Тема 11. Проблема Реформирования ООН. Опыт Юнеско

1. Создание Комиссии по миростроительству и Фонда миростроительства, их деятельность.

Комиссия по миростроительству (КМС) — это новый межправительственный консультативный орган Организации Объединенных Наций, который поддерживает усилия в пользу мира в странах, переживших конфликты, и представляет собой важное дополнение того механизма, который используется международным сообществом для решения более широких задач по обеспечению мира.

Комиссия по миростроительству играет уникальную роль, выполняя следующие функции:

-сводит вместе все соответствующие стороны, включая международных доноров, международные финансовые учреждения, национальные правительства, страны, предоставляющие войска;

-мобилизирует ресурсы;

-рекомендует и предлагает комплексные стратегии постконфликтного миростроительства и восстановления и, при необходимости, привлекая внимание к любым проблемным областям, способным подорвать мир.

Фонд (с 11 октября 2006года) миростроительства обеспечивает удовлетворение постконфликтных потребностей с уделением особого внимания четырем основным областям:

-Деятельность в поддержку осуществления мирных соглашений, особенно в том, что касается национальных учреждений и процессов, созданных или инициированных в соответствии с этими соглашениями;

-Деятельность в поддержку усилий страны по созданию и укреплению потенциала, необходимого для содействия сосуществованию и мирному разрешению конфликта и, следовательно, снижению вероятности возобновления конфликта;

-Создание или воссоздание основных административных служб и соответствующего человеческого и технического потенциала, что может включать, в исключительных обстоятельствах и в течение ограниченного периода времени, выплату зарплаты гражданским служащим и покрытие других периодических расходов;

-Важнейшие мероприятия, направленные на устранение непосредственных угроз процессу миростроительства (например, реинтеграция бывших комбатантов, разоруженных в контексте программы разоружения, демобилизации и реинтеграции).

2. Создание и деятельность Совета по правам человека.

Совет по правам человека — правозащитное учреждение в системе ООН, основанное в 2006 г. и сменившее Комиссию по правам человека. Членами Совета являются государства-члены ООН, избранные Генеральной Ассамблеей.

Структура совета

Члены Генеральной Ассамблеи избирают членов, которые занимают 47 мест. Срок полномочий каждого члена составляет три года, и ни один из членов не может занимать его дольше двух сроков подряд. Места распределяются между региональными группами ООН следующим образом: 13 Африке, 13 Азии, 6 странам Восточной Европы, 8 странам Латинской Америки и Карибского бассейна, а 7 Группе западноевропейских и других государств.

Резолюция о создании Совета по правам человека ООН гласит, что «члены Совета должны поддерживать самые высокие стандарты в области поощрения и защиты прав человека». Генеральная Ассамблея уполномочена, путем голосования в две трети его членов, приостановливать права и привилегии члена Совета, если он настойчиво совершал грубые и систематические нарушения прав человека.

Совет по правам человека, как ранее и Комиссия, может учреждать и упразднять так называемые специальные процедуры - должности докладчиков, экспертов или рабочих групп по отдельным проблемам прав человека или по правам человека на определенной территории (на 2010 год — Бурунди, Камбоджа, КНДР, Гаити, Мьянма, палестинские территории, Сомали и Судан. Ранее существовали также докладчики по Кубе и Белоруссии).

3. Расширение в 1990-е годы миротворческих организаций ООН и ресурсный и организационный кризисы.

ООН осуществляет комплексные операции, связанные с установлением и поддержанием мира и оказанием гуманитарной помощи.

Ей также приходилось предотвращать назревающие конфликты. В постконфликтных ситуациях она все чаще предпринимает скоординированные усилия, направленные на устранение коренных причин насилия и создание основ для прочного мира. Организация Объединенных Наций добилась впечатляющих результатов. В 90–е годы Организация Объединенных Наций оказала содействие восстановлению суверенитета Кувейта, сыграла важную роль в прекращении гражданских войн в Камбодже, Сальвадоре, Гватемале и Мозамбике, восстановление демократически избранных правительств в Гаити и Сьерра-Леоне, а также урегулировала или предотвратила конфликты в ряде других стран.

В настоящее время в начале нового ХХ1 века миротворческая деятельность ООН выходит на новые рубежи, в связи с этим в этой сфере сотрудничества Объединенных Нации, возникают и новые проблемы.

Критики ООН припоминают многие серьезные промахи этой организации, допущенные в течение прошлого десятилетия. В 1994 году ООН не смогла предотвратить геноцид в Руанде, а чуть позже - остановить жестокую войну в Конго, несмотря на то, что Совет Безопасности ООН принял соответствующую резолюцию (более того, гуманитарная помощь, оказываемая по каналам ООН, также запоздала и распределялась неумело). Миротворцы ООН (голландский контингент) стали свидетелями геноцида мусульман в Сребренице (1995 год), хотя именно эта деревня ранее была названа ООН "убежищем" для беженцев, спасавшихся от ужасов гражданской войны в бывшей Югославии. Десятки резолюций Совета Безопасности ООН не выполнялись и не выполняются многими странами. ООН, крайне озабоченная нераспространением ядерного оружия, продемонстрировала свое бессилие, когда атомная бомба появилась у Индии, Пакистана и, возможно, Израиля.

Необходимость реформы ООН стала особенно очевидной после скандала "Нефть в обмен на продовольствие". Выяснилось, что ряд высокопоставленных сотрудников ООН наживались на этом. В числе подозреваемых оказался и сын Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана. В результате, в марте 2005 года Аннан опубликовал план реформы ООН (впервые он призвал к реформам в 1997 году, сразу после вступления в должность, но его порыв к конкретным результатам не привел). Кроме того, в последние годы высокопоставленные функционеры ООН были замешаны в финансовых махинациях, в ООН процветал фаворитизм и даже совершались сексуальные преступления. Существует теория, согласно которой неудачи ООН во многом были предопределены в момент создания этой организации. Изначально она конструировалась, как децентрализованная структура, власть в которой распределялась между Секретариатом и специализированными агентствами. с годами система ООН стала охватывать гораздо более широкий спектр агентств, фондов, программ и мероприятий, чем могли себе представить основатели этой организации. Многие из этих групп имеют собственные органы управления и источники финансирования. Каждая обладает определенной автономией. Децентрализованный характер системы помог отделить функциональную и гуманитарную работу ООН от политических дебатов. С другой стороны, Генеральные Секретари ООН утратили многие рычаги, позволявшие им руководить всей системой, а функции многих подразделений ООН пересекаются. Их сотрудники тратят массу сил и энергии на подковерную борьбу за влияние.

4. Проблема реформы Совета Безопасности.

Совет Безопасности ООН несет на своих плечах важную миссию защиты мира и безопасности на всей планете. Государства-члены, передав доверие и ответственность Совету Безопасности, также надеются, что с помощью реформы Совет Безопасность станет более представительным, повысит уровень демократического принятия решений, прозрачности, станет более эффективным, более авторитетным. Китайское правительство твердо поддерживает осуществление разумных и необходимых реформ в Совете Безопасности.

В настоящее время структура Совета Безопасности не отражает политических реалий, а именно, абсолютное большинство в ООН составляют развивающиеся страны, вопрос представительства в СБ ООН которых должен быть улажен. После реформы Совета Безопасности должен отражать ни чем несдерживаемую тенденцию демократизации международных отношений, верховенства закона. Реформа должна гарантировать всем странам больше шансов, более активное участие в принятии решений Советом Безопасности, должна дать малым и средним государствам реально почувствовать, что СБ ООН именно та структура, которая готова помочь решить проблему.

Таким образом, реформа Совета Безопасности—не только проблема увеличения числа постоянных членов, в соответствии с решениями Генеральной Ассамблеи, нынешние межправительственные переговоры посвящены пяти ключевым вопросам, то есть, категории членства, вопрос права вето, региональное распределение мест, масштаб Совета Безопасности после расширения состава и методы работы Совета, а также взаимоотношения между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей--такой системный проект вряд ли будет осуществлен за одну ночь.

5. Основные подходы к вопросу расширения Совбеза ООН.

15 сентября 2004 занимавший пост Генерального секретаря ООН Кофи Аннан сделал заявление о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН. Это привело к настоящей битве за статус постоянных членов Совбеза.

22 сентября 2004, перед началом 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, с совместным заявлением выступили бразильский президент Луиш Игнасиу Лула да Силва, немецкий министр иностранных дел Йошка Фишер, премьер-министр Индии Манмохан Сингх и премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми, отметившие намерение их стран получить постоянное представительство в Совбезе: Япония и Германия — как одни из самых развитых промышленных стран мира и главных спонсоров ООН; Индия — как страна с миллиардным населением, стремительно развивающимися высокими технологиями и ядерным оружием, а Бразилия — как самое крупное государство Латинской Америки. Они также полагают, что структура Совбеза, сложившаяся в 1946 году, безнадёжно устарела, и считают необходимым увеличить число постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето, для эффективного противостояния новым глобальным угрозам. Эта группа стран представляет собой так называемую «четвёрку» — G4.

Тем временем Индонезия заявила, что она должна быть представлена в Совбезе как самая населённая (230 млн человек) мусульманская страна планеты. А Италия выступила с предложением предоставить постоянное место всему Евросоюзу с правом передачи полномочий от одного государства ЕС другому. Кроме того, о своих претензиях заявили и три африканские страны — ЮАР, Египет и Нигерия, собирающиеся представлять в Совбезе свой континент. Эта группа стран представляет собой так называемую «пятерку» — G5.

Также на место в совете безопасности претендуют Северная Корея и Израиль

Бразилия, Германия, Индия и Япония уже с середины 1990-х годов настаивают на реформе ООН и расширении Совета Безопасности. В мае 2005 они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нём постоянно, — с пяти до 11. Кроме самих инициаторов реформы, на постоянное членство рассчитывают два африканских государства. Наиболее вероятные кандидаты — Египет, Нигерия и ЮАР.

Против расширения СБ выступают Китай, США, Россия, Франция и Великобритания. Вашингтон в принципе возражает против увеличения числа членов Совбеза, так как это затруднит процесс принятия решений.

9 июня 2005 на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН «четвёркой» внесён скорректированный проект резолюции, по которому новые постоянные члены Совбеза ООН будут лишены права вето на ближайшие 15 лет.

Вопрос расширения СБ ООН был неофициально обсуждён на саммите «большой восьмёрки» 6-8 июля 2005 в Глениглз (Шотландия).

По состоянию на 2010 год, реформирования СБ ООН не произошло.

6. Проблема реформы ооновского миротворчества.

Проблемы реформы заключается в том, что существует множество отделов и подотделов, в которых происходит регулятивная деятельность,с годами она становится менее эффективной. Короче бюрократия процветает. А Еще США постоянно угрожает ООН. США заявляет об окончании финансирования некоторых проектов. Т.О. основная проблема- зависимость ООН от многих факторов и слабость ее в принятии некоторых решений.

Реформа и совершенствование ооновского миротворчества.

Потенциал ООН по быстрому и эффективному развертыванию

операций.

-Военный персонал.

-Полицейский персонал.

-Материально-технический персонал, процесс закупок и управление

расходами.

Восьмиэтапный процесс:

Установление потребности и подготовка заявки,

Проверка наличия финансовый средств для закупки определенных товаров;

Начало процедуры «приглашения для участия в торгах» или просьбы предоставлять предложения;

Оценка представленных заявок;

Направление материалов в Комитет по контрактам;

Заключение контракта и размещение заказа на производство;

Ожидание, пока будут произведены данные товары;

Поставка товаров в миссию.

Цепочка разрешения на расходование: подразделение ООН - ревизор – одобрение бюджета миссии Консультативным комитетом (ККАБВ) и Генассамблеей – проект бюджета не может быть передан в ККАБВ пока СБ не принял резолюцию, утверждающую миссию. ГА не принимает резолюцию, пока ККАБВ и Пятый комитет не согласуют заявление, раскрывающее финансовые последствия.

Резервный Фонд в 150 млн. дл. Генсекретарь с разрешения ККАБВ может ассигновать до 50 млн. Свыше – решение ГА.

В исключительных случаях для крупных операций ГА разрешает Генсеку ассигновать до 200 млн.

Наши рекомендации