Тема 5. Век просвещения. Российская империя в ХVIII веке
XVIII век в европейской и мировой истории. Экономические и социально-политические предпосылки преобразования традиционного общества в России.
Россия в эпоху Петра I. Экономические и социально-политические предпосылки петровских преобразований. Основные реформы петровской эпохи: цели, содержание, характер взаимосвязи. Индустриальный скачок на феодально-крепостнической основе. Новые отрасли и районы размещения промышленности. Особенности российской мануфактуры. Формы и методы государственного регулирования экономики. Протекционизм. Социальная политика. Оформление абсолютной монархии, ее характерные черты и отличие от западно-европейского абсолютизма. Институты абсолютной монархии: Сенат, Синод, Коллегии. Губернская реформа. Магистраты. «Табель о рангах». Формирование «карьерного» дворянства, бюрократии европейского типа.
Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики. Северная война и изменение геополитического положения России.
Европейское Просвещение: духовная основа рационализма и модернизации. «Билль о правах», Конституция США и их влияние на европейскую мысль и радикализацию общественного сознания. Великая Французская революция.
Наследие Петра I и эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» второй половины XVIII века: его характерные черты, особенности и противоречия. Истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Наказ» Екатерины II и работа Уложенной комиссии. «Жалованная грамота дворянству». «Жалованная грамота городам». Усиление крепостной зависимости, поземельно-передельная община как основная форма крестьянского землепользования. Рост социальной поляризации и обособленности сословий. Стихийные народные движения. Восстание Е. Пугачева.
Развитие отечественной промышленности и торговли. Роль промыслов. Дворянское предпринимательство. Привлечение частных капиталов. Административно-социальные реформы 1770-1790-х гг.
Изменение геополитического положения в Восточной Европе. Рост внешнеполитического и военного могущества России. Борьба России за выход к Черному морю. Русско-турецкие войны. Вхождение Крыма в состав России. Россия и Речь Посполитая. Походы на Кавказ. Георгиевский трактат. Российские владения на Тихом океане.
Российская империя как исторический феномен. Российская имперская модель государственности.
Какое из перечисленных государств НЕ ВХОДИЛО в состав Северного союза, созданного усилиями России для войны против Швеции?
а)Польша
б)Саксония
в)Дания
г)входили все указанные государства
2.Какие вопросы находились в ведении Статс-коллегии, созданной при Петре I ?
а) контроль за доходами государства
б) контроль за внутриполитическим положением
в) контроль за деятельностью государственных чиновников г) осуществление государственных расходов
3.Свод правил хорошего поведения в обществе, изданный в петровские времена, назывался:
а) «Недоросль»
б) «Властителям и судьям»
в) «Юности честное зерцало»
г) «Поучение детям дворянским»
Какая из указанных территорий НЕ ВОШЛА в состав России по условиям Ништадского мира?
а)Ингрия
б)Эстляндия
в)Карелия
г)вошли все перечисленные земли
5. Выберите верное утверждение. В XVIII в. в России:
а) был построен Вышневолоцкий канал, связавший Петербург с бассейном Волги и Каспийским морем !!
б) был сооружен Северо-Екатерининский канал, соединивший Каму и Северную Двину
в) появилось и стало развиваться пароходное сообщение
г) основной формой налогообложения был поземельный налог
6. Московский казенный Хамовный двор, созданный в конце XVII в.на р.Яузе, производил для нужд государства:
а) сукно для пошива армейских мундиров
б) парусное полотно
в) канаты
г) различные ткани для нужд царского двора
В 1722 г. в России был принят закон о порядке прохождения государственной службы – «Табель о рангах». Какой принцип был первоначально заложен в основу этого документа?
а) общественное положение определялось не происхождением, а чином !!!
б) сыновья титулованных особ и знатнейшего дворянства получали чин по факту рождения
в) доступ в дворянское сословие через военную или гражданскую службу был открыт только для купеческого сословия
г) «Табель о рангах» позволял по достижении определенного ранга получить только личное дворянство
В 1685 г. в московском Заиконоспасском монастыре открылось учебное заведение, в котором преподавали как духовные, так и светские предметы. Какое название вскоре получило это учебное заведение?
а) Славяно-греко-латинская академия
б) Московский университет
в) Государева академия
г) нет верного варианта ответа
9.Политика протекционизма в период правления Петра 1 проявилась:
а) во введении новой системы прямого налогообложения
б) в создании нового таможенного тарифа 1724 г.
в) в создании новой категории населения - посессионных крестьян
г) верны все варианты
10. Итог реформаторской деятельности Петра I состоит в оформлении:
а) абсолютизма;
б) сословно-представительной монархии;
в) принципа разделения законодательной и исполнительной власти.
11. Первоначально основной целью «Великого посольства» 1697-1698гг. было:
а) создание союза для войны со Швецией;
б) распространение православия в Западной Европе;
в) создание коалиции для продолжения войны с Османской Империей.
12. В первой четверти XVIII в. русская армия стала укомплектовываться рядовым составом на основе:
а) всеобщей воинской обязанности;
б) свободного найма;
в) рекрутской повинности.
13.Политика меркантилизма это:
а) накопление богатства страны путем превышения экспорта над импортом;
б) внешние займы;
в) ввоз новейшей техники.
14.Что означала ликвидация патриаршества при Петре I и введение Синода:
а) окончательную победу светской власти над церковью;
б) усиление роли местных священников;
в) укрепление роли монастырей.
15.Назовите высшее государственное законосовещательное учреждение России при Петре I:
а) Посольский приказ;
б) Ревизион – коллегия;
в) Сенат.