По теме «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА»
Основы идеологии
Белорусского государства
Выпуск 1
(для информационно-пропагандистских групп)
Лида 2008
Содержание
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.......................................................................... 3
ИДЕОЛОГИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ........................................................................... 12
«СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО БЕЛАРУСИ И РОССИИ: ИТОГИ И ДОСТИЖЕНИЯ»............. 25
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ................................................................................................................. 35
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ - ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.................................................................................................................................... 44
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ рОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
В последние годы в Беларуси активно идут процессы по моделированию концептуальных основ государственной идеологии. В силу сложившихся обстоятельств роль духовного наставника общества взяли на себя различные государственные институты, в частности, Президент, Парламент, Совет, Министров, местные органы власти. Именно они формируют политическую культуру и политическое сознание людей, обеспечивают законность и порядок, права и свободы граждан, определяют идеологические нормы и установки, а также занимаются практической реализацией идеологии государства.
Центральным элементом политической системы Республики Беларусь является Президент, пост которого был введен в Беларуси в 1994 году вместе с принятием Конституции. Президент как хранитель основ конституционного строя, ценностей общества олицетворяет единство народаи на этом основании обеспечивает необходимое взаимодействие всех ветвей власти. Глава государства предотвращает и разрешает возможные конфликты между властями. Конституция Беларуси наделяет Президента правом вмешиваться в рассмотрение законопроектов палатами Парламента в случае непринятия ими согласительного текста законопроекта. Президент вправе обратится к избирателям посредством вынесения основного вопроса на референдум. Президент выступает арбитром между различными политическими силами, тем самым способствует развитию вгосударстве таких признаков демократии, как многопартийность, свобода мнений, привлечение каждого гражданина к участию в решении государственных дел. Президент Беларуси наделен рядом контрольных полномочий. В отношении исполнительной власти это достигается за счет подотчетности Правительства Президенту, прямого подчинения ряда министерств и ведомств непосредственно Главе государства, правом Президента отменять акты Правительства. Контрольная функция в отношении законодательной и судебной властей выражается вприостановке Президентом действия решений местных Советов; постановке перед Конституционным Судом вопроса о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Конституции.
Президент Беларуси А. Г. Лукашенко выступил инициатором создания идеологии белорусского государства.Ведь государство, лишенное четких целей и не определившее метод и средства их достижения, фактически слабо и беззащитно. Ему могут быть навязаны чужие идеалы и ценности. Вопрос об идеологии белорусского государства впервые был четко сформулирован в послании Президента 1998 года, за которым последовал ряд научно-практических конференций и совещаний. Выстраивая свои идеологические приоритеты, необходимо учитывать как опыт прошлых столетий, так и то новое и позитивное, что появилось у нас в процессе построения суверенного и независимого белорусского государства. Идеология должна соответствовать потребностям государства и народа, глубоко проникать в сознание людей, стать частью их мировоззрения. Государственная идеология, как подчеркнул А. Г. Лукашенко, сформулирована в Основном Законе — Конституции Республики Беларусь. Именно в ней четко определены важнейшие идеологические приоритеты белорусского государства:
• принцип народовластия, под которым понимается право народа управлять своим обществом и государством через представительные органы власти, а также участвовать в референдумах и всенародных собраниях;
• принцип социальной справедливости, гарантирующий каждому гражданину Беларуси достойные условия жизни;
• принцип верховенства права, т.е. реальное обеспечение прав и свобод человека;
• принцип национальной солидарности, обеспечивающий сплочение всех граждан страны в построении сильной и процветающей Беларуси;
• принцип суверенитета белорусского государства, под которым понимается право народа быть хозяином на собственной земле, иметь свою национальную культуру и свои национальные традиции.
Высшим представительным и законодательным органом власти в Республике Беларусь является Парламент. В 1994 году согласно новой Конституции высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь стал Верховный Совет, имевший право принимать законы и вносить изменения и дополнения в Конституцию. В 1996 году белорусский Парламент приобрел новое название и структуру. Парламент современной Беларуси носит название Национального собрания Республики Беларусь и состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Численность Депутатского корпуса Национального собрания составляет 174 человека, срок депутатских полномочий ограничен четырьмя годами. Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Совет Республики является палатой территориального представительства, состоящей из 64 депутатов (по 8 депутатов от каждой области и 8 назначаете Президентом Республики Беларусь).
Национальное собрание Республики Беларусь является одним из важнейших государственных институтов, активно задействованным в идеологических процессах белорусского государства. Наиболее реальной возможностью влияния Парламента на государственную идеологию является законодательное содействие созданию необходимых условий для формирования новых идей, взглядов, ценностей, моделей поведения, которые могут лечь в основу развития общества и государства. На современном этапе развития суверенного белорусского государства Национальное собрание Республики Беларусь должно сосредоточить усилия, прежде всего, в том, чтобы сделать действующее законодательство максимально совершенным.
Эффективность законотворческого процесса в республике обеспечивается тесным взаимодействием между собой всех его участников — Палат Парламента с субъектами права законодательной инициативы, экспертными организациями, которые действуют в русле единой государственной политики. Основной целью этой политики является оказание помощи конкретному человеку, участие в решении его жизненных проблем, а также проблем общества в целом. Именно поэтому предметом особого внимания народных избранников является личность как один из субъектов политической жизни и объект законотворческой деятельности. Это способствует формированию у граждан Беларуси чувств патриотизма, гражданственности, любви к своей Родине, содействует проявлению своей гражданской позиции и участию в решении задач, стоящих перед обществом, а также укреплению независимости и целостности Республики Беларусь.
В идеологической деятельности Национального собрания Республики Беларусь особое место занимает законодательное регулирование духовной жизни белорусского общества. Важнейшими объектами законодательной деятельности Парламента в сфере духовной жизни являются образование, культура, наука. Законы, принятые Национальным собранием в данных сферах, создают необходимые условия для формирования интеллектуально активной, высоконравственной, разносторонне развитой, профессионально подготовленной личности. Они дают реальную возможность всем жителям Беларуси пользоваться достижениями белорусской культуры, науки, помогают реализовать свои творческие способности. Таким образом, Национальное собрание Республики Беларусь является важным идеологическим органом. От его Деятельности зависит реализация пропагандируемых в стране идеологических постулатов, жизнь каждого отдельного человека, поскольку именно законодательное творчество Парламента определяет основные ценности, идеалы, потребности, запросы, модели поведения граждан республики.
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. В своей деятельности оно подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Он руководит деятельностью Правительства и отвечает за его работу. Идеология практической деятельностиСовета Министров проявляется в осуществлении кадрового, финансового и материального обеспечения деятельности народного хозяйства, в создании необходимых для этого организационных структур, в способах распоряжения материальными, финансовыми и прочими ресурсами, в осуществлении им экономической, аграрной, социальной, жилищной и иной политики белорусского государства. Организация информационно-пропагандистской работыПравительства направлена на формирование определенного общественного мнения через СМИ. В отличие от практической управленческой и исполнительно-распорядительной деятельности она адресована непосредственно гражданам Беларуси и имеет целью выработку в них таких качеств, как ответственность, чувства долга, патриотизм и т.п. Действия Правительства и всех органов исполнительной власти по поддержанию норм, правил, традиций, настроений, необходимых для динамичного развития общества, призваны обеспечить в Беларуси создание культурной и эмоционально-психологической основы для глубокого укоренения в общественном сознании идеологии белорусского государства.
Один из эффективных способов участия населения в общественно-политической жизни государства – организация деятельности местного самоуправления. И именно на этом уровне государственная идеология получает возможность наиболее эффективно влиять на общество, разум и волю отдельных граждан. Прямое участие народа в управлении государством формирует у граждан определенные качества, направленные на решение как государственных, так и региональных проблем, позволяет выполнять определенные идейно-воспитательные функции. В настоящее время идеологическая деятельность органов местного управления и самоуправления должна быть более разносторонней и эффективной, должна повышаться их воспитательная роль. Их непосредственной обязанностью является массово-политическая и культурно-просветительская работа, охрана общественного порядка, воспитание молодежи, организация досуга граждан. Особенно важно, чтобы на местном уровне была создана четкая технология идеологической работы по таким направлениям:
--- формирование путей и целей развития государства и общества
— систематическое информирование граждан о важнейших событиях, происходящих в государстве, обо всех вопросах, касающихся социально-экономического развития местных территорий;
--- повышение политической культуры населения, его социальной активности
— формирование у граждан активной жизненной позиции, позитивного отношения к происходящим в государстве и обществе процессам.
В ряде мест организованны прямые телефонные линии местных исполкомов, дни открытого письма, выездных заседания исполкомов на предприятиях и в хозяйствах, соревнования между коллективами.
Идеология государства должна быть конкретной, направленной на обеспечение всех без исключения сторон жизнедеятельности государства и общества, на придание им надлежащего смысла и поиск путей поступательного прогрессивного развития. Закрепленный в Конституции плюрализм идеологий и мнений означает, что идеология государства должна вырабатываться в свободных общественных дискуссиях с участием политических партий, общественных организаций, лидеров общественного движения при посредничестве независимых СМИ. Этому способствует деятельность всех государственных институтов власти в нашей стране.
Вопросы для проведения игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
по теме «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА»
1. Перечислите государственные институты власти в нашем государстве.
2. Центральным элементом политической системы Республики Беларусь, Глава государства ______________________________.
3. Президентская власть в Республики Беларусь была введена - _______________________.
4. Инициатор создания идеологии белорусского государства - ______________________________.
5. Документ, в котором сформулирована государственная идеология -_________________.
6. Перечислите важнейшие идеологические приоритеты белорусского государства, определённые в Конституции Республике Беларусь:
А) –
Б) -
В) -
Г) -
Д) –
7. Высший представительный и законодательный орган власти в Республике Беларусь:
А) с 1994г. - _____
Б) с 1996г. - _____
8. Назовите палаты действующего белорусского Парламента
А) -__;
Б) - ___
9. Центральный орган государственного управления, представляющий исполнительную власть в Республике Беларусь, правительство - _
10. Глава Правительства - ________
11. В чем заключается информационно-пропагандистская деятельность Правительства _____
12. Перечислите мероприятия, которые организует местная власть с целью формирования активной гражданской позиции.
13. Когда впервые был сформулирован вопрос об идеологии белорусского государства?
14. Объясните, в чём заключается взаимосвязь таких понятий, как «идеология» и «государство» (1-2 предложения)