ФЕОДАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗАКАВКАЗЬЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ В IV —IX вв

Становление и развитие феодальных отношений в Закавказье в раннем средневековье проходили на фоне многочисленных вра­жеских нашествий и героической борьбы народов за свою неза­висимость.

В IV—VI вв. борьбу за владычество в Закавказье вели два мощных государства — Византийская империя и сасанидский Иран. Это соперничество тяжело отражалось на жизни народ­ных масс.

Сходна была не только политическая история, но и социаль­но-экономическое развитие народов Закавказья. Общими черта­ми были замедленность и незавершенность процесса феодализа­ции. Социальная структура общества, начавшая складываться в III—IV вв., включала феодальную знать и крестьянство. Воз-

ФЕОДАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗАКАВКАЗЬЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ В IV —IX вв - student2.ru 1 Маркс К», Энгельс Ф. Соч.—Т. 25.—Ч. II — С 165. 32

никают и зачатки феодальной иерархии. Во главе ее стояли цари. Крупные области возглавляли феодальные владыки — на-харары в Армении и князья (мтавари и сепетсули) в Грузии. Существовал также широкий слой рядовых дворян, обязанных военной службой царям, нахарарам и князьям,— азаты в Арме­нии и азнауры в Грузии.

Крестьяне-общинники были лично свободны, но вместе с тем несли феодальные повинности. Некоторые из них еще не подверг­лись процессу феодализации. На протяжении всего периода со­хранялся наряду с феодальным и рабовладельческий уклад: рабы оставались важной производительной силой.

Примерно в одно и то же время в разные страны Закавказья проникает христианство. В Армении его объявил государствен­ной религией царь Тиридат III в начале IV в. В Иберии царская семья крестилась ок. 337 г. Тогда же христианство распростра­нилось в Кавказской Албании, а с VI в. (возможно, и раньше) победило в Западной Грузии. Христианское духовенство вошло в состав господствующего класса, а монастыри стали земель­ными собственниками.

Войны между сасанидским Ираном и Византией привели в конце IV в. к разделу между ними Закавказья; большая его часть, восточная, оказалась под властью Ирана, а меньшая, за­падная — Византии.

В V в. значительно усилился гнет сасанидского Ирана. На­местники (марзпаны) назначались в основном из числа персов, росло налоговое ярмо, воины из Закавказья зачастую исполь­зовались за пределами их стран в интересах правителей Ирана. Это вызвало немало народных восстаний. Одно из самых силь­ных, под предводительством армянского полководца Вардана Мамиконяна (450—451), охватило все Закавказье. С большим трудом, в значительной степени благодаря предательству части знати, Ирану удалось подавить восстание, но все же захватчикам пришлось пойти на некоторые уступки. Были уменьшены налоги и наборы в войско, а марзпаном Армении стал представитель старой династии Аршакидов. Уступки были лишь временной ме­рой, Иран вскоре начал новое наступление на права народов Закавказья, что снова привело к восстанию (481—484). Его возглавили грузинский (картлийский) царь Вахтанг и армянский полководец Ваан из рода Мамиконянов. Результатом восстания было установление фактической автономии Грузии и Армении в составе Ирана. Но как и раньше, через несколько десятков лет сасанидские правители попытались ликвидировать уступки, уси­лить гнет. В ответ на это в 571 г. вспыхнуло новое восстание. Им решила воспользоваться Византия, чтобы установить свою власть над всем Закавказьем. 20 лет продолжалась ирано-визан­тийская война, закончившаяся включением всей Армении в со­став Византии. Восточная же Грузия — Картли —стала факти­чески независимой. Византия стремилась превратить Армению

зз

и Западную Грузию в свои обычные провинции, ассимилировать местное население.

Несмотря на постоянные войны и кровопролитную борьбу с врагом, народам Закавказья удалось в IV—VII вв. добиться огромного культурного подъема. На рубеже IV—V вв. армян­ский монах Месроп Маштоц создал алфавит, который существует и поныне. Создание азбуки привело к развитию армянской письменности. Распространяются переводы богословских и науч­ных трактатов, создаются многочисленные школы, возникает собственная литература. Так, Мовсес Хоренаци в V в. написал капитальный труд по истории Армении, проникнутый патриоти­ческими идеями борьбы за независимость против сасанидского Ирана. В VII в. работал Анания Ширакаци, великий ученый, оставивший след во многих областях знания, особенно в матема­тике, «искусстве счисления». Он составил самый древний из чис­ла известных нам учебник арифметики, таблицы сложения, вы­читания и умножения. Ширакаци занимался также астрономией, географией, историей.

Большого разви"ия достигла архитектура. До наших дней со­хранились могучие, украшенные тонкой резьбой каменные храмы Звартноц, Рипсиме (VII в.) и др. Великолепно была украшена столица Армении — Двин.

Грузинская письменность возникла одновременно с армян­ской. Предание, достоверность которого оспаривается многими исследователями, приписывает создание грузинского алфавита тому же Месропу Маштоцу. В этой легенде, вне зависимости от ее достоверности, отразились исторические связи армянского и грузинского народов, развивавшихся синхронно, в тесном взаимодействии и в совместной борьбе отражавших нападения внешних врагов. Известны грузинские памятники письменности второй половины V— VI в. Из архитектурных сооружений этого времени до нас дошел мцхетский собор Джвари (рубеж VI— VII вв.). В V в. появилась письменность и в Кавказской Алба­нии.

В середине VII в. над народами Закавказья нависла новая угроза. В степях Аравийского полуострова в начале VII в. сло­жилось могущественное, проводившее политику безудержной экспансии государство — Арабский халифат. Вскоре Халифат на­чал грабительские походы на Закавказье, а затем приступил к его завоеванию. Феодалы Закавказья первоначально шли на подчинение Халифату, видя в нем противовес Византии, тем бо­лее что халифы вначале удовлетворялись грабежом, получением дани и признанием со стороны закавказских государств вассаль­ной зависимости. Однако в конце VII — начале VIII в. Халифат резко усилил свой гнет. Страны Закавказья были превращены в обычные провинции. Все земли были объявлены собствен­ностью халифа, в Армении нахарары лишены прав собствен­ности. Население было вынуждено платить тяжелые подушную

и поземельную подати. На территории Закавказья устраивались поселения арабских ветеранов, живших за счет местных жителей. Цветущие города были либо разрушены, либо превращены в военно-административные центры захватчиков. Из Армении мно­гие жители бежали в Византию, а их земли захватывали арабы.

Еще тяжелее было положение Грузии и Кавказской Албании, которые испытывали не только арабский гнет, но и набеги хазар. Хазарам удалось даже один раз дойти до Тбилиси, а правители Албании платили дань не только халифам, но и Хазарскому ка­ганату. Халифат вел ожесточенную борьбу с Каганатом, и терри­тория Грузии и Азербайджана оказывалась ареной военных действий, приносивших неисчислимые бедствия народу.

Жестокая политика завоевателей вызывала ответную борьбу народов Закавказья. В 774 г. поднялось восстание Мушега Ма-миконяна в Армении. Повстанцы истребили многие арабские гарнизоны, однако в 775 г. в битве у селения Арцни потерпели поражение от превосходящих сил противника. Восстание было подавлено.

Но сопротивление народа не прекратилось. Приверженцы ре­лигиозного учения хуррамитов, проповедовавшие борьбу с исла­мом (а его насильственно насаждали в Азербайджане завоева­тели) и социальное равенство, создали целую крестьянскую ар­мию. Военные действия начались в 816 г. Предводителем восста­ния был Бабек, ремесленник, а в молодости — пастух. Бабеку удалось овладеть всем Азербайджаном и Западным Ираном и изгнать арабских феодалов. Восстание получило широкую под­держку и в Армении. Но местные феодалы страшились уравни­тельных лозунгов восставших и отошли от движения. В 837 г. феодалы выдали Бабека.

Несмотря на поражения, восстания не были бесплодными. Они заставили Халифат перейти к более гибкой политике. Сыгра­ло роль и то обстоятельство, что Халифат состоял из разнород­ных и этнически и социально регионов, не объединенных эконо­мическими связями, был весьма непрочным государственным образованием. Как и все великие империи средневековья, он не выдержал напора центробежных сил и постепенно разваливался на отдельные государства. Власть переходила к местным динас­тиям. Так, правителями Армении стали представители местного знатного рода Багратуни, а к середине IX в. Армения стала фак­тически независимой от Халифата.

Значительной долей самостоятельности обладала и Грузия, разделенная на несколько феодальных владений. Одно из них — Абхазское княжество — было независимым уже во второй поло­вине VIII в. Номинальной стала к концу IX в. власть халифов и над Азербайджаном, где также возникло несколько феодаль­ных государств.

Героическая борьба народов Закавказья против Халифата отразилась в широко известном армянском народном эпосе «Да-

вид Сасунский», рассказывающем о богатырях, наносивших по­ражения захватчикам

Постепенное освобождение от власти Халифата привело к подъему производительных сил в Закавказье Так, в Армении развиваются добыча полезных ископаемых, ремесло, возникают большие богатые города Особенно выделялся множеством ве­ликолепных построек, ремесленных мастерских, многолюдием город Ани — столица Армении Династия Багратидов (Баграту-ни) сосредоточила в своих руках обширные земельные владения, возникли феодальные вотчины Армения вступила в период раз­витого феодализма

Процесс развития феодальных отношений шел и в Грузии, пе­реживавшей период феодальной раздробленности Усиливается зависимость крестьян от феодалов Из числа азнауров выделяет ся верхушка — великие азнауры Наряду с потомственными аз-наурами появляются и «царские», получающие землю за службу

В Азербайджане освобождение от власти Халифата также привело к подъему экономики и культуры Как и в Грузии, здесь существовала феодальная раздробленность

Средняя Азия в VI — IX вв не менее, чем Закавказье, страда­ла от вражеских нашествий Юго-западная часть Средней Азии входила в состав сасанидского Ирана, остальная часть попала под власть кочевников Взаимодействие между воинственными кочевниками и жителями земледельческих оазисов — характер­ная черта истории Средней Азии В начале VI в в Среднюю Азию вторглись из Центральной Азии так называемые белые гунны, или эфталиты. Они подчинили себе весь регион вместе с Афганистаном и частью Индии Это непрочное государство пало в середине VI в , но на Среднюю Азию надвигались новые орды В районе Алтая возник Тюркский каганат В VII в он разделился на западный и восточный Центр западного находил­ся в Семиречье, на территории нынешнего Казахстана в районе оз Балхаш В конце VI в тюрки начали покорение Средней Азии Завоеватели опирались на местную аристократию, не вме­шивались во внутренние дела, ограничиваясь получением дани Поэтому народы Средней Азии сохраняли возможности для само­стоятельного развития

VI—VII вв в Средней Азии — время подъема земледелия, как зернового, так и виноградарства и садоводства Реконструи­руются старые ирригационные системы и создаются новые, рас­тут города, начинается складывание феодальных отношений Появляется слой землевладельцев — дехган, или дехкан

Политического единства в регионе не было, существовало много отдельных государств, из которых наиболее развитым был Согд со столицей в Самарканде

С середины VII в. начинается арабское завоевание Средней Азии Захватчикам пришлось столкнуться здесь с ожесточенным сопротивлением местного населения Военные действия продол-36

жались несколько десятков лет, и только в 30-х гг. VIII в. над всей Средней Азией установилась власть Халифата Она принес ла с собой усиление эксплуатации и окончательное установление феодальных отношений Вместе с Халифатом в Среднюю Азию пришла новая религия — ислам, сменивший старые местные культы Средняя Азия была наводнена арабскими и персидскими чиновниками, распространяются арабский и персидский языки, арабская культура

При арабах складываются новые социально-экономические отношения, характерные уже для развитого феодализма, близкие к тем, которые существовали в других странах, входивших в со­став Халифата Все земли делились на государственные, вер­ховным собственником которых считался халиф, частные и ва куфные, принадлежавшие мечетям Впоследствии возник еще один вид землевладения, напоминавший западноевропейский лен и русское поместье — икта, эти земли получали военные и адми нистраторы за службу Однако икта имела тенденцию превра щаться в наследственное владение Крестьяне платили тяжелый поземельный налог

В развитии Средней Азии была своя специфика В условиях жаркого климата и недостатка воды было возможно только по­ливное земледелие Дороговизна орошаемых земель провоциро вала феодалов на их захват В результате среднеазиатское крестьянство было в значительной степени обезземелено и вы нуждено арендовать землю у феодалов Аренда стала одним из способов феодальной эксплуатации

Вместе с тем в Средней Азии быстро развивались ремесло и особенно внешняя торговля Этот регион издавна был важным центром транзитной торговли, здесь проходил великий «шелко­вый путь» из Китая в Европу Среднеазиатское купечество действовало на рынках многих стран В крупных городах рабо­тало множество мастеров самого высокого класса Особенно вы­делялись Самарканд, Бухара и Мерв

Тяжелая феодальная эксплуатация при господстве Халифата приводила к крупным народным восстаниям Одновременно про исходили смуты среди правящей верхушки самого Халифата, где соперничали две династии — Омейядов и Аббасидов Победе Аб басидов во многом помог правитель Бухары Абу Муслим, пытав­шийся демагогически опираться на народные массы Однако, сыграв свою роль, Абу Муслим стал ненужным и был убит по приказу халифа, страшившегося его популярности В глазах на­рода Абу Муслим остался героем и мучеником Один из участ­ников движения Абу Муслима Хашим ибн Хаким по прозвищу Муканна, т е закрытый покрывалом, рядовой ремесленник вы­ступил во второй половине VIII в с проповедью равенства лю­дей Его взгляды были близки к хуррамитским Вокруг Муканны собралось множество недовольных крестьян и горожан Восста­ние, начавшееся в 776 г., продолжалось более семи лет Против

Муканны объединились арабские завоеватели и местные феода­лы. Окруженный войсками врагов, Муканна покончил с собой.

Постепенно власть Халифата расшатывалась. В IX в. это огромное, но эфемерное государственное объединение пережи­вало период феодальной раздробленности. Местные династии становились фактически независимыми от халифа. Власть над большей частью Средней Азии захватили правители Самаркан­да — Саманиды. Сыновья и внуки основателя этой династии — Саман-худата в начале IX в.начали править в Мавераннахре, междуречье Сырдарьи и Амударьи. Постепенно к их державе присоединились Хорасан и часть Ирана. Они стремились укре­пить центральную власть, создали разветвленный администра­тивный аппарат, отраслевые общегосударственные ведомства — диваны. Опорой их была гвардия, состоявшая из молодых ра­бов — гулямов. Время Саманидов характерно развитием куль­туры. Так, в Бухаре существовали многочисленные учебные за­ведения — медресе, библиотеки, к этому времени относится дея­тельность и крупнейшего поэта Рудаки, писавшего на таджик­ском языке.

Таким образом, и в Закавказье, и в Средней Азии в раннем средневековье сложились феодальные отношения. Народам этих стран в тяжелой борьбе удалось отстоять свою независимость от опасных внешних врагов и создать высокую культуру.

Наши рекомендации