Основы мотивации в организационном поведении
Мотивация становиться существенным элементом культуры компании, оказывает влияние на модель организационного поведения и требует, чтобы
менеджмент прислушивался к мнению сотрудников.
Все сознательное поведение людей мотивировано или обосновано конкретными причинами. Работа менеджера заключается в том, чтобы определить побуждения и потребности работников и направить их поведение, мотивируя сотрудников к выполнению поставленной задачи.
Трудовое поведение – определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил.
Внутренние побудительные силы – это: потребности, интересы, желания, стремления, ценности, ценностные ориентации, идеалы, мотивы.
Мотив– это состояние предрасположенности, готовности, склонности человека действовать тем или иным способом.
Функции мотивов
1 ориентирующая
2 смыслообразующая
3 опосредующая
4 мобилизующая
5 оправдательная
Виды мотивов
ü Мотивы побуждения
ü Мотивы суждения
ü Мотивы тормоза
Мотивация – процесс активизации внешних и внутренних побудительных сил, формирующих поведение, который отражает сложную взаимосвязь между внешними факторами, внутренними психическими состояниями и поведением.
Теоретические модели мотивации
ü Содержательные теории мотивации рассматривают внутренние стимулы как основополагающие причины поведения.
ü Процессуальные теории мотивации – основная задача менеджеров в этом направлении – мотивировать работников, используя их способности к научению или обучить, используя их мотивационные возможности.
Роль мотивации в достижении целей организации
Внутренние потребности и побуждения индивида создают напряжение, на которое оказывает влияние внешняя среда.
ü Мотивация к достижениям – это побуждение некоторых индивидов к достижению определенных целей, решению поставленных задач и продвижению вверх по лестнице успеха.
ü Мотивация принадлежности к группе – это стремление некоторых индивидов к установлению социальных связей с другими людьми.
ü Мотивация к компетентности – стремление быть лучшим в чем – либо, ориентация на высокие результаты и качество.
ü Мотивация власти – стремление воздействовать на людей и на развитие ситуации.
Концепции экономической справедливости
1. концепция социального партнерства
2. концепция соучастия в прибылях
3. концепция коллективно – долевого владения
В ценностной регуляции трудового поведения играет роль социальные нормы. Ценности задают направления поведению человека, а нормы регулируют конкретные поступки и действия. Социальные нормы формируются на базе ценностей трудового коллектива. Их назначение – обеспечить соответствие поведения работника общим коллективным ценностям.
В зависимости от способа установления нормы подразделяются: правовые; профессионально должностные; моральные.
Рис. 2 Механизм регулирования трудового поведения
Контрольные вопросы
1. Дайте определения термина «мотивация»
2. Охарактеризуйте сущность теории мотивации и ее виды
3. В чем сущность мотивации власти?
4. Перечислите мотивационные предпочтения в трудовом поведении.
5. В чем сущность мотивации принадлежности к группе?
6. Охарактеризуйте мотивацию к компетентности
7. В чем сущность мотивации к достижениям?
8. Перечислите основные концепции экономической справедливости
9. Охарактеризуйте процессуальные теории мотивации
10. Охарактеризуйте содержательные теории мотивации.
Литература
1.Г.А.Васильев, Е.М. Деев. Организационное поведение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255с.
2. Громкова М.Т. Организационное поведение: учебное пособие для Вузов. – М.: Издательство МГУ, 1995.- 289с.
3. Деева Е.М. Организационное поведение: УМК, Ульяновск ГТУ, 2004. – 129с.
4. Крассовский Ю.Д. Организационное поведение: учебное пособие для Вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.- 345с.
5. Ньюстром Дж.В. Организационное поведение: Перевод с англ. / Под. Ред. Ю.К. Каптуревского. – СПб.: Питер, 200. – 453с.
6. Скополытов И.А. Организационное поведение: учебное пособие для Вузов. – СПб.:Изд-во Смольного Ун-та, 2001.- 421с.
7. Шорохов Ю.И. Организационное поведение: учебное пособие для Вузов. _ М.:2000. - 342
8. www.eup.kulichki.com|Catalog|41-5.htm