Противоречия модернизации в России в начале ХХ века
Отличительной чертой ХХ столетия становится глобализация общественных процессов. Происходит столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. В начале ХХ века Россия становится крупной мировой державой, занимает 5 место в мире по промышленному производству, дает четверть мирового сбора зерна, рыночная система по темпам развития превосходила западную. Однако огромные размеры территории, быстрый рост населения, преобладание сельскохозяйственного производства полуфеодального типа требовали еще более высоких темпов развития. Производство основных видов продукции (среднегодовые данные) 1910-13. В начале ХХ века на Западе процесс индустриализации приводил к сглаживанию классовых противоречий в обществе между буржуазией и пролетариатом. В России сложилась парадоксальная ситуация: в ней только шел процесс складывания классов буржуазного общества и разрушения сословно-классовой структуры традиционного общества, поэтому социальная база поддержки реформ – класс мелких и средних собственников практически отсутствовал. Выбранная модель индустриализации привела к существенной деформации экономической системы. Приоритет был отдан сырьевым отраслям тяжелой промышленности, железнодорожному строительству, а не потребительскому рынку. Модернизация проводилась при сохранении главной корпоративной ячейки – крестьянской общины. Госсектор оставался огромным. Помимо земельной собственности к 1900 г. государство контролировало непосредственно или путем лицензий около 45% крупных предприятий. Процесс дальнейшей модернизации тормозился противоречиями в экономике и социально-политических отношениях:Противоречие между сохранением крестьянской общины и крепостнических пережитков и потребностями развития капиталистических отношений в деревне.Противоречие между уровнем промышленного развития и отсутствием политических прав и свобод у собственников.Противоречие между формирующимся гражданским обществом и абсолютистской формой монархии, не ограниченной конституцией.Противоречия национальной политики самодержавия.Классовые противоречия между помещиками и крестьянами, между рабочими и буржуазией.
24.Буржуазно-демократичкская революция в России 1905-1907
Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 годов радикально ускорила осуществление модернизации. Отсутствие легальных возможностей влиять на власть привело к использованию революционных методов давления. Революционное движение возглавляли социал-демократы и эсеры (Эсеры(социалисты-революционеры, с.-р.), крупнейшая мелкобуржуазная партия в России в 1901—22.). Они требовали свержения самодержавия, создания республики, введения демократических свобод, созыва Учредительного собрания. Сторонники сохранения самодержавия разделялись на тех, кто пытался не допустить реформ и «либеральных бюрократов», которые понимали их необходимость. Либеральное движение накануне революции создает нелегальные организации: «Союз земцев - конституционалистов» и «Союз освобождения» (январь 1904). В 34 городах России состоялось 120 банкетов, в ходе «банкетной кампании» были выработаны требования реформ. Цель либералов заключалась в замене самодержавия правовым буржуазным государством. 17 октября 1905 года Николай 11 подписал подготовленный С.Ю. Витте Манифест. Были введены демократические свободы: слова, печати, собраний, совести. Оформилась законодательная власть в виде двухпалатного парламента, состоявшего из Государственного Совета и Государственной Думы, избиравшейся населением, принят Основной Закон, заменявший конституцию, появились партии и профсоюзы. В ноябре 1905 г. возникла главная помещичье-монархическая партия «Союз русского народа» (лидеры А.И. Дубрович, В.М. Пуришкевич). Кроме нее существовало еще несколько подобных партий: «Союз русских людей», «Русская монархическая партия», «Общество активной борьбы с революцией», «народно-монархическая партия», «Союз русских православных людей». В основе их программ лежали самодержавие, православие, великодержавный шовинизм и антисемитизм. Монархические организации и реакционные слои населения получили название черносотенных. К концу 1905 года в России создаютсябуржуазные партии: Конституционные демократы (кадеты)(октябрь 1905),«Союз 17 октября» (ноябрь 1905),«Демократических реформ», «Мирного обновления», торгово-промышленная, правового порядка и т.д. Особенно большую роль играли кадеты (лидер – Павел Николаевич Милюков) и «октябристы» (лидер – А.И. Гучков). Их предшественниками были «Союз освобождения» (1903) и «Союз земцев-конституционалистов» (1903) Кадеты назвали себя партией «социальных реформаторов», главными методами они считали легальную борьбу за политические свободы, за реформы через Думу, их политическим идеалом была конституционная монархия. Октябристы, как партия крупной торгово-промышленной и финансовой буржуазии, своей целью считали оказание содействия правительству, осуществляющему реформы, поддерживали идею конституционной монархии.Весной 1906 года состоялись выборы в 1 Государственную Думу. По своему составу Дума оказалась левоцентристской и либеральной. Большинство мест занимали «трудовики» из крестьян – 107 мест и кадеты – 153 места. Социал-демократы – меньшевики – 17 мест. Основным вопросом в Думе стал аграрный вопрос. 9 июля 1906 года царь распустил 1 Государственную Думу. 11 Государственная Дума открылась 20 февраля 1907 года. По составу она оказалась еще более радикальной, чем 1 Государственная Дума. Левые партии получили 222 мандата из 518.
Оппозиционная Дума мешала самодержавию. 3 июня 1907 года Николай 11 объявил о роспуске 11 Государственной Думы и об изменении избирательного закона. Только 13 % населения страны могло принять участие в выборах. Это означало окончание революции. Постепенно власть приспосабливалась к нововведениям, ей приходилось балансировать между интересами буржуазии и интересами крупных землевладельцев. Такая политическая система получила название третьиюньской. Революция не преодолела противоречий, сложившихся в обществе в социально-экономической и политической сфере. Основной вопрос революции – ликвидация помещичьего землевладения не был решен. Разделения властей не произошло, верховная власть оставалась самодержавной. Необходимо было дальнейшее реформирование политической системы.
25. Революция и реформа. Реформы Столыпина.
Демократические институты в России могли приобрести устойчивость только в том случае, если большинство населения станет собственниками. Новый вариант модернизации, который часто называют Столыпинской предполагал разрушение самой массовой корпоративной структуры – русской крестьянской общины. Крестьяне могли выходить из общины и получать земельное владение в виде отруба или хутора. Крестьяне могли также переселиться за Урал, что помогало решить проблему малоземелья. Столыпинская аграрная реформа была призвана создать многочисленный слой мелких собственников. Реформа должна была изменить менталитет общинного крестьянства, заменить общинный коллективизм, уравнительные принципы социальной справедливости на индивидуализм, приоритет частной собственности. Столыпин считал, что на это понадобится 20 лет. 1 мировая война не дала последовательно осуществиться этому варианту модернизации. Ход реформы показал, что крестьянство сопротивляется разрушению общины всеми доступными средствами. К 1915 году было создано 1 млн. 265 тыс. хуторов и отрубов (фермерских хозяйств), что составляет 10,2% от общего числа крестьянских дворов. На фоне скромных результатов столыпинской реформы значительными выглядят достижения кооперации. К началу 1917 года она охватывала от 16 – до 24 млн. человек, т.е. вместе с семьями до половины населения страны. Кооперация оказалась той формой, которая позволяла соединить личную инициативу, предпринимательство с российским коллективизмом. Модернизаторские реформы должны были проводиться с учетом коллективистской психологии в России. Попытка обеспечить устойчивое экономическое развитие страны при сохранении самодержавия не удалась. Модернизация, начатая в 60 годы 19 века, к началу 1 мировой войны оказалась незавершенной.Реформы Столыпина (кратко) Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц. Аграрная реформа: Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п. Земство: Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту. Реформа промышленности: Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры). Национальный вопрос: Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.