По теме «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА»

Основы идеологии

Белорусского государства

Выпуск 1

(для информационно-пропагандистских групп)

Лида 2008

Содержание

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.......................................................................... 3

ИДЕОЛОГИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ........................................................................... 12

«СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО БЕЛАРУСИ И РОССИИ: ИТОГИ И ДОСТИЖЕНИЯ»............. 25

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ................................................................................................................. 35

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ - ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.................................................................................................................................... 44

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ рОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

В последние годы в Беларуси активно идут про­цессы по моделированию концептуальных основ государ­ственной идеологии. В силу сложившихся обстоятельств роль духовного на­ставника общества взяли на себя различные государствен­ные институты, в частности, Президент, Парламент, Совет, Министров, местные органы власти. Именно они форми­руют политическую культуру и политическое сознание людей, обеспечивают законность и порядок, права и сво­боды граждан, определяют идеологические нормы и уста­новки, а также занимаются практической реализацией идеологии государства.

Центральным элементом политической системы Рес­публики Беларусь является Президент, пост которого был введен в Беларуси в 1994 году вместе с принятием Кон­ституции. Президент как хранитель основ конституционного строя, ценностей общества олице­творяет единство народаи на этом основании обеспечивает необходимое взаимодействие всех ветвей власти. Глава государства предотвращает и разрешает возможные конфликты между властями. Конституция Беларуси наделяет Президента правом вмешиваться в рассмотрение законопроектов палатами Парламента в случае непринятия ими согласительного тек­ста законопроекта. Президент вправе обратится к избирателям посредством вынесения основного вопроса на референдум. Президент выступает арбитром между различными политическими силами, тем самым способствует развитию вгосударстве таких признаков демократии, как многопартийность, свобода мнений, при­влечение каждого гражданина к участию в решении госу­дарственных дел. Президент Беларуси наделен рядом контрольных полномочий. В отношении исполни­тельной власти это достигается за счет подотчетности Пра­вительства Президенту, прямого подчинения ряда мини­стерств и ведомств непосредственно Главе государства, правом Президента отменять акты Правительства. Контроль­ная функция в отношении законодательной и судебной вла­стей выражается вприостановке Президентом действия ре­шений местных Советов; постановке перед Конституцион­ным Судом вопроса о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Конституции.

Президент Беларуси А. Г. Лукашенко выступил инициатором создания идеологии белорусского государ­ства.Ведь государство, лишенное четких целей и не опре­делившее метод и средства их достижения, фактически слабо и беззащитно. Ему могут быть навязаны чужие идеа­лы и ценности. Во­прос об идеологии белорусского государства впервые был четко сформулирован в послании Президента 1998 года, за которым последовал ряд научно-практических конференций и совещаний. Выстраивая свои идеологические приоритеты, необходимо учитывать как опыт прошлых сто­летий, так и то новое и позитивное, что появилось у нас в процессе построения суверенного и независимого белорус­ского государства. Идеология должна соответствовать потреб­ностям государства и народа, глубоко проникать в сознание людей, стать частью их мировоззрения. Государственная идеология, как подчеркнул А. Г. Лу­кашенко, сформулирована в Основном Законе — Консти­туции Республики Беларусь. Именно в ней четко опреде­лены важнейшие идеологические приоритеты белорусского государства:

• принцип народовластия, под которым понимается право народа управлять своим обществом и государством через представительные органы власти, а также участво­вать в референдумах и всенародных собраниях;

• принцип социальной справедливости, гарантирую­щий каждому гражданину Беларуси достойные условия жизни;

• принцип верховенства права, т.е. реальное обеспече­ние прав и свобод человека;

• принцип национальной солидарности, обеспечиваю­щий сплочение всех граждан страны в построении сильной и процветающей Беларуси;

• принцип суверенитета белорусского государства, под которым понимается право народа быть хозяином на соб­ственной земле, иметь свою национальную культуру и свои национальные традиции.

Высшим представительным и законо­дательным органом власти в Республике Беларусь является Парламент. В 1994 году согласно новой Конституции высшим пред­ставительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Рес­публике Беларусь стал Верховный Совет, имевший право принимать законы и вносить изменения и дополнения в Конституцию. В 1996 году белорусский Пар­ламент приобрел новое название и структуру. Парламент современной Беларуси носит название Национального со­брания Республики Беларусь и состоит из двух палат — Па­латы представителей и Совета Республики. Численность Депутатского корпуса Национального собрания составляет 174 человека, срок депутатских полномочий ограничен четырьмя годами. Палата представителей состоит из 110 де­путатов, избираемых на всеоб­щих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Совет Республики является палатой территориального представительства, состоящей из 64 депутатов (по 8 депутатов от каждой области и 8 назначаете Президентом Республики Беларусь).

Национальное собрание Республики Беларусь является одним из важнейших государственных институтов, актив­но задействованным в идеологических процессах белорусского государства. Наиболее реальной возможностью влия­ния Парламента на государственную идеологию является законодательное содействие созданию необходимых усло­вий для формирования новых идей, взглядов, ценностей, моделей поведения, которые могут лечь в основу развития общества и государства. На современном этапе развития суверенного белорус­ского государства Национальное собрание Республики Беларусь должно сосредоточить усилия, прежде всего, в том, чтобы сделать действующее законодательство макси­мально совершенным.

Эффективность законотворческого процесса в респуб­лике обеспечивается тесным взаимодействием между со­бой всех его участников — Палат Парламента с субъектами права законодательной инициативы, экспертными орга­низациями, которые действуют в русле единой госу­дарственной политики. Основной целью этой политики яв­ляется оказание помощи конкретному человеку, участие в решении его жизненных проблем, а также проблем обще­ства в целом. Именно поэтому предметом особого внимания народных избранников является личность как один из субъектов политической жизни и объект законотворческой деятельности. Это способствует формированию у граждан Беларуси чувств патриотизма, гражданственно­сти, любви к своей Родине, содействует проявлению сво­ей гражданской позиции и участию в решении задач, стоя­щих перед обществом, а также укреплению независимо­сти и целостности Республики Беларусь.

В идеологической деятельности Национального собрания Республики Беларусь особое место занимает законодатель­ное регулирование духовной жизни белорусского общества. Важнейшими объектами законодательной деятельности Пар­ламента в сфере духовной жизни являются образование, куль­тура, наука. Законы, принятые Национальным собранием в данных сферах, создают необходимые условия для формирования интеллектуально активной, высоконравст­венной, разносторонне развитой, профессионально под­готовленной личности. Они дают реальную возможность всем жителям Беларуси пользоваться достижениями белорусской культуры, науки, помогают реализовать свои твор­ческие способности. Таким образом, Национальное собрание Республики Беларусь является важным идеологическим органом. От его Деятельности зависит реализация пропагандируемых в стра­не идеологических постулатов, жизнь каждого отдельного че­ловека, поскольку именно законодательное творчество Пар­ламента определяет основные ценности, идеалы, потребности, запросы, модели поведения граждан республики.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществ­ляет Правительство — Совет Министров Республики Бела­русь — центральный орган государственного управления. В своей деятельности оно подотчетно Президенту и ответственно пе­ред Парламентом. Правительство Республики Беларусь состо­ит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В со­став Правительства могут входить и руководители иных рес­публиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом Республи­ки Беларусь с согласия Палаты представителей. Он ру­ководит деятельностью Правительства и отвечает за его ра­боту. Идеология практической деятельностиСовета Мини­стров проявляется в осуществлении кадрового, финансо­вого и материального обеспечения деятельности народного хозяйства, в создании необходимых для этого организаци­онных структур, в способах распоряжения материальными, финансовыми и прочими ресурсами, в осуществлении им экономической, аграрной, социальной, жилищной и иной политики белорусского государства. Организация информационно-пропагандистской работыПравительства направлена на формирование определенно­го общественного мнения через СМИ. В отличие от практи­ческой управленческой и исполнительно-распорядительной деятельности она адресована непосредственно гражданам Беларуси и имеет целью выработку в них таких качеств, как ответственность, чувства долга, патриотизм и т.п. Дей­ствия Правительства и всех органов исполнительной вла­сти по поддержанию норм, правил, традиций, настрое­ний, необходимых для динамичного развития общества, призваны обеспечить в Беларуси создание культурной и эмоционально-психологической основы для глубокого укоренения в общественном сознании идеологии бело­русского государства.

Один из эффективных способов участия населения в общественно-политической жизни государства – организация деятельности местного самоуправления. И именно на этом уровне государственная идеология получает возможность наиболее эффективно влиять на общество, разум и волю отдельных граждан. Прямое участие народа в управлении государством формирует у граждан определенные качест­ва, направленные на решение как государственных, так и региональных проблем, позволяет выполнять определен­ные идейно-воспитательные функции. В настоящее время идеологическая деятельность орга­нов местного управления и самоуправления должна быть более разносторонней и эффективной, должна повышаться их воспитательная роль. Их непосредственной обязанностью является массово-политическая и культурно-просветитель­ская работа, охрана общественного порядка, воспитание молодежи, организация досуга граждан. Особенно важно, чтобы на местном уровне была создана четкая техноло­гия идеологической работы по таким направлениям:

--- формирование путей и целей развития государства и об­щества

— систематическое информирование граждан о важ­нейших событиях, происходящих в государстве, обо всех во­просах, касающихся социально-экономического разви­тия местных территорий;

--- повышение политической культуры населения, его социальной активности

— формирование у граждан активной жизненной пози­ции, позитивного отношения к происходящим в государстве и обществе процессам.

В ряде мест организованны прямые телефонные линии местных исполкомов, дни открытого письма, выездных заседания исполкомов на предприятиях и в хозяйствах, соревнования между коллекти­вами.

Идеология государства должна быть конкретной, направленной на обеспече­ние всех без исключения сторон жизнедеятельности госу­дарства и общества, на придание им надлежащего смысла и поиск путей поступательного прогрессивного развития. Закрепленный в Конституции плюрализм идеологий и мнений означает, что идеология государства должна вы­рабатываться в свободных общественных дискуссиях с уча­стием политических партий, общественных организаций, лидеров общественного движения при посредничестве не­зависимых СМИ. Этому способствует деятельность всех государственных институтов власти в нашей стране.

Вопросы для проведения игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

по теме «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА»

1. Перечислите государственные институты власти в нашем государстве.

2. Центральным элементом политической системы Рес­публики Беларусь, Глава государства ______________________________.

3. Президентская власть в Рес­публики Беларусь была введена - _______________________.

4. Инициатор создания идеологии белорусского государ­ства - ______________________________.

5. Документ, в котором сформулирована государственная идеология -_________________.

6. Перечислите важнейшие идеологические приоритеты белорусского государства, определённые в Конституции Республике Беларусь:

А) –

Б) -

В) -

Г) -

Д) –

7. Высший представительный и законо­дательный орган власти в Республике Беларусь:

А) с 1994г. - _____

Б) с 1996г. - _____

8. Назовите палаты действующего белорусского Парламента

А) -__;

Б) - ___

9. Центральный орган государственного управления, представляющий исполнительную власть в Республике Беларусь, правительство - _

10. Глава Правительства - ________

11. В чем заключается информационно-пропагандистская деятельность Правительства _____

12. Перечислите мероприятия, которые организует местная власть с целью формирования активной гражданской позиции.

13. Когда впервые был сформулирован во­прос об идеологии белорусского государства?

14. Объясните, в чём заключается взаимосвязь таких понятий, как «идеология» и «государство» (1-2 предложения)

Наши рекомендации