Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Понятие "предприятие", как особая организационно-правовая форма коммерческой организации, являющейся собственником своего имущества (п. 1 ст. 113 ГК РФ), сохранено принятым Гражданским кодексом РФ только для государственной и муниципальной собственности, т.к. такой субъект не свойственен нормальном товарному обороту, участниками которого всегда являются самостоятельные собственники имущества, и его наличие в нашем гражданском обороте является особенностью переходного характера российской экономики. Появление государственных предприятий, юридических лиц - не собственников, вызывалось тем очевидным обстоятельством, что само государство как основной, а нередко и монопольный собственник важнейших видов имущества не могло непосредственно участвовать в хозяйственном обороте, поэтому создавало свои "предприятия" на особом вещном праве "хозяйственного ведения" или "оперативного управления", не известном ни одному развитому правопорядку, сохраняя за собой право собственности на их имущество.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия в известной мере самостоятельно участвуют в гражданских правоотношениях, как правило, собственник утверждает их уставы, определяет объем и характер их правоспособности, назначает органы управления, но не отвечает перед их кредиторами по обязательствам созданных юридических лиц.
В современных условиях отечественной экономики и сложившихся традиций общественного сознания Гражданский кодекс РФ сохранил данную гражданско-правовую форму за теми юридическими лицами, которые созданы только государственными и муниципальными образованиями (ст. 124 ГК РФ). Эти организации объявлены теперь "унитарными", т.е. принадлежащими собственнику-учредителю целиком, без деления их имущества (или его части) на какие-либо вклады, паи или доли, в том числе между работниками (п. 1 ст. 113 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ содержит как общие правила об унитарных предприятиях (ст. 113), так и правила об их разновидностях - унитарных предприятиях, основанных соответственно на праве хозяйственного ведения (ст. 114) и на праве оперативного управления, или "казенных" (ст. 115).
Гражданско-правовая форма унитарного предприятия предполагает наличие у такой коммерческой организации уставного фонда, размер которого не может быть менее минимума, определенного законом (для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения), и отражается в его уставе, являющемся единственным учредительным документом такого юридического лица (п. 1 ст. 113, п. 3 ст. 114 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК унитарное предприятие имеет целевую правоспособность, а не общую, как другие коммерческие организации. Объем и характер этой правоспособности должны быть прямо установлены в уставе. Фирменное наименование предприятия обязательно должно содержать указание на его собственника, например "федеральное государственное унитарное предприятие", "муниципальное унитарное предприятие". Органом предприятия является его единоличный руководитель (директор), назначенный собственником, а не общим собранием трудового коллектива или каким-либо иным аналогичным органом и подотчетный ему (п. 4 ст. 113 ГК РФ).
Унитарное предприятие не отвечает своим имуществом по долгам учредителя-собственника, а собственник-учредитель не отвечает по долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, однако несет дополнительную ответственность по долгам казенного предприятия (п. 5 ст. 115 ГК РФ). По своим обязательствам перед третьими лицами (контрагентами) унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом (п. 5 ст. 113 ГК РФ), что при соответствующих условиях влечет банкротство такой коммерческой организации. Однако банкротство казенного предприятия исключается (п. 1 ст. 65 ГК РФ), т.к. по его обязательствам несет субсидиарную ответственность само государство, как субъект гражданского права. Если банкротство вызвано исполнением указаний собственника-учредителя, он может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам созданного им юридического лица, включая и унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (п. 3 ст. 56, п. 3 ст. 114 ГК РФ).
К имуществу унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, предъявляются особые требования, поскольку именно оно составляет минимальную гарантию удовлетворения возможных имущественных требований его кредиторов. К моменту государственной регистрации такого предприятия оно должно полностью оплатить (за счет собственника) весь уставный фонд (п. 4 ст. 114 ГК РФ), к которому предъявляются фактически те же требования, что и к уставному капиталу хозяйственных обществ (п. 5 ст. 114 ГК РФ). При уменьшении чистых активов такого предприятия менее объявленного размера уставного фонда необходимо объявить и зарегистрировать такое уменьшение, а при уменьшении их ниже установленного законом минимума предприятие вообще может быть ликвидировано, если собственник-учредитель не пополнит имущество своего предприятия до необходимого размера. В случае же уменьшения уставного капитала предприятия его кредиторы должны быть уведомлены об этом и вправе потребовать досрочного исполнения соответствующих обязательств (п. 6 ст. 114 ГК РФ).
За унитарным предприятием сохраняется право создавать другие унитарные предприятия путем выделения, т.е. дочерние предприятия (п. 7 ст. 114 ГК РФ), и на эти отношения распространяются общие нормы гражданского законодательства о выделении как способе реорганизации юридических лиц (ст. 57-60 ГК РФ). Созданное дочернее предприятие не является собственником переданного ему учредителем имущества, а получает на него ограниченное вещное право хозяйственного ведения. В связи с тем что унитарное предприятие-учредитель и само дочернее предприятие не являются и не становятся собственниками своего имущества, создание нового юридического лица - коммерческой организации в форме дочернего предприятия - представляет собой распоряжение имуществом собственника, и на него распространяются соответствующие ограничения, предусмотренные п. 2 ст. 295 ГК РФ. В соответствии с ними любое распоряжение недвижимым имуществом требует прямого согласия собственника, что и подразумевает передачу дочернему предприятию части имущества учредителя "в установленном порядке".
Правовое положение дочернего предприятия характеризуется тем, что в качестве коммерческой организации - не собственника оно имеет учредителем другого несобственника - унитарное предприятие, причем последнее выполняет в отношении дочернего предприятия все функции собственника. Унитарное предприятие-учредитель ("материнское предприятие") утверждает дочернему устав, определяя содержание его целевой правоспособности, и назначает ему руководителя (директора), а также вправе контролировать его деятельность, получать часть прибыли от ее результатов и давать согласие на распоряжение недвижимым имуществом дочернего предприятия (ст. 295 ГК РФ). Учредитель ("материнское предприятие") не отвечает по долгам дочернего предприятия, за исключением случая, когда банкротство последнего вызвано исполнением указаний учредителя (п. 3 ст. 56 ГК РФ), дочернее предприятие также не отвечает по обязательствам "материнского".
Новым видом юридического лица является казенное предприятие (которое также является унитарным), основанное на праве оперативного управления и имеющее более ограниченное вещное право по сравнению с правом хозяйственного ведения. Создание таких юридических лиц обусловлено наличием организаций, действующих в качестве производственных предприятий от имени государства в целом и не нуждающихся поэтому в значительных по объему правомочиях по отношению к закрепленному за ними имуществу, включая и оборотные фонды, в том числе готовую продукцию (например, государственное производственное объединение "Гознак", предприятия связи, некоторые оборонные и другие подобные предприятия).
Казенные предприятия, будучи одновременно коммерческими организациями - профессиональными участниками имущественного оборота, не должны ставить своих контрагентов в тяжелое положение. Поэтому гражданское законодательство устанавливает дополнительную ответственности учредителя-собственника по долгам таких предприятий (п. 5 ст. 115 ГК РФ). В имущественном отношении их положение отчасти сходно с положением государственного (госбюджетного) учреждения, хотя последнее финансируется собственником по смете, а казенное предприятие имеет самостоятельный баланс и само получает известные доходы от результатов своей деятельности.
Согласно ст. 115 ГК РФ казенные предприятия могут быть только федеральными, и поэтому они создаются, ликвидируются и реорганизуются только по решению федерального правительства. Особенности правового положения унитарных предприятий, включая казенные, должны быть установлены специальным законом (п. 6 ст. 113 ГК РФ), а до его принятия и введения в действие учредительные документы действующих государственных и муниципальных предприятий сохраняют силу (п. 6 ст. 6 Закона о введении в действие части первой ГК РФ).
51. Понятие и форма доверенности. Передоверие. Прекращение доверенности.
Понятие доверенности
Доверенность —письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом (доверителем) другому лицу (представляемому)для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 ГК).
Выдача доверенности является односторонней сделкой: для ее действительности не требуется согласие кого-либо. Однако представитель, принимающий полномочия доверителя, должен быть согласен с этими полномочиями — он вправе использовать доверенность или отказаться от нее.
Значение доверенности состоит в том, что она является средством, удостоверяющим уполномочие ее владельца для совершения действий в пользу другого лица.Доверенность адресуется лицам, с которыми представитель будет заключать сделку(третьим лицам).
Допускается выдача доверенности от имени нескольких лиц, если предусмотренные ею действия касаются однородных интересов этих лиц (ведение дел в суде от имени нескольких истцов или ответчиков). В качестве представителей также могут выступать как одно, так и несколько лиц.
Требования к доверенности:
форма доверенности определяется формой тех сделок, которые будут заключаться представителем с ее помощью (например,доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена);
доверенность от имени юридического лица должна быть удостоверена подписью его руководителя, а если это юридическое лицо основано на государственной или муниципальной собственности, то доверенность должна быть подписана также главным (старшим)бухгалтером;
доверенность«упрощенной формы» (на получение зарплаты,пенсии и т.д.) может быть удостоверена по месту работы, учебы, месту жительства доверителя, а также администрацией лечебного учреждения, в котором находится на лечении доверитель.
К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются следующие доверенности:
~доверенности военнослужащих, удостоверенные начальником, его заместителем, старшим или дежурным врачом госпиталя или санатория;
~доверенности военнослужащих, удостоверенные командиром воинской части в случае отсутствия в месте расположения этой части нотариальной конторы;
~ доверенности лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
~доверенности совершеннолетних дееспособных граждан,пребывающих в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этих учреждений (см. п. 3 ст. 185 ГК).
Предусмотрены также и другие органы и лица, которые могут заверить доверенность. Для получения заработной платы или иных выплат, для получения пенсий, пособий, стипендий, почтовой корреспонденции и т.д. доверенность может быть удостоверена по месту работы или жительства.
Виды доверенностей:
a) генеральная доверенность (выдаваемая для совершения различных юридических действий (всех сделок) - на управление имуществом). Представительство, основанное на генеральной доверенности, развилось в самостоятельный институт договорного права - доверительное управление имуществом (траст). Договор о трасте предполагает, что владелец имущества - учредитель управления передает его в доверительное управление другому лицу, которое называется доверительным управляющим. Этот последний за вознаграждение обязан управлять имуществом в интересах выгодоприобретателя,которым может быть как сам владелец имущества, так и третье лицо, указанное владельцем.Доверительное управление имуществом регулируется нормами гл. 53 ГК РФ.
b)специальная доверенность (выдаваемая для совершения нескольких однородных действий (сделок) - на закупку сельхозпродукции для столовой или ведение дела в суде).
c) разовая доверенность (выдаваемая для совершения одного юридического действия (одной сделки) - получение денежного перевода на почте).
Доверенности выдаются на определенный срок. Максимальный срок действия доверенности — три года. Доверенность, в которой срок действия не оговорен, действует в течение одного года. Доверенность для совершения действий за границей, не содержащая ограничения в сроке ее действия, действительна до ее отмены. Доверенность, в которой не указана дата ее выдачи,недействительна (ничтожна) (ст. 186 ГК).
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.
Требования к представителю, получившему доверенность:
› действия, предусмотренные в доверенности, должны совершаться лично им (п. 1 ст. 187 ГК);
› передоверие полномочий, содержащихся в доверенности, возможно лишь в двух случаях: если доверитель предусмотрел такую возможность в самой доверенности либо если представитель вынужден передоверить свои полномочия в силу сложившихся обстоятельств в целях охраны интересов доверителя (п. 1 ст. 187 ГК);
› лицо, передавшее свои полномочия другому лицу,обязано сообщить об этом доверителю(в противном случае доверенное лицо становится ответственным за действия лица, которому он передал свои полномочия) (п. 2 ст. 187 ГК);
›передоверие должно совершаться только в нотариальной форме, за исключением«упрощенных» доверенностей (п. 3 ст. 187 ГК).
Права и обязанности доверителя и представителя аннулируются в случае прекращения доверенности.
Основания прекращения доверенности (п.1 ст. 188 ГК):
≈ истечение срока доверенности;
≈ отмена доверенности лицом, выдавшим ее;
≈ отказ лица, которому выдана доверенность;
≈ прекращение юридического лица, от имени которого выдана доверенность либо которому выдана доверенность;
≈ невозможность выполнения указанного в доверенности действий;
≈ исполнение действий, предусмотренных в доверенности;
≈ смерть, признание недееспособным, ограниченно дееспособным либо безвестно отсутствующим гражданина, выдавшего доверенность, либо гражданина, которому выдана доверенность.
Последствия прекращения доверенности изложены в п. 1 ст. 189 ГК. Прекращенная доверенность должна быть возвращена представителем доверителю или его правопреемнику (в случае смерти доверителя) (п. 3 ст. 189 ГК).
Передоверие в гражданском праве- передача лицом, которому выдана доверенность, своих полномочий другому лицу;это назначение от имени представителя другого представителя представляемого лица. Передоверие допускается, если представитель уполномочен на это доверенностью либо вынужден к этому силой обстоятельств для охраны интересов доверителя.
Представитель по доверенности,как правило, не обладает правом передоверия, оно допускается лишь в случае получения предварительного согласия представляемого или в чрезвычайных обстоятельствах, когда представитель лично не может осуществить представительских функций и не имеет времени на получение согласия представляемого на передоверие. В случае передоверия полномочий другому лицу законный представитель несет полную ответственность за действия лица, кому передоверено представительство.
Передоверять полномочия по доверенности возможно как физическим, так и юридическим лицам.
При реальной передаче полномочийпредставитель должен:
o Известить об этом лицо, выдавшее доверенность на представительство.
o Сообщить необходимые сведения о лице, которому выданы полномочия.
Передача полномочий должна быть реальной,действительно существующей, не воображаемой.
В случае возможности передачи полномочийиному лицу представитель должен согласовать такую возможность с объяснением причин передоверия полномочий и получить на это письменное (редко устное) согласие.
Сведения о лице, кому передоверены полномочия—конкретная информация о личности(физического либо юридического лица),которая может касаться как общих вопросов (фамилия, имя, отчество, род занятий, образование, семейное положение и др.), а также специальные сведения, которые могут быть необходимы для информации доверяемому.
Необходимые сведения о лице при передоверии полномочий—информация, которая нужна доверяемому, без которой нельзя обойтись,так как от того, кому передоверены полномочия, и может зависеть положение доверяемого, успех либо неудача, прибыли либо убытки имногое другое. В предпринимательстве сведения о лице при передоверии полномочий по доверенности необходимы, так как этим лицом может оказаться конкурент доверяемого.
Передоверие по доверенности должно быть оформленос соблюдением всех условий нотариального удостоверения, иначе передоверие по доверенности считается ничтожным.
52. Общество с ограниченной ответственностью.