Позиции РФ в странах Магриба и Ближнего Востока в преддверии «Арабской весны»
В 1990-2000 гг. арабский мир в целом не был приоритетом внешней политики России, которая переориентировалась на Запад в поисках европейских союзников, игнорируя при этом события на ближневосточном регионе. В 1970-80-е гг. СССР уделял Большому Ближнему Востоку большое внимание, осуществлялось экономическое и политическое сотрудничество, и после распада Советского Союза эта «площадка» была частично потеряна, появились новые региональные игроки, исповедовавшие собственные интересы.
В Концепции Внешней политики РФ 2000 г. в первую очередь ставилась задача укрепления и восстановления экономических отношений, так как определить своё место в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке было весьма трудно после распада СССР. В результате Арабские государства были оттеснены на периферию стратегических приоритетов.[10]
Стартом для российской активизации в регионе стало 11 сентября 2001 года, в ходе чего после нью-йоркской трагедии США объявили мусульманские государства главным местом борьбы против глобального терроризма: правящим режимам арабских стран было предложено провести ускоренную демократизацию социальных институтов, а также реформировать религиозные учреждения. Те государства региона, наиболее препятствующие указанным реформам, стали подвергаться информационным атакам Запада, направленных на дискредитацию существующих политических режимов.
Вторым сигналом стало американское вторжение в Ирак (2003 г.), усиливавшее напряжённость на Ближнем Востоке. Российская Федерация старалась предотвратить военную акцию американцев в Ираке: в течении 2002 – в начале 2003 гг. Президент В.В. Путин подчёркивал важность решения иракской проблемы в рамках ООН, но уже 20 марта 2003 года Соединённые Штаты, нарушив в одностороннем порядке устав Организации Объединённых Наций, вторглись в Республику Ирак. Президент РФ однозначно высказался по этому вопросу, осудив действия США.
Россия сразу же отвергла идею о введении своего контингента в Ирак и выразила готовность рассматривать иракскую проблему в контексте СБ ООН, продолжая находить общие точки прикосновения с заинтересованными государства, включая США. Так в июле 2004 г. начались взаимодействия России с переходным правительством Ирака: РФ выразила заинтересованность в восстановлении иракской экономики, даже обговаривалась возможность отправки в Ирак российских специалистов, которая не реализовалась в полной мере из-за усугубления военно-политической обстановки в этой стране.
Ещё одним ближневосточным субрегионом налаживания отношений в тот период стал Аравийский полуостров: российская дипломатия преследовала здесь интересы в виде усиления самостоятельности, прагматичности и экономической составляющей во внешней политики РФ. Так в 2002-2003 годах развивался диалог с Саудовской Аравией, которая была заинтересована в поиске новых партнёров на политическом и экономическом рынках. Очевидной причиной данной диверсификации внешней политики саудитов стали осложнения отношений с США после событий 11 сентября 2001 г.
Ключевыми на тот вопросами российско-саудовских отношений было взаимодействие в антитеррористической сфере, в котором обсуждалась готовность саудовской монархии бороться с международным терроризмом, перекрывать каналы обучения и переброски экстремистов; взаимодействовать в наукоёмких и высокотехнологичных областях, а также решать проблемы энергоресурсов монархий Персидского залива: среди договоров, подписанных между РФ и Саудовской Аравией во время визита саудовского принца, стало соглашение о сотрудничестве в области нефти газа, рассчитанное на 5 лет.[11]
Становится взаимодействие с Организацией Исламской конференции (ОИК), налаживаются контакты с такими группировками, как «Хамас», являющаяся стороной палестинского конфликта, и «Хизбалла». В последующем был осуществлён визит делегации «Хамас» в Москву в марте 2005 г. А Уже в апреле 2005 г. состоялся визит Президента В. Путина в Израиль, Египет, а также Палестину. Каждое из этих государств и организаций Большого Ближнего Востока по-своему примечательное и занимает особое место в списке приоритетных партнёров России, а также по значению на ближневосточной арене. В.В. Путин преследовал идею проведения международной конференцией по Ближнему Востоку, где посредническую роль будет играть четвёрка государств-конспонсоров, но было понятно, что конференция не состоится в предложенным формате.
Важной экономической задачей России в Северной Африке и на Ближнем Востоке стала реструктуризация арабских долгов или их полное, или частичное аннулирование путём закупки у РФ военных или иных закупок. Решая эту проблему, президент В.В. Путин посетил Алжир; в ходе переговоров были улажены вопросы по алжирскому долгу, по поставкам российского оружия, а также были подписаны меморандумы о сотрудничестве между «Газпромом» и крупнейшей алжирской нефтегазовой компанией «Sonatrach» в разработках нефтегазовых месторождений, транспортировки энергоресурсов и модернизации инфраструктуры. Визит В.В. Путина весьма положительно сказался на взаимоотношения Алжира и России, а подписанные соглашения позволили российским компаниям играть важную роль в алжирской экономике.
В 2005 году был решен вопрос сирийского долга, осложнявший отношения между Россией и Сирией. В ходе визита Президента Б. Асада в Москву была подписана Декларация о дальнейшем укреплении дружбы и сотрудничестве, где обговаривалось совместное военно-техническое сотрудничество, участие российских компаний в разработках новых газовых месторождений, строительство инфраструктуры и ГЭС. Всё это стало условием списания сирийского долга. В этом же году Президент РФ посетил Каир, также состоялся визит Президента Хосни Мубарака в Москву. Это позволило восстановить отношения, наладить сотрудничество в экономической, политической сфере, обозначить задачи в области безопасности. Но внешнеполитическая ориентация Египта направлена на США, несмотря на обширные возможности во взаимодействии с Россией.
2000-е гг. по сравнению с 90-ми стали периодом возможностей РФ в странах Арабского Востока. Такие сферы как: инвестиционные вложения, снабжение материалами позволило укрепить сотрудничество, а также Арабский рынок стал достаточно привлекательным для крупных компаний. Новой сферой взаимодействия стала кооперация в космической области начатое в 2000-м г. За первое десятилетие было запущено 6 коммерческих спутников Саудовской Аравии, два Алжира и единственный спутник Марокко. Российская сторона обеспечила запуски Арабских государств своими ракетоносителями. Несмотря на активизацию России в торгово-экономическом сотрудничестве с Арабскими государствами уровень отношений был не таким высоким, но значительно увеличило авторитет РФ в регионе Большого Ближнего Востока.
2. Влияние событий "Арабской весны" на интересы России в регионе Большого Ближнего Востока
2.1 Политические и экономические последствия "Арабской Весны" в странах Северной Африки и Ближнего Востока
В течение нескольких лет «Арабская весна» сильно отразилась и продолжает отражаться на двух сферах общественной жизни: политической и экономической. Можно сказать, что одно вытекает из другого: политическая нестабильность привела к экономической: сокращению резервов и безработице. Последствия «Арабской весны», скорее, только начинают последовательно проявлять себя. В некоторых странах этот процесс значительно приостановился, а в других находится на пике.
Жертвами Арабской весны стали четыре старейших диктатуры региона: йеменская, египетская, тунисская и ливийская. Режим Б. Асада в Сирии пока держится из последних сил, но и он, вероятно, не устоит. В десятке других арабских стран прошли многотысячные митинги и акции протеста против политики правящих режимов, по всему Ближнему Востоку и Северной Африке люди требовали одного и того же: большего участия в экономической и политической жизни, лучшей системы управления и больше гражданских свобод.
Анализируя эти несколько лет, подводить окончательные итоги «Арабской весны» еще рано. В некоторых странах свержение старых режимов уже случилось, а в некоторых до сих пор идет гражданская война. Процесс трансформации пока далек от завершения. Пока в большинстве стран так и не была написана новая конституция, исключением стал лишь Египет, при том значительная часть населения страны недовольна принятой конституцией.
Все государства Большого Ближнего востока можно разбить на три типа, первый: страны, пережившие революцию, к ним относятся Тунис, Египет, Ливия и Йемен. В этих государствах были свергнуты режимы авторитарного типа и выбраны новые главы правительств и национальные лидеры. В Тунисе смена власти заняла немного времени, а Ливии пришлось пройти через гражданскую войну, чтобы свергнуть Муаммара Каддафи. В Египте после прихода к власти военных 19 марта 2011 г. прошел референдум по изменению конституции, которая ограничила власть президента (4 года вместо 6, запрет на 3 срок, отмена чрезвычайных полномочий), а затем президентские выборы.
Нужно сказать, что в перечисленных государствах важную роль играют исламисты, пока в основном это умеренные представители течения, которые, правда, все равно являются угрозой для безопасности граждан и для западных лидеров. Но растет и поддержка более радикальных движений, например, салафитов. Лидеры пока так и не определились, в какой степени мусульманские законы должны влиять на общество и правительство, например, остро стоит вопрос прав женщин.
Наибольшие опасения вызывала ситуация в Египте, где больше половины мест в парламенте на выборах получили партия "Свобода и справедливость", политическое крыло "Братьев-мусульман", и партия Ан-Нур, представляющая интересы салафитов. Затем парламент был распущен по решению суда. В июне 2012 года на президентских выборах в стране победу одержал Мухаммед Мурси, один из лидеров "Братьев-мусульман". С момента избрания Мурси начал прибирать к рукам всю власть в стране. Снова начались протесты и насилие - 27 января Мурси объявил чрезвычайное положение, усилил напряжение внутри Египта. В результате 4 июля 2013 года в Египте произошёл военный переворот, который возглавил военный министр генерал-полковник Абдул Фатах Халил ас-Сиси. Президент Мурси был арестован. Военный переворот поддержала светская оппозиция, коптская церковь и влиятельный общественный деятель Мохаммед эль-Барадеи. Исполняющим обязанностей главы государства стал председатель Конституционного суда страны Адли Мансур. А после президентских выборов новым главой государства стал Абдул Фатах Халил ас-Сиси.
В других странах напряженность сохраняется, но до уличных боев пока не доходит. В Тунисе тяжелыми остаются отношения между умеренными исламистами, пришедшими к власти, и более радикальными салафитами. В Ливии до сих пор часть территорий находится под контролем радикальных исламистов. Йемен страдает от сепаратистов на юге страны, которых поддерживает Аль-Каида, и от мятежников на севере.
Следующая группа государств, в которых «Арабская весна» была прервана, и где правительства сохранили свой состав и свои полномочия, это Марокко, Алжире и Иордании. В этих страны исполнительные органы власти были вынуждены пойти на проведения реформ путём поступательного внедрения.
Король Иордании Абдалла II уже отправил в отставку несколько кабинетов и продолжает обещать экономические и социальные реформы. Выборы в стране в январе этого года прошли неспокойно: на улицах бушевали протесты против коррупции и нарушений.
Мухаммед VI, король Марокко, переписал Конституцию и поделился властью с парламентом. Премьер-министром первый раз за всю историю страны стал представитель умеренных мусульман.
Самой спокойной страной региона остается Алжир: в стране сильна память о гражданской войне 1990-х годов, кроме того ситуация в стране напряженная из-за соседства с исламистскими странами и влияния Аль-Каиды. Чрезвычайное положение действовало в стране 19 лет, после Арабской весны оно было отменено - это самое главное достижение протестующих.
Последняя группа арабских стран, где произошла «арабская весна» это Сирия и Ливан. В Сирии уже два года не стихает гражданская война между оппозицией и сторонниками режима Б. Асада. Погибли около 60 тысяч человек, сотни тысяч стали беженцами. В Сирии отсутствовал острый социально-экономический и политический кризисы по сравнению с Тунисом и Египтом. Главной причиной противостояния в этой стране является поддержка извне действий вооруженных оппозиционных группировок. Сирийские регулярные войска, освободив от антиправительственных вооруженных группировок важные города Хомс и Идлиб, практически ликвидировала очаги организованного сопротивления. Несмотря на это сейчас продолжается проникновение на сирийскую территорию боевиков-террористов, финансируемых и подготовленных недоброжелателями сирийского режима. Ливан, соседнее государство Сирии, находится в зоне доступа сирийских радикальных групп, и «Арабская весна» в последнее время стало сильно угрожать этому государству.
Целями же ведущих стран НАТО, Израиля, монархий Персидского залива является свержение Б. Асада, изменение внутренней и внешней политики Сирии. Существуют также планы по расчленению Сирии по этно-конфессиональному принципу. Таким образом в лице Сирии будет устранен союзник Ирана и радикальных палестинских группировок, оказывающих прямое воздействие на Израиль, появится возможность нанесения военного удара по Ирану. С падением режима Б. Асада произойдёт ослабление шиитского влияния, в том числе алавитов, в самой Сирии, в Ливане и Ираке. Об этих планах свидетельствуют результаты стамбульской встречи 1 апреля 2012 г. так называемых «Друзей Сирии» (страны НАТО, монархии Персидского залива), где было принято решение об увеличении помощи сирийской оппозиции, радикальным группам. Важным решением данной встречи стало признание оппозиции «легитимным представителем сирийского народа». Китай и представители сирийского руководства.
Арабская весна привела к значительному спаду в экономике стран, ее переживших. Это сильно сказалось на различных макроэкономических показателях: во всём регионе рост ВВП снизился с 4,2% в 2010 году до 2,2% в 2011 году и до 2,4% в 2012 году - это самые низкие темпы роста за последнее десятилетие. Сильнейший удар понесли страны, пережившие революции и гражданские войны. Лишь экономика Марокко ускорилась за этот период. В 2013 году, экономика региона ускорилась до 3,5%[12].
«Арабская весна» также сказалась добыче нефти и на промышленности этих стран. Например, в 2010 году в Ливии добывалось 1,65 млн барр в сутки, то в 2011 году в среднем 0,47 млн барр[13]. В Тунисе добывающий сектор сократился на 40%. В Сирии с 2010 года по сентябрь 2012 года добыча нефти сократилась на 60%.
Революционные события и гражданские войны резко сократилм туризм. В первом и втором квартале 2010 года Египет, Марокко, Тунис, Иорданию и Ливан посетило 20 млн чел., в первом полугодии 2011 - 15 млн. Потоки туристов в Тунис и Египет сократились на 40%. Это существенно замедлило рост экономики. До сегодняшнего момента туризм полностью не восстановился. Потоки ПИИ (Прямые иностранных инвестиций) на Большом Ближнем Востоке начали сокращаться еще во время кризиса 2008-2009 года. С 2010 по 2011 годы потоки ПИ обвалились на 46% до $11,4 млрд - самое маленького значения с 2004 года. «Арабская весна» катастрофически повлияла на приток иностранного капитала в регион.
Из-за падения экспорта нефти и туризма дефицит текущего счета стран значительно вырос: в Египте, Марокко и других с 2010 по 2011 годы он удвоился. Это привело к падению курсов валют. Глубокой девальвации удалось избежать только с помощью ремиссий центробанков, которые заметно сократили резервы. В Египте фин. резервы снизились с $35 млрд в январе 2011 года до $15 млрд в декабре 2012 года. Катастрофы удалось избежать лишь с помощью МВФ и других стран, согласившихся поддержать арабские государства. Однако значительная часть помощи, которая бы обещана, до сих пор не поступила.
В ответ на протесты и социальные волнения правительства арабских государств пошли на увеличение социальных расходов. Первое место по ним заняли Алжир и Тунис. Этим действием правительства попытались остановить или хотя-бы уменьшить волну протестов, как-то компенсировать рост цен на еду и энергоносители. В результате, в странах выросли субсидии на топливо и еду, социальные пособия, пенсии и зарплаты. Результатом стал рост дефицитов бюджета, а затем и госдолга. На примере Египта и Иордании чётко видно как это тяжело сказалась на их экономике - где госдолг приближается к 80% ВВП. Самый высокий госдолг в регионе у Ливана - 136% ВВП, но он за последние годы даже немного снизился.
В регионе Магриба и Ближнего востока уже длительное время сохраняются проблемы на рынке труда. Безработица находится на уровне 10%, а среди молодежи - 30%. Рабочая сила в регионе растет на 2,7% в год. по оценке МВФ до 2020 года на рынок труда выйдут еще 10,7 млн человек. Это продолжит обеспечивать социальное напряжение в регионе.
Рынок труда MENA[14]является одним из самых низкоэффективных в мире, согласно оценке (ВЭФ) Всемирного экономического форума. Работникам не хватает профессиональных навыков и знаний, ведь образовательная система части арабских государств неэффективна. Большая часть рабочих мест приходится на госсектор и сельское хозяйство, а частный сектор постепенно вытесняется. Также в MENA безработица являются лидирующей среди всех государств планеты.[15]
Опасения вызывают субсидии правительств, как правило на еду и энергоресурсы. Еще до Арабской весны в Египте выплачивались субсидии на уровне 9,3% ВВП, а после революции выросли до 10,4% ВВП. Похожая динамика наблюдалась и в других странах. Арабским государствам требуется постепенная отмена субсидий, каждый шаг должен быть объяснен и озвучен - это поможет избежать выступлений и протестов. Как высказался Самир Радван, бывший министр финансов Египта:«Правительству нужно думать об экономике, а не о консолидации власти»[16]
Регион исторически всегда был связан отношениями с Европой: эторговые связи, ПИИ, перечисления от эмигрантов и туризм. В результате, арабские страны пострадали от европейского кризиса. На торговлю внутри региона приходится лишь 3% торговли MENA. Регион нужно открыть для торговли друг с другом и с другими развивающимися странами. Иначе последствия могут быть весьма разрушительными.
После революции в Египте 2011 г. стало ясно: молодёжь, благодаря которым случилось восстание, продолжает чувствовать себя преданными, а исламистское правительство было сосредоточено на консолидации политической власти, а не на восстановлении экономической сферы.
Основные требования каирского восстания 25 января была выражена в девизе - "хлеб, свобода, социальная справедливость". Этот тезис выразил стремление к переменам, которое создало беспрецедентные ожидания на улицах арабских городов. Сегодня недовольство вновь возвращается из-за плохих экономических результатов нового правительства - хлеб был и остается главным лозунгом протестующих.
Египетская экономика столкнулась с серьезными проблемами. Технически страна в рецессии, при этом она уже пережила длительный период медленной положительной динамики, большой дефицит бюджета, сокращение иностранных резервов и рост разрыва платежного баланса. Египетский фунт находится под тяжелым давлением. Между тем, все больше и больше людей по всей стране оказываются за чертой бедности.
Широко разрекламированная программа Ренессанса, которую "Партия свободы и справедливости" предложила после президентских выборов в мае и июне 2012 года как путь к восстановлению и процветанию, просто растаяла в воздухе. Сейчас она стала предметом сатиры для карикатуристов и комиков. Если не вернутся к дореволюционным темпам роста в 7%, безработица и бедность не снизятся, а кризис продолжится.
Единственный путь из этого тупика - это создание политической системы, которая бы включала все точки зрения, а не была бы разделена на части. Это помогло бы достичь консенсуса о том, как изменить политику, - это очень нужно Египту. Другими словами, решение экономических проблем Египта во всех уровнях все больше вовлекаются в политику.
Пример резюме показывает, что вероятно сценарием арабской весны не может быть демократизация государственного строя, а установление про исламистских правительство от самых радикальных самоуверенных.
Отсутствие общего плана и единого мнения по созданию нового государства оппозиционных сил касаемо будущего государства приводят к гражданской войне и ее последствиям, к геноциду религиозных меньшинств, а также дестабилизации внутриполитической ситуации в целом.
Последствия «арабской весны» ощущаются сегодня и на глобальном уровне, но в первую очередь их почувствовали в «очагах революций» и соседних с ними странах, особенно на фоне общих негативных тенденций в мировой экономике и возрастающей взаимосвязанности современного мира.