовых коллекти" приватизируемых предприятий;

- иностранные инвесторы;

- лица без гражданства. Законодательством Республики Беларусь могут бы

установлены ограничения на участие в процессе прива зации для иностранных граждан и иностранных юриди ских лиц.

Объекты приватизации — это то государственное имущество, которое может быть приватизировано в соотв.с Законом о приватизации. Статья 3 Закона о приватизации определяет несколько критериев обособления объектов приватизации в зависимости от вида объекта, сроков приватизации, способа или порядка приватиза­ции объектов, а также по иным основаниям.

В зависимости от материального наполнения объекты подразделяются на:

— государственное и общественное жилье;

— государственные предприятия, учреждения, органи­зации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;

— государственное имущество, сданное в аренду;

— доли (паи, акции), принадлежащие Республике Бела­русь и административно-территориальным единицам в иму­ществе субъектов хозяйствования.

Существует перечень объектов государственной собст­венности, которые не подлежат разгосударствлению и при­ватизации. К ним относятся предприятия (объединения), организа­ции и виды имущества, которые могут находиться только в собственности государства, что закреплено и Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находя­щихся только в собственности государства» [53].

Объекты государственной собственности, планируемые к приватизации, включаются в перечень приватизируемых объектов как по инициативе органов приватизации, так и по предложению трудовых коллективов, физических и юридических лиц.

объекты приватизации государственного имущества (далее – объекты приватизации) – предприятия как имущественные комплексы государственных унитарных предприятий (далее – предприятия как имущественные комплексы), акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ, находящиеся в собственности Республики Беларусь или в собственности административно-территориальных единиц (далее, если не указано иное, – акции (доли в уставных фондах));

субъекты приватизации государственного имущества (далее – субъекты приватизации) – физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица Республики Беларусь, за исключением государственных организаций и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых количество акций (размер доли), принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, превышает 50 процентов, иностранные государства и их административно-территориальные единицы, международные организации, иностранные юридические лица, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами;

приватизация государственного имущества (далее – приватизация) – продажа объектов приватизации субъектам приватизации в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом;

органы приватизации – республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом, его территориальные органы, местные исполнительные и распорядительные органы, выступающие при приватизации и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества от имени Республики Беларусь или административно-территориальных единиц как собственников государственного имущества. По решению Президента Республики Беларусь отдельные полномочия органов приватизации могут осуществляться иными государственными органами (организациями).

Статья 4. Способы приватизации

Приватизация осуществляется путем продажи:

акций (долей в уставных фондах) на аукционе;

акций (долей в уставных фондах) по конкурсу;

предприятий как имущественных комплексов на аукционе;

предприятий как имущественных комплексов по конкурсу;

акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления.

Продажа объекта приватизации без проведения аукциона (конкурса) осуществляется в случае продажи акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления и в иных случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Наши рекомендации